Честное слово акима потерялось в камышах

Газета "Flash!"

Плавательное средство, а точнее, мини-земснаряд, ветер стремительно относил к середине озера Шалкар. Чудно озеро Шалкар при тихой погоде, и, вроде бы совсем небольшое. А вот подул ветер, понесло по волнам, и оказалось, что не всякая птица долетит до середины Шалкара. А уж доплыть до берега, если вдруг земснаряд перевернётся, и совсем нереально. Тем более, учитывая, что на календаре уже октябрь, и вот-вот полетят белые мухи…

— Зачем я связался с этим камышом, — тоскливо подумал Ернур. Он вдруг ещё острее ощутил своё полное одиночество. Никому не нужный, он нёсется по волнам на своём земснаряде, и даже не знает, что же будет дальше. Выживет, или сгинет в холодной воде. Даже звать на помощь бесполезно. На берегу уже давно никого нет. А где-то далеко-далеко его родной и любимый Алматы, там ещё тепло, солнечно, там семья, уютный дом, горячий чай…

Поздней осенью прошлого года предприниматель Ернур Искаков остался совершенно один на берегу озера. Ему некуда было деваться. Он охранял своё детище, – мини-земснаряд. Перевезти его куда-то в ангар у Ернура не было никакой возможности, для этого нужны деньги, а они у предпринимателя и закончились. Вот и жил он, то на берегу, то в земснаряде, то в машине, одновременно являясь и невольным сторожем брошенного муниципального пляжа.

Вот так и получилось, что аким области Даниал Ахметов приказал в конце июня своему подчинённому – акиму Уланского района Даулету Батырбаеву, чтобы тот жил в палатке на берегу озера, но к 6 июля, ко Дню Астаны, завершил обустройство первого на Сибинских озёрах муниципального пляжа. А в итоге жить на пляже, но не в разгар лета, а поздней осенью, пришлось предпринимателю из Алматы Ернуру Искакову. А районный аким в это время пожинал лавры победителя.

Вот с пляжа всё и началось. Впрочем, печальная история Ернура Искакова довольно хорошо известна не только всему Восточному Казахстану, но и всей стране. Мы лишь коротко напомним ход событий.

Начиналось всё ещё в 2016 году. После того, как глава области поставил задачу сделать на Сибинах доступное для всех и бесплатное место отдыха. Власти Уланского района сами нашли и пригласили Ернура для работы по очистке озера Шалкар от камыша. Его мини-земснаряд действительно уникальный механизм. Такой есть только у него во всём Казахстане. По-другому, вручную, очистить такую громадную площадь от камыша просто нереально.

Кстати, а почему для общедоступного муниципального пляжа было выбрано именно это – не самое лучшее на Сибинских озёрах болотистое место? Может быть, потому, что все другие места, более «сухие» и привлекательные, уже были раскуплены или находились в аренде? И ничего не оставалось, как организовывать пляж буквально на камышах. В противном случае пришлось бы изымать землю у собственника и платить компенсацию. А на этот участок земли никто из «сильных мира сего» (иные просто не могут завладеть землёй на Сибинах) не позарился, именно из-за зарослей камыша.

— С самого начала (июль 2016 года) я считал себя полноценным участником проекта и абсолютно был уверен в том, что моя техника выполнит нужную в данной ситуации работу, — рассказывает Ернур Искаков. — Если бы остался камыш на берегу и на воде, то пляж бы просто не получился. Расценки были согласованы еще тогда. Вместо 5 тысяч тенге за квадратный метр меня уговорили на 3000 тенге. И этот вопрос больше не обсуждался.

Практически сразу начались и проблемы с финансированием.

— Мне не оплатили 30% предоплату. Если и давали деньги, так это лишь бы заманить на объект (на оплату транспорта, ГСМ, питание, авральные расходы), и всё, — вспоминает Ернур.

— В декабре 2016 года мне кое — как выплатили чуть более миллиона тенге за то, что было убрано на суше и за 200 квадратов на воде. Это было в позапрошлом году.

Летом 2017 года последовал знаменитый визит Даниала Ахметова с личной инспекцией хода работ, и знаменитый нагоняй Даулету Батырбаеву. Это произошло 24 июня. До даты открытия пляжа оставалось меньше двух недель.

