![](https://flashpress.kz/sites/default/files/9f6f35.jpg)
Семею-Семипалатинску в 2018 году исполняется 300 лет. Точка. Этот факт так же неоспорим для старожилов, как то, что Солнце всходит на востоке, у Иртыша есть правый и левый берега, а Нурсултан Абишевич Назарбаев — глава Казахстана.
Горожане ждут большого праздника. Исполняется три века городу, видевшему, казалось бы, всё и вся. Какие великие имена — русские, казахские, татарские, немецкие, украинские, польские, можно перечислять долго! Богатейшая событиями история, уникальная евразийская культура, развитая экономика — факторы, повлиявшие на судьбу не только нашего государства, но и соседних.
фото — news.alinfo.kz
Однако мысль воздать должное памяти предков и их вкладу в наше благополучное сегодня, достойно отметить 300-летие Семея (справедливости ради, Семеем Семипалатинск стал 21 июня 2007 г., а до того 289 лет прожил с первоначальным названием) находит поддержку не у всех. Дескать, в 1991 г. Республика Казахстан вступила в новую эру. А раз царизм да советский строй с глаз долой, то — из сердца вон.
Пользователь соцсети «Фейсбук» семейчанин Ерзат Жетибаев опубликовал 30 января 2018 г. комментарий к публикации краеведа Павла Жукова в группе «Семей — Семипалатинск online». Жетибаев пишет: (орфография и пунктуация оригинала — прим. авт.) «Во первых Семей а не Семипалатинск, или вас Павел Жуков принимать за сеператиста, так как офицальное название вам и нам давно известно. Вы своими этими движениями сами разжигаете национальный неприязнь и т.д. типа — «Кого-то очень раздражает, что среди основателей города одни русские фамилии» это из комментария Фархат Рафикова. И верно пишет Vladimir Vinyavsky «Каждое поколение пишет свою историю...» да 1968 году отмечалось 250-летие никто не спорит, да где то 300 лет назад был приказ о строительстве крепости, но не города. Это все называлось колониальная политика царизма Мы живем в Казахстане это независимая республика причем тут история царской России с его колониальными реформами, празднование 300 это корнями уходит в прошлое. Город был до крепости, я не профессиональный историк я больше как философ и политолог могу сказать что идея празднования 300 летия не соприкасается с национальной программами развития современного Казахстана, идеями МӘҢГІЛІК ЕЛ и РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ. И во вторых, краеведение это не официальная наука и краеведы не имеют право вести археологические исследования так же как и историкам без определенных лицензии. Ведь вам всем известны публикации ученных археологов — историков как Айдын Жунисханов (Aidyn Zhuniskhanov), Жамбыл Артыкбаев и т.д. на казахском и на понятном вам русском языке где прозвучали убедительные доказательства о существовании городской культуры до строительства Семипалатной крепости».
Если бы такой комментарий был один, так нет. Один из многих.
Лакмус Общественного совета
26 января сего года аким Семея Ермак Салимов собрал на заседание Общественный совет. В его составе — депутаты городского маслихата, руководители общественных объединений, координаторы социально значимых программ, главы отделов акимата, ветераны труда, профсоюзные лидеры и т.д. Были приглашены журналисты. Вопрос празднования 300-летия города не стоял на повестке дня, но неожиданно оказался водоразделом мнений. Высказывания на тему юбилея Семея прозвучали на совете от одобрительных до негативных — в частности, председатель городского Совета ветеранов войны, труда и вооруженных сил Амантай Догалаков сказал, что «… крепость — само собой разумеется, царский приказ был, но это был не город, а крепость. Мусин, Плещеев (богатейшие семипалатинские купцы-промышленники — прим. авт.) были до крепости. Татарский край был до крепости. А царский приказ — это когда приехали «черные шинели» и всех казахов выгоняли отсюда. Ни один ученый не может доказать (300-летия основания Семипалатинска — прим. авт.), архивные материалы надо смотреть».
