Развития не будет? О тонкостях Закона «О средствах массовой информации»

Газета "Flash!"

СМИ или не СМИ?

Сегодня в Республике Казахстан средством массовой информации считается журнал, газета, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы. То есть, видеозапись на ютуб-канале, при желании, тоже можно назвать СМИ, и привлечь собственника видео или канала к ответственности, поскольку информация будет считаться продукцией СМИ.

Почему «при желании»? А потому что, на наш взгляд, имеется некая рассогласованность в понятийном аппарате Закона «О СМИ», в котором не говорится «включая сетевое издание», каковым является интернет-ресурс, «прошедший процедуру постановки на учет в уполномоченном органе, информационно-коммуникационная инфраструктура которого размещена на территории Республики Казахстан».

Как это представляется нам? Допустим, некоему гражданину А., обладающему «весом в обществе», не понравился интернет-ресурс «Ведьма». Подает он в суд, где ссылается на понятие в законе, включающее в себя интернет-ресурс. И своим «весом», добивается судебного решения.

Другой придуманный гражданин Я. не обладает авторитетом в обществе. Обычный серенький гражданин. Обращается он в суд, а получает решение, в котором сказано, что это же не сетевое издание. Посему, мол, отказ тебе.

Что на это могут возразить должностные лица? Вопрос риторический.



А если завтра экстремист?

Есть сегодня нормы в Законе, пугающие журналистов. К примеру, запрещены разглашение государственных секретов, пропаганда или оправдание экстремизма. Под пропагандой понимается распространение взглядов, фактов, аргументов для формирования положительного общественного мнения о запрещенной законодательством информации.

Поразмыслив, мы пришли к выводу, что, к сожалению, сегодня, при ручном «регулировании» Законом развития средств массовой информации не сможет зародиться не то что мощная и всецело независимая журналистика, но и что-то новое в любой другой сфере, если это новое будет противоречить интересам олигархов. Ведь без отсутствия информационной поддержки нет развития! К примеру, не зародится левитация, поскольку официально полеты без самолета будут нести угрозу терроризма, а неофициально – нести угрозу потери прибылей для авиаперевозчиков. По тем же причинам, вероятно, не будет масштабного использования солнечной энергии в быту и на транспорте, телепортации, телекинеза, машины времени и много другого из области фантастики, даже если это будет внезапно открыто и обнародовано учеными. На него тут же наложат табу, а СМИ, призывающие к их использованию, тут же подпадут под санкции. К примеру, при сегодняшнем Законе «О СМИ», вероятно, можно было бы «зарубить» и появление мобильной связи, стоило ей запоздать с появлением на 20 лет, и если бы ее объявили разработкой террористов. Значит, все, что могло зародиться – уже зародилось ранее? И дальше только тупик?

Не знаем, не знаем. Дело в том, что Закон «О СМИ» содержит норму: «Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора». Почему нельзя сразу придерживаться норм международного права мы не понимаем! Можно было вообще руководствоваться только ими, и отойти от законодательного регулирования СМИ. Пусть журналисты пишут, а несогласные всегда смогут защититься в суде.

Согласие – несогласие

Еще одна спорная, на наш взгляд, норма Закона. СМИ не требуется согласие на воспроизведение и распространение изображения лица, если оно присутствует или участвует в публичных мероприятиях, если распространяемая информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью лица, а также опубликована самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен (к примеру, на официальном сайте); если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Могут ли СМИ опубликовать фотографию отбывшего срок наказания гражданина с целью охраны общественного порядка, указав его прошлое?

Журналистам следует помнить, что сегодня запрещается распространение персональных и биометрических данных о ребенке, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия); несовершеннолетних, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении административных и (или) уголовных правонарушений, а также сведения об его родителях и иных законных представителях или иной информации, позволяющей установить личность. Исключение составляет наличие приговора по тяжкому или особо тяжкому преступлению, совершенному ребенком. И тут нам вспоминается история, когда ребенка держали на цепи, и лишь вмешательство СМИ его защитило. Что делать журналисту в такой ситуации?

Оказалось, что эта норма содержится в одной статье Закона, но есть противоречащая ей норма в другой статье Закона. В ней сказано «за исключением случаев, если распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов ребенка, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия)».

Но, страдания ребенка еще нужно доказать! При этом необходимо согласие несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и его законных представителей. Либо согласие законных представителей несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия). Как быть, если именно они ребенка держат на цепи? Перелезть через забор и взять расписку у ребенка?

Оказывается и тут есть одно «НО!»: если согласие не дается либо несовершеннолетним, либо его законным представителем – публиковать сведения о несовершеннолетнем можно без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), или его законных представителей, если законный представитель является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий (бездействии). А если он пока еще не является подозреваемым? Тогда можно с согласия одного законного представителя пострадавшего несовершеннолетнего в случае, если второй законный представитель находится за пределами Республики Казахстан, и его согласие получить не представляется возможным. А если они оба в Казахстане, издеваются над ребенком, и оба против публикации?

Если журналист хочет опубликовать сведения о несовершеннолетнем, совершившем административное правонарушение или уголовное преступление небольшой или средней тяжести, то потребуется согласие на публикацию со стороны несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста, совершившего административные и (или) уголовные правонарушения, и его законных представителей. А он, конечно же, с охотой согласие даст, только ждите.

В общем, при стольких «НО» гораздо проще «махнуть» на все рукой и забыть – пусть издеваются и совершают преступления. А мы будем молчать, и поливать грязью тайны и железный занавес Советского Союза.



Оперативность и прочее

Сегодняшние СМИ будут менее оперативны, так как ответ на письменный запрос, который, кстати, теперь может подписываться электронной цифровой подписью (и обязательный экземпляр печатного издания для государственного органа тоже может быть электронным с ЭЦП редактора), представляется в течение 7 рабочих дней, если не указано в самом запросе. Но, зато ответ дается на языке обращения, что немаловажно! В предоставлении сведений журналисту может быть отказано, если, к примеру, запрос не соответствует требованиям Закона «О СМИ».

Несмотря на это, журналист сегодня обязан принимать меры по проверке достоверности распространяемой информации путем направления запросов соответствующим физическим и (или) юридическим лицам либо иными способами, не запрещенными законодательством Республики Казахстан. Вот эта норма в сочетании со сроками предоставления ответов ставит крест на всякой оперативности.

Также журналист обязан получать согласие от лица либо его представителя на распространение, к примеру, банковской, коммерческой и иных охраняемых законом тайн, за исключением случаев, если сведения указаны в официальных сообщениях или распространены самим лицом либо их представителями в источниках, доступ к которым не ограничен. В общем, теперь не ждите разоблачений коррупционеров!

Кстати, знаменитая норма о регистрации для комментариев в Интернете изложена не в Законе «О СМИ», а в Законе «Об информатизации» (пункт 5-1 статьи 36). Так что думайте при комментировании на сайтах или в социальных сетях – ваши данные могут передать в нужные органы.

В общем, граждане читающие, пока будет столько неясностей, угроз и непоняток – никакого развития средств массовой информации не ждите. Кому нужно подставлять свою голову за граждан? Ведь, если что, за журналиста никто особо заступаться не будет.

Агентство правовой информации и журналистских расследований «Витязь»