«Ребята, надо делать! Моя голова на кону! Оплата будет обязательно, не сомневайся. Как только сдадим», — так взмолился аким, — рассказывает Ернур. Под честное слово акима работа закипела как на берегу, так и на воде. Мини-земснаряд Ернура Искакова трудился день и ночь. К 6 июля водная акватория в районе пляжа была расчищена, и многочисленные отдыхающие могли наслаждаться купанием в ласковых водах озера.

— В эти дни вокруг меня роем кружили акиматовские и маслихатовские чиновники. Когда авралили, был настрой, трудовой дух, как раньше говорили… И это питало уверенность, что мой труд будет оценен по заслугам. Мое мнение — подобные проекты должны отдаваться в частные руки, однако не могут чиновники упускать возможность манипулировать бюджетом.

Во время открытия ко мне подошел один аксакал (к сожалению, имени не помню, он почетный гражданин города), и поблагодарил за работу. Было очень приятно услышать слова благодарности от почтенного человека. Это единственный случай благодарности. И никто из акиматовских не поздравил, не поблагодарил в этот знаменательный для каждого участника проекта день. Как только открылся пляж, их как будто корова языком слизала.

До сих пор я остался должен моим работягам — они авралили со мной. Помогало немало людей, которым я глубоко благодарен. Это простые люди, которым хотелось накрыть большой дастархан, — печально размышляет Ернур.

Однако, обещанных денег так и не было. Как оказалось, средства вообще не предусмотрели в бюджете, и все работы велись в долг, под честное слово акима района.

— После открытия пляжа и приезда акима области Батырбаев опять заверил, что оплата будет после сессии районного и областного маслихатов. На этот раз я решил ждать предоплаты, однако мой подрядчик-заказчик, выполняя требование Батырбаева, уговорил меня вернуться и работать в одиночку, что делать крайне сложно (требуется страховка на воде, на берегу, сбор камыша и т.д.). Принять на работу я никого не мог, нечем было платить, — рассказывает Ернур Искаков.

Шло время, но денег так и не было. Но предприниматель продолжал честно выполнять свою работу и продолжать выкорчёвывать камыш.

— Так как у меня на август уже не было средств, и мои просьбы игнорировались руководством акимата, я не стал останавливать работу, трудился один, а когда заканчивалась солярка — ехал в город и таксовал, чтобы купить топливо и еду. Я зарегистрировался в Апару и Яндексе, и для алматинца неплохо знаю город и пригород. Машину свою я окончательно уделал, — вздыхает Ернур.

Между тем, сезон отдыха закончился.

— Начиная с середины августа, пляж был практически брошен акиматом, и никому не было дела до меня. Аким просто избегал со мной контактов. Мне пришлось взять на себя функции охранника и уборщика. Без зарплаты и еды. Когда мне удалось прорватся к акиму, я ему сказал, что страдаю не только я, но и мои родные (у меня несовершеннолетние дети и жена не работает). Но мои слова не вызвали у бастыка никакого сочувствия, и никаких эмоций.

Да, Даулет Батырбаев в это время, наверное, чувствовал себя героем. Ведь сам аким области публично похвалил его на заседании областного акимата, сказал, что он выполнил его задание и сделал за 10 дней то, что не делалось годами. Только, наверное, Даниал Кенжетаевич не знал, каким способом это было достигнуто – невыполненными обещаниями.

— В декабре 2017 года после обращения в палату предпринимателей мне выплатили 2 миллиона и пообещали еще один миллион не позднее 15 января. Но и этот миллион я не получил, — констатирует Ернур Искаков.

А общая сумма выполненных работ – 22 миллиона тенге. Положение предпринимателя становится всё более отчаянным.

— Начиная с лета 2016 года, меня постоянно напрягают кредиторы. На данный момент я должен около 7 млн., каждый месяц 450 тысяч уходит только на проценты. Я не представляю, как дальше быть. Долг растет из месяца в месяц.

Редакция решила разобраться – почему же предпринимателю так и не оплачивают его труд, титанический труд. Мы обратились с запросом к акиму области, а также направили письмо и.о. акима Уланского района.

Вот что нам сообщили. Благоустройство пляжа началось в 2016 году. Подрядчиком было предприятие «Енбек Семей». В том числе были выполнены и работы по санитарной очистке акватории путём высекания корневой части камышовых зарослей. Факт выполнения этой работы власти констатируют.