Кто и откуда выгонял казахов 300 лет тому назад, почему Мусины и Плещеевы, жившие в XIX-XX вв., были, оказывается, «до крепости», как и Татарский край, и какие еще нужны архивные документы-доказательства 300-летия? 7 февраля я позвонила г-ну Догалакову с просьбой дать комментарий по 300-летию города, он ответил:
— Историки пишут, не поймешь. Указа царя о создании города Семипалатинска тоже нет. Я не географ, не энциклопедист, не этнограф. Но много читаю исторической литературы. Семь Палат — это, оказывается, джунгарские какие-то строения были, буддийские. Больше в разговорах о 300-летии участвовать не буду. Написали, что я сказал «выгнали казахов» (коллеги, приглашенные на Общественный совет, привели слова г-на Догалакова в своих статьях — прим. авт.), но разве можно так писать? Я этого не говорил (есть аудиозапись заседания Общественного совета, 57-59 мин. — прим. авт.). Я всегда в интернациональных коллективах работал. Мой карьерный рост сделали русские люди: Савельев, Еременко, Халдеев, Онищенко, немец Кейн.
Громче всех кричат дилетанты
— Когда люди, от науки далекие, призывают забыть историю, которая была до обретения Казахстаном Независимости, это — нигилизм, в корне ошибочный, неправильный подход, — говорит кандидат исторических наук, профессор ГУ им. Шакарима Амантай Исин. — Со мной не раз вступали в полемику молодые люди, которые не понимают, что история — глубокая вещь. Многовековая. Отрицать какой-то период или периоды — как можно? Выбрасывать из истории факты бессмысленно. Другое дело, нельзя держаться стереотипов, раз навсегда заученных догм. Наука идет вперед, появляются новые идеи, находки, происходят открытия, нужно уметь видеть ростки свежих мыслей. Мы предлагаем провести юбилей города в формате празднования 1000-летия городской культуры на Иртыше. Этот подход всех устроит, и 300-летие Семея вписывается туда вполне. Две даты, 300-летие Семея и 1000-летие городской культуры в Прииртышье, друг другу ничем не противоречат.
Всем бы, уважаемый Амантай Исаевич, вашу порядочность и приверженность идеалам науки. Увы, крикунам, не дающим себе труда вникнуть в суть вопроса, меньше всего нужно привлечь внимание к истине.
Штрих к теме исторической безграмотности молодежи. В 2017 г. один из основателей краеведческого общества «Прииртышье» Павел Жуков был приглашен на школьную конференцию, где с сообщением выступала девочка 13-14 лет. Без тени сомнений она заявила, что железные дороги появились в Казахстане после того, как наша страна стала суверенной. И возможность путешествовать поездом, нужно расценивать как достижение Независимости. Вопрос ошеломленного Жукова «Но Турксиб был построен еще в 1929 году?» «докладчица на миллион» проигнорировала.
Доказательства? Вот.
Золотом в новейшую историю Семея вписано имя — Виктор Николаевич Кашляк. Архивист по призванию, именно он многочисленными научными трудами безоговорочно доказал — город Семипалатинск был основан как одна из крепостей Иртышской береговой линии обороны от набегов джунгар. Основан по именному указу Петра I в 1718 г. Первостроителем Семея-Семипалатинска был капитан Иван Григорьевич Андреев, он возводил не первую, а вторую крепость на территории нашего города, каменные постройки. В том же славном ряду городов-крепостей стоят Омск (1716 г., основан казачьим отрядом подполковника И.Д. Бухгольца), Усть-Каменогорск (май 1720 г., основан экспедицией майора И.М. Лихарева как крепость Усть-Каменная), Павлодар (1720 г., основан как форпост Коряковский).
— Виктор Кашляк успел издать 12 книг. Еще одну не завершил, но сохранились наброски, — рассказывает Раиф Джагуфаров, меценат и директор ТОО «Семинформ» (при спонсорской помощи Р.Г. Джагуфарова вышла в печати большая часть книг В.Н. Кашляка — прим. авт.). — Сначала Виктор стал активно участвовать в работе школьного краеведческого музея, вел систематические записи. Позже, будучи взрослым, взялся за создание книг по истории нашего города. Часто повторял: «Пока не получу из проверенных источников три письменных подтверждения факту, строчки не напишу». Его дотошности, стремлению к исторической правде мы обязаны появлением монографий, по которым можно восстановить детальную историю Семея. Чтобы получить три и более письменных подтверждения событию, он годами просиживал в архивах и музеях. Неоднократно работал в Алматы, Барнауле, Омске, Томске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, посетил маленькие городки. Как золотой песок, просеивал данные. Много уникальных упоминаний о Семипалатинске Кашляку дал архив московской Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. Виктор был счастлив, когда на основании документов фиксировал очередную страницу истории Семея, после чего переходил к следующей задаче. Он жил работой.
