Летом ушедшего года Минздравом было принято постановление об изменении порядка оказания скорой медицинской помощи. Экстренные сигналы, поступающие на номер 103, подразделяются на четыре категории. Вызовы последней, четвертой категории, которые признаны не экстренными, теперь будут обслуживаться не бригадами скорой помощи, а врачами СВА и поликлиник.
Конечно, это кардинальные изменения.
Наверное, немногие задумываются о том, что данная реформа влечет за собой множество проблем и трудностей для руководства и врачей поликлиник и семейно-врачебных амбулаторий. Ведь эти учреждения никогда не занимались функциями скорой помощи. У них задача несколько иная – профилактика заболеваний и лечение больных, состоящих на учёте, и обращающихся за помощью непосредственно в больницу. Очевидно, что только один врач, не зависимо от его уровня квалификации, физически не потянет бесконечный трудовой график с круглосуточными выездами к больным. Также, в рабочем штате неотложной помощи должна быть медсестра, умеющая проводить различные процедуры. Очевидно, что нужен диспетчер, принимающий вызовы, водитель, а еще транспорт для перевозки больных и медиков. Для машины нужен гараж. А кто будет автомобиль ремонтировать? Работа посменная, поэтому нужно как минимум три бригады, чтобы работать хотя бы сутки через двое. Теперь посчитайте – какие дополнительные расходы лягут на СВА. По сути, эти расходы лягут на нас, больных и пациентов!
Новшества коснулись и системы выдачи бесплатных лекарств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи для амбулаторных больных. Эта система также кардинально обновилась! Аптеки, располагающиеся в городах и поселках, теперь не занимаются выдачей этих лекарств. Ныне бесплатные лечебные препараты можно получить в медико-санитарных организациях по месту прикрепления больного. Хоть новшества и вступили в силу с началом этого года, доступными лекарства стали лишь совсем недавно. Ведь у нас получилось как всегда: о преобразованиях заявили, но никакой подготовительной организационной работы не провели! А страдают больные. Им нужно или ждать, когда все «устаканится», или брать лекарства за свой счет. А ведь есть пилюли и препараты стоимостью в десятки тысяч тенге! Где же взять бедному пенсионеру или безработному такие деньги?!
Теперь аптечный пункт должен быть при каждой СВА. Что из этого следует? Нужно выделять для аптеки квадратные метры, даже если площадь СВА очень маленькая, обустраивать это помещение, продумывать меры для охраны; получать самые разные лицензии, например, разрешающие хранение препаратов, содержащих наркотические вещества; найти и принять на работу квалифицированного фармацевта с соответствующей зарплатой; заключать договора о поставке лекарств; и множество другой организационной работы.
К сожалению, Министерству здравоохранения РК и Управлению здравоохранения ВКО удалось избежать всяческой конкретики в своих письменных ответах на ряд наших вопросов. Вот пример только одного из бюрократически-формальных ответов: «Стоит отметить, что на данный момент, в активах организаций первичной медико-санитарной помощи для обслуживания прикрепленного населения уже есть легковой и санитарный транспорт, медицинский персонал и диспетчерская служба». Так и хочется спросить авторов таких ответов: «А в какой это стране?». Вы хоть спуститесь из своих высоких кабинетов на землю!
Поскольку медицинские чиновники весьма далеки от реального представления о действительности, мы решили обсудить эту ситуацию именно с теми, кому и предстоит проводить эти реформы на самом низовом уровне. Корреспондент нашей газеты беседует с директором ТОО «Вита» Раей Рахимовой. Рая Жангалиевна – известный в области врач и организатор медицины. Она в лихие годы прежних реформ смогла создать один из лучших в стране Центр матери и ребенка, вывела службу охраны материнства и детства в нашей области на самый высокий уровень. Теперь Рае Жангалиевне, уже как руководителю СВА, приходится заниматься новыми реформами – налаживать в своей небольшой семейно-врачебной амбулатории службу скорой помощи и аптеку для обеспечения бесплатными лекарствами. Тем ценнее для нас мнение такого опытного руководителя.