В 2017 году были проведены работы по второму этапу благоустройства пляжа. На эти цели было выделено более 79 млн. тенге. Договор с генеральным подрядчиком, а им на этот раз стало предприятие «Енбек Оскемен», был заключён 10 августа 2017 года. Торжественное открытие пляжа состоялось, напомним, 6 июля. Получается, что, действительно, работы по подготовке пляжа к открытию велись без выделенных из бюджета средств. А оплата проведена уже потом, после выделения денег, при этом благоустройство продолжалось уже и после официального открытия. Итак, деньги всё-таки были выделены. Почему же не оплатили работу Ернура Искакова? Почему в смете не были предусмотрены расходы на очистку от камыша? Или были предусмотрены, но их списали на другие цели?

Ответ на этот вопрос чиновники дают простой и даже циничный.

«Акимат Уланского района никаких договоров с предпринимателем Е. Искаковым не заключал, и обязательств перед ним не имеет. Если предприниматель Е. Искаков выполнял работы, как субподрядчик, то ему следует обратиться за расчётом к подрядной организации».

— Работами руководил лично аким района, генерального подрядчика я в глаза не видел. Аким лично давал указания — как и где уничтожить растительность, подгонял, и при этом знал, что за работу мне не заплатит. Высшей степени цинизм. Еще раз повторяю: самой главной задачей при строительстве пляжа было уничтожение камышовых зарослей, иначе объект на таком болоте не стал бы функционировать. И рассчитаться заказчик должен был со мной в первую очередь. А то, что построено на берегу, так это задача, с которой справится любая строительная фирма, — возмущается Ернур Искаков.

Накануне отчётной встречи акима ВКО Даниала Ахметова с населением, состоявшейся 23 февраля, Ернур Искаков обратился к нему в письменном виде с просьбой помочь получить заработанные деньги. Ответ был точно такой же, как и нашей редакции!

Задавали мы акиму области и такой вопрос: «Какова Ваша оценка действий акима района в части соблюдения им этики государственного служащего? Ведь он дал честное слово предпринимателю, и под это честное слово Е. Искаков начал работать. В итоге его обманули. Как такой обман согласуется с этикой госслужащего?». Но ответа на данный вопрос так и не последовало. Аким Уланского района Даулет Батырбаев в конце прошлого года был переведён на новую работу – главой Бескарагайского района. Теперь он далеко, а то, что происходило на прежнем месте работы – быльём поросло, или, вернее, камышом.

А как же честное слово? Какое честное слово в наше время?! Вот пообещать, и потом кинуть – это по-нашему, по-современному, это круто. А честное слово – это пережиток прошлого. Кстати, «кидалово» в нашей области, действительно, становится, чуть ли не правилом хорошего тона. В Зыряновском районе, например, не заплатили фирме, убиравшей снег после обильных снегопадов декабря 2016 года. Тоже убирали под честное слово, без договора. Почти на 60 млн. тенге кинули и дорожников Кокпектинского района, также героическим трудом, под честное слово преодолевавшим последствия снежной стихии зимы 2015-2016. Теперь вот обманули Ернура Искакова. И это только широко известные примеры. Наверняка есть и другие, но пострадавшие просто молчат. Кто следующий? Или после таких скандальных историй больше уже не будет желающих работать под честное слово акима? Если это слово ничего не значит.

Конечно, можно всем обманутым сказать – вас же никто не заставлял работать без договора. Заключали бы договор – и работали нормально. Потом можно было взыскать через суд. Но ведь люди имели дело не с «братками», а с представителями власти, с представителями Президента! Люди надеялись на подлинность высоких слов об этике государственного служащего…

Ернур Искаков, всё-таки, продолжает надеяться, что «честное слово» акима воплотиться в реальные дела. И если уж сам аким весьма далеко от Уланского района, то должна быть преемственность власти и преемственность обещаний. И даже, как профессионал и честный человек, очень хочет завершить начатое дело.