В 1994 г. я окончила исторический факультет Семипалатинского государственного пединститута им Н.К. Крупской. Позже познакомилась с ныне покойным В.Н. Кашляком. Как-то, в частной беседе, мэтр сказал: «Были случаи, власть имущие за большое вознаграждение предлагали мне исказить в книгах исторические факты, приблизить их к реалиям, принятым в наше время. Я всегда отказывался».
Куда канули 290, туда отправятся и 300?
— Еще в 2008 г., когда подходило 290-летие Семея, краеведческое общество «Прииртышье» обратилось к тогдашнему акиму города с предложением установить на месте закладки крепости памятный знак, — говорит краевед Павел Жуков. — Мы разработали эскиз знака, подыскали земельный участок, написали десятки писем и провели встречи с официальными лицами. Несмотря на все усилия, вопрос с установкой памятного знака сначала завис в воздухе, а потом растворился. Теперь — та же гробовая тишина с предложениями уже по празднованию 300-летнего юбилея. Мы инициировали присвоение имени основателя города капитана Андреева набережной Семипалатинки, притока Иртыша. Предложили установить И.Г. Андрееву памятник — благодарный Усть-Каменогорск памятник майору Лихареву воздвиг. Предложили провести конкурс на создание городского герба, гимна и флага — Усть-Каменогорск это уже сделал, и сделал отлично. Мы предлагали организовать выставку картин о городе, фотовыставку «Город вчера и сегодня», выпустить памятную монету — 300-летие более чем серьезная дата. Но рабочая группа по подготовке празднования 300-летия Семея, ее руководителем стала заместитель акима города Надежда Шарова, собиралась всего один раз, весной 2017 г. С тех пор никаких подвижек, никаких встреч. Идеи и практические предложения краеведов, десятки пунктов, никого не заинтересовали. Мое мнение — с таким подходом юбилей Семея не состоится. Пройдет в сентябре очередной День города, не примечательный абсолютно ничем.
290 и 295 лет со дня основания Семей не отмечал. Город есть, а дня рождения у него как бы нет.
Капитан Иван Андреев — краткая историческая справка
Чем известен капитан Иван Андреев? Родился в 1744 г. в Тобольске в семье служилого дворянина. Был инженером-топографом, заложил в 1776 г. вторую Семипалатинскую крепость. Большой труженик, всю жизнь строил крепости и мосты, снимал карты местностей, описывал соленые озера северной части казахских кочевий и состояние земледелия на Иртыше, составил план Коряковского острога. По долгу службы регулярно бывал в казахских аулах, по личной просьбе казахского султана Абдулфеиса совершил экспедицию в его кочевья, расположенные в приграничных областях Восточного Казахстана. Там, в аулах найманов, поработал капитан Андреев этнографом, записал предания о происхождении кочевых родов и аристократических династий Среднего Жуза. А главным трудом капитана Андреева, делом всей его жизни, стало «Описание Средней Орды киргиз-кайсаков». В отличие от многих и многих из нас, Иван Григорьевич Андреев свободно говорил и писал по-казахски. Подготовил сборник казахских терминов и выражений, ставший одним из первых в России русско-казахских словарей. Капитан был, как бы сейчас сказали, высокообразованным толерантным человеком. Отлично знал, уважал и поддерживал быт и культуру казахов, за что имел среди местного населения добрую репутацию, много друзей и хороших знакомых. И первым письменным трудом по истории города Семипалатинска и края в целом стала рукопись Ивана Григорьевича Андреева под названием «Домовая летопись Андреева, по роду их писаная капитаном Андреевым в 1789 г. Начата в Семипалатинске». «Домовая летопись...» стала своеобразной энциклопедией жизни всей Иртышской линии во второй половине XVIII в. Умер капитан Андреев 28 апреля 1824 г. в возрасте 80 лет в Семипалатинске. Был похоронен на старом крепостном кладбище. Поскольку кладбище снесли, а на его месте расположился стадион «Спартак», могила основателя Семипалатинска не сохранилась.