— В этом году мы заключили договор с фондом социального медицинского страхования, в котором указаны права и обязанности. Я выделила тридцать третий пункт: «Обеспечить на амбулаторном уровне доведение лекарственных средств до потребителя путём выписки рецептов в соответствии с перечнем лекарственных средств». Получается, нашей обязанностью является выписка лекарственных средств. Но в этом году, в некоторых областях, в том числе и в нашей, организации ПСМП обязали открыть аптечный пункт выдачи лекарств. Рассматриваем этот вопрос с двух сторон. (Рисует наглядные чертежи). Первая, это, конечно же, население. Основная масса больных, получающих бесплатные лекарства — люди в возрасте. В прошлом году я только начала работать в СВА. И это был ад! Почему? Потому что иногда, для того, чтобы получить свои лекарства, больному приходилось ездить на КШТ двумя автобусами, забирать аспирин, стоимость которого была равна билетам, и возвращаться с жалобами ко мне! Случалось и такое, что лекарства вообще невозможно было найти. Было много возмущений и жалоб! Бедные медсестры, бедные врачи… Для населения эта реформа должна принести большое облегчение.
НО, есть и иная сторона — медицинских работников и руководителей. НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ отдельные финансовые средства для открытия аптеки не выделены! КАК содержать аптеку?! КАК принимать аптеку?! Из каких средств платить зарплату?! Или же купить холодильник, шкафы и так далее!? В договоре это не предусмотрено. Однако, как законопослушный человек, думающий о людях, я все же открываю аптеку. Приняла фармацевта. У нас ВСЕГДА телега бежит впереди лошади Какой-нибудь ревизор придёт завтра, назначит проверку, аудит. Потребует бумагу, подтверждающую разрешение. Конкретная нормативно-правовая база пока отсутствует. А нас всегда очень хорошо проверяют! Повторю, что для людей это выгодный вариант. Тем не менее, пока что на первых порах ничего не понятно.
Точно также мы работаем по государственному заказу. У меня есть аналогичный договор на руках и соответствующий пункт в нем: «Обеспечить оказание круглосуточной неотложной медицинской помощи прикрепленному населению для обслуживания четвёртой категории срочности вызовов, при состояниях пациента, вызванных острыми заболеваниями, ОРВИ, гриппом, обострением хронического заболевания без внезапных и выраженных нарушений органов и систем при отсутствии непосредственно угрозы жизни и здоровью пациента».
Вот такой приказ. Его я обязана соблюдать. Может, это и правильно. У кого-то слабое недомогание, из-за чего он сразу же вызывает скорую помощь. Поэтому для того, чтобы целесообразно использовать подготовленный персонал скорой помощи выделяются экстренные случаи: травмы, ожоги, ДТП, инсульт, инфаркт и другие. Но, мы снова возвращаемся к содержанию. Нам же тоже необходимо открыть свой круглосуточный пост. Нужны диспетчера, медицинские работники и машина. Это же все должно содержаться за счет государства. Затрудняюсь сказать о том, выгодно ли это в финансовом плане. Стоит обсудить этот вопрос еще раз, проработав минимум год. Может быть, мы потратим больше средств, чем, если бы оплачивать эту сумму станции скорой помощи. Жизнь покажет. Но, в последующем мы, возможно, заключим договор со скорой медицинской помощью. В конце концов, население не должно оставаться без неотложной помощи. Все эти идеи хороши, но их осуществление идет очень тяжело и очень неорганизованно!
Рая Жангалиевна показала уже созданный, но ещё не открывшийся аптечный пункт. А где же больные, прикрепленные к ТОО «Вита» получают пока бесплатные препараты? Актуальная проблема января и февраля, с которой столкнулись многие жители города и области. Аптеки более не специализируются на этом, а при амбулаториях их ещё нет.
— В течение двух недель пункт начнёт свою работу. А пока что мы заключили договор с аптекой, находящейся на улице Ауэзова, 18. Так же поступили и многие другие поликлиники. Однако, хочу заметить, что намного тягостнее нововведения отразились на пригородных и сельских амбулаториях.
Итак, «верхи» провозгласили реформу, и умыли руки. А руководители медицинских учреждений на местах теперь ломают голову: а как же выполнить эти указания? Напрашивается едва ли не риторический вопрос: каким образом подобная безответственность со стороны врачебного высшего руководства является допустимой по отношению к бесценной человеческой жизни!?
Илья Шушеньков
От редакции. Когда номер готовился в печать, управление здравоохранения сообщило редакции, что в данное время четвертая категория вызовов скорой помощи обслуживается в Усть-Каменогорске только поликлиниками №1 и №2, и только в дневное время.