— Мне осталось откачать ил, выложить дно в зоне купания гладкой галькой, и закончить вырезку камыша. Обязательно нужно откачать ил. Купающиеся были недовольны грязной водой и неприятным запахом. Это не удивительно, ведь при купании приходят в движение иловые массы, которые здесь были всегда, во все времена (озеро — то реликтовое). Появляется зловонный запах, Да и ходить по такому дну неприятно, вода чернеет, омрачается отдых. Об этом проектировщики и не беспокоились. Уже осенью, когда я поделился этими соображениями с акимом, тот сразу же и заявил, что откачка ила и укладка галечника пускай войдут в объем работ по очистке от камыша. То есть, за одни те же деньги он захотел выполнить еще и огромный дополнительный объем работ. Я тогда был удивлен такой наглости…

Я готов выполнить завершающую стадию, тем более, только моё оборудование способно это выполнить. Беру гарантийное обязательство в течение трёх лет продолжать наблюдение за водоёмом. Но районному акимату всё это, наверное, не нужно, — говорит Ернур.

Кстати, мы задали руководству области и района такой вопрос:

— Обустройство пляжа к новому сезону массового отдыха требует проведения дополнительных работ, в частности, завершения уборки камыша и отсыпки дна мест купания галечником. Е. Искаков готов завершить все эти работы. Если районный акимат так и не оплатит ему долг, как власти намерены приводить пляж и озеро в порядок?

— Процесс очистки дна озера от ила и камыша считается технически сложным, для этого необходима значительная сумма денег и требуется специальная техника. Работы будут проводиться в том случае, если пляж или берег зарастёт камышом. При зарастании камышом, перед началом купального сезона силами коммунальных служб района будет проведена отсыпка зоны купания и очистка побережья.

Итак, власти признают, что очистка от камыша – это технически сложная и дорогостоящая работа. А кто же сделал эту работу, господа? Неужели камыш, как высокосознательный элемент, понял, что не нужно мешать отдыхающим, и решил сам уйти с этого места?!

Ернур Искаков уверен, что без мини-земснаряда очистить акваторию от камыша невозможно.

— Весной начнется бурный рост камыша, побеги которого мне не дали убрать в прошлом году и заниматься этим надо сразу же после таяния льда, этот процесс займёт не менее месяца. Не хочу хвалиться, или кого-то обижать, но местные работники понятия не имеют, как это делать, пока я им не показал. Параллельно со мной работала какая-то бригада, которая хотела угодить акиму или дискредитировать меня. Они приволокли огромную железяку и тралили её по дну в надежде, что справятся с камышом. И ничего у них не вышло.

— Моя работа легче всего контролируется визуально. Вот она, моя работа – камыша нет. Сравните, что было, и как стало, — возмущается Ернур Ербалаевич. — Все это гадко. Ни один из чиновников даже просто по-человечески не поговорил со мной, не извинился, по — свински обошлись. Они даже не понимают, какой нанесли мне ущерб. В суд я не пойду, только пустая трата времени.

Несмотря на эту мерзкую историю, Ернур Искаков полюбил Восточный Казахстан. У него много планов и идей в нашей области.

— В ВКО сосредоточено 70% водных ресурсов Казахстана. Есть желание презентовать открытие машиностроительного производства по выпуску мини-земснарядов, ветрогенераторов, гаражных печей длительного горения, плавучих конструкций (буи), малой механизации для коммунальных служб и т.п. Я инженер – машиностроитель, в прошлом работал начальником производства Алматинского станкостроительного завода (при СССР). Если бы со мной расчет был, как договаривались, я бы за зимние месяцы изготовил два новых земснаряда. При организованном процессе легче и инвестрора-партнера найти. Эта техника должна служить прежде всего для предупреждения стихии. Ветрогенератор был показан на выставке ЭКСПО-2017. Есть планы внедрить технологию по переработке техногенных отходов. Можно организовать производство органического удобрения сапропель в селе Алгабас. (По этому направлению я работаю с фермерами и Опытным полем). В общем, перспектив много. Просто, если получить заработанное, то можно уже было все это внедрять.

В тот холодный октябрьский день, с которого мы начали повествование, сорванный ветром земснаряд прибило к противоположном берегу озера. Всё закончилось благополучно, хотя Ернур мысленно уже готовился к худшему. Пройдёт время – и его жизненный корабль также ляжет на ровный курс. С его техническими знаниями, стремлением к новому, талантом инженера – он не пропадёт. А вот местная власть уже не отмоет свою изрядно подпорченную репутацию. Впрочем, власть имущих это мало волнует. Они возомнили себя богами, думают, что им всё позволено, и можно делать всё, что угодно, и совершенно безнаказанно. Но так не бывает.



Денис Данилевский

Фото – из личной страницы Е. Искакова в Facebook