Память капитана И.Г. Андреева в Семее-Семипалатинске не увековечена. Как, собственно, не прослеживается и глобальная история города, которому нынче 300 лет.
Подходы к историческому наследию, как того требует наш президент
Достаточно было посвятить один день выборочному просмотру печатной прессы, как стало понятно: Восточный Казахстан взял твердый курс на реализацию госпрограммы «Рухани жаңғыру». Суть ее изложена в статье Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» (опубликована на сайте Акорды 12 апреля 2017 г. — прим. авт.). 17 октября 2017 г. «Рухани жаңғыру» была презентована в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
Нурсултан Абишевич — мудрый человек мультикультурной формации. Не упираясь в догмы, не зацикливаясь на «дважды два — четыре», не видя в каждом чужеземце «потенциально опасного агрессора», президент ищет действенные пути продвижения Казахстана как бренда на международной арене. Он пишет: «На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха. Первое условие модернизации нового типа — это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук. Но это не значит консервацию всего в национальном самосознании — и того, что дает нам уверенность в будущем, и того, что ведет нас назад. Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации. Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены».
Повторю за президентом: «Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены». История. Должна. Быть. Обязательно. Учтена.
Глобальная История Республики Казахстан складывается из больших и поменьше историй регионов, городов, сел и аулов. Из личных историй людей.
5 августа 2017 г. в «Рудном Алтае» под рубрикой «Рухани жаңғыру»вышла статья Насихат Оркушпаевой «Безграничная память». Автор пишет: «С чего начинается Родина? Для кого-то с истории Отчизны, собственной семьи, а для кого-то с почтения памяти предков. Здесь примером для подражания могут стать жители Аягозского района, где на днях состоялась торжественная церемония открытия памятника общественному деятелю, жырау, батыру Актамберди Сарыулы. К слову, это не первый и, надеемся, не последний памятник, установленный аягозцами отважным предкам казахского народа. Медная скульптурная композиция, выполненная в память об Актамберди Сарыулы, установлена на улице, названной в честь легендарного предка казахского народа, который вел отважную борьбу с калмыками».
26 сентября 2017 г. «Рудный Алтай» под рубрикой «Движению «Алаш» — 100 лет» разместил статью «Память народа, отлитая в бронзе» моей землячки Екатерины Гуляевой. По тексту: «Семейчане широко отметили 100-летие движения «Алаш». Именно здесь ровно век назад лидеры движения основали собственное государство — Алаш Орда, где пропагандировали идеи независимости казахского народа. Память народная не угасла — в честь славного юбилея в Семее был открыт памятник лидеру движения Алихану Букейханову. Семей готовился к празднованию 100-летия «Алаша» загодя. Еще два года назад в городе был объявлен конкурс на лучший эскиз памятника Алихану Букейханову. На изготовление памятника ушел почти год. Памятник отливали из бронзы на одном из заводов Астаны. В церемонии открытия памятника Алихану Букейханову приняли участие группа депутатов Мажилиса Парламента во главе с Азатом Перуашевым, видные ученые Казахстана, Кыргызстана, России и других стран, представители интеллигенции, общественные деятели, писатели, поэты и деятели искусства и культуры ВКО».
14 декабря 2017 г. Константин Шуваев написал в «Рудном Алтае» заметку «Новый взгляд на историю» под той же актуальной рубрикой «Рухани жаңғыру». Автор сообщает, что «В Восточном Казахстане начали писать историю повседневности. В Усть-Каменогорске прошла международная научно-практическая конференция, посвященная 85-летию со дня образования Восточно-Казахстанской области. Конференция организована в рамках проекта «Цивилизационный феномен Восточного Казахстана», ставшего в регионе частью раздела «Туған жер» программы «Рухани жаңғыру». «Здесь наши задачи — это популяризация краеведческих знаний и привитие любви к малой Родине», — говорит доцент кафедры истории ВКГУ им. С. Аманжолова Жанна Аубакирова. — Это своего рода установочная конференция для реализации огромного пятилетнего проекта по истории нашей области, финансируемого акиматом ВКО».
23 декабря 2017 г. «Рудный Алтай» опубликовал статью Бахыт Сарсембаевой «В триста лет — селу расцвет». Речь идет о том, как тщательно и масштабно готовится к 300-летию в 2018 г. старинное казачье село Уварово Глубоковского района ВКО. По тексту: «Среди отважных казаков, несших службу на Маяке, был есаул Уваров, чьим именем позже было названо село. Сегодня в Уваровской средней школе помнят и чтут всех, кто на протяжении трехсот лет творил историю села и вписал туда «золотыми буквами» свои имена. Хорошим подарком к 300-летию, считают уваровцы, может стать открытие историко-краеведческого музея, парковой зоны с монументальной скульптурой, установка памятной таблички на месте форпоста, выпуск юбилейного журнала о селе, ремонт дорожного полотна и полное освещение улицы Ленина. Также в планах — проведение конкурсов «Моя деревня — мой дом», «Лучшая семья» и многое другое».
20 января 2018 г. «Рудный Алтай» посвятил рубрике «Рухани жаңғыру»заглавную первую страницу. В статье «Археология нон-стоп» Константин Шуваев пишет: «В Восточном Казахстане в этом году планируется реализовать сразу четыре крупных археологических проекта. Два из них станут продолжением уже начатой работы, другие два — новые. На все четыре планируется потратить как минимум 200 млн. тенге, столько же, сколько за два предыдущих года. Массовые историко-археологические изыскания — это часть региональной работы в рамках государственной программы «Рухани жаңғыру». Совершенно новым проектом станет изучение археологических памятников Восточной Сары-Арки и пределов Семея (руководитель А. Исин)».
24 января 2018 г. большую статью Данияра Чунгалова «О настоящем и будущем прошлого» опубликовала Семейская газета «Спектр». Автор пишет: «Городу, в котором родились многие великие люди, родились тысячи не самых знаменитых и просто обычных людей, исполняется в этом году 300 лет. Спорят о его возрасте и те, которые размышляют об этом и что-то знают, и те, которые просто спорят. Казахстан очень давно вошел в состав Российской империи, и это факт исторический, а история не терпит сослагательного наклонения. Сейчас наша страна — суверенное государство и каждый из нас вправе определиться — знать историю или нет, а не запоздало сотрясать воздух по поводу имперских замашек тогдашнего соседа. Сам я на стороне тех, кто, избегая ложного патриотизма, раздражения, старается узнать больше. Ибо знания избавляют от заблуждений. И жить в городе, ходить по его улицам приятней, зная прошлое. Наша жизнь — лишь временная связующая нить между тем самым прошлым, нашей реальностью и неизвестным будущим».
31 января 2018 г. тот же «Спектр» опубликовал статью Марины Парфенович «Семипалатинск, Семей… Жизнь и история моего города...». Автор сообщает, что «… Желание поделиться накопленными исследованиями по истории края объединило три организации — краеведческое общество «Прииртышье», общественный фонд «Туған қалам» («Родной город») и библиотеку им. Абая — для реализации проекта «Краеведческая гостиная». Обзор «Записок Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела русского географического общества», подготовленный библиотекой им. Абая, познакомил с исследованиями о крае по этнографии, истории, экономике, праву 19 века. Авторами исследований были как казахская интеллигенция, так и представители русской интеллигенции, многие из которых находились в политической ссылке в Семипалатинске и оказали огромное влияние на развитие естественной науки в городе».
Камень преткновения — 1000 лет
Прежний аким Семея Айбек Каримов отказался праздновать 295-летие Семея под предлогом, что город старше. Местные жители и другие деяния господина Каримова вспоминают, мягко говоря, без благодарности. Как говорили раньше, «было мнение», что возраст города равен тысячелетию. Аким нынешний Ермак Салимов солидарен с предшественником — не будем праздновать 300-летие, пока не доказано, что городу не 1000! 300-летие доказано, 1000-летие — нет, и? Позиция весьма шаткая.
Профессор Амантай Исин, на слова которого о «жареной теме» 300 или 1000 ссылаются все, кому не лень, — человек честный, как сказано выше. Ученый, который желает снискать не личную выгоду, как многие, но обрести новые научные данные. Утверждает Амантай Исаевич не 1000-летие города Семея, но говорит о 1000-летии городской культуры в Прииртышье. Городской культуры кимаков. Не в Семее — в Прииртышье. Разницу улавливаете?
— Когда я учился в школе, ни у кого не вызывало сомнений, что Алма-Ата, город Верный, был основан в 1854 г. Еще не было данных раскопок Байпакова, который позже нашел под Алматы три древних городища. Информация накапливается, с каждым десятилетием вносятся изменения. Алматы отпраздновал 1000-летие, Тараз — 2000-летие, Туркестан — 1500 лет. А что Семей? Академик Кумеков, член-корреспондент Академии наук РК, знаток арабского языка, еще в 1971 г. опубликовал монографию «Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам». Там дан перечень племен кимакского объединения, приведена карта городов кимаков — это регионы Алаколь, Тарбагатай, Прииртышье. В учебную литературу информация проникла, но об этом никто широко не вел речь. А я всегда рассказывал, что в предыстории нашего замечательного города есть более древние поселения. Ведь понятно, что люди живут на территории Семея не только последние 300 лет, а гораздо дольше (это же подтверждают и исследования краеведов «Прииртышья», по результатам находок они издали добротный труд «Дополнения к своду археологических памятников Восточного Казахстана»— прим.тавт.). Где находился центр Кимакского каганата, установить невозможно, но предположительно на Иртыше. От того огромного государства дошло до наших дней много артефактов. Прииртышье было заселено и обжито с древних времен. Но наша территория слабо исследована. До сих пор данные ограничиваются сведениями из арабских письменных источников IX-XI вв., где сказано о кимакских городах и крепостях. Археологическая же работа только начинает проводиться, специальных экспедиций у нас в Семее не было. Я не согласен, что центр Кимакии находился на территории Семея, это требует дальнейших исследований и подтверждений. Мы не говорим о 1000-летии Семея, но существование 1000-летней городской культуры в Прииртышье не вызывает сомнений. Мы предлагаем празднование 300-летия Семея приурочить к обсуждению 1000-летия тюркской городской жизни на Иртыше. Это удобно и позволит высказаться всем. Все этапы становления и развития нашего города закономерны. В истории вообще не бывает вопросов, которые нельзя объяснить.
23 июля 2016 г. «Казахстанская правда» опубликовала статью Сергея Горбунова «Секреты древней Кимакии». Автор пишет: «Получено еще одно историческое подтверждение высокого уровня технического развития столицы Кимакского каганата, располагавшегося на территории нынешней Павлодарской области. По историческим данным, это поселение (летняя резиденция правителя Кимакского каганата) вместе с другим городом — Хакан-Кимаком — располагалось на Иртыше, недалеко от нынешнего Павлодара. По сведениям ученых, в IX–XIII вв. по берегам реки стояли укрепления и города кимаков, кочевья найманов. Большую роль в развитии материальной культуры этих племен сыграл Великий шелковый путь, от основной трассы которого отходили дороги на Алтай, к Зайсану, Тарбагатаю, в Семипалатинскую степь».
На апрель 2018 г. на базе ГУ им. Шакарима намечено проведение научно-практической конференции, посвященной теме двух дат.
Летом 2018 г. профессор Исин начнет изучение археологических памятников Восточной Сары-Арки и пределов Семея в рамках государственной программы «Рухани жаңғыру».
Но пока в подтверждение 1000-летия Семея не найдено ничего, может быть, стоит начать готовиться к 300-летию нашего любимого города — давным-давно доказанному факту? Ложка-то хороша к обеду.
Виктория Купцова