Нефть, бензин, политика и большие деньги

Газета "Flash!"

На 27-м году независимости руководство Казахстана воскликнуло «Эврика!», и сделало чудесное открытие, почти равное закону Архимеда. Оказывается, в стране нужно построить четвёртый нефтеперерабатывающий завод!

Об этом рассказал министр энергетики РК Канат Бозумбаев в самом начале наступившего года. По словам Бозумбаева, уже создана соответствующая рабочая группа по изучению данного вопроса. А уже со следующего года планируется подготовка технико-экономического обоснования нового НПЗ. Как отметил министр, с 2019-го необходимо привлечь инвестора для финансирования проекта и приступить к строительству.

Канат Бозумбаев, министр энергетики РК: «Четвертый нефтеперерабатывающий завод Казахстану нужен. Это мое мнение. Мы сейчас уже поднимаем данный вопрос, ведь строительство завода – это дело не одного года. Спрос на горюче-смазочные материалы растет. По нашим прогнозам, примерно к 2022 году возникнет необходимость увеличения импорта нефтепродуктов. К этому времени четвертый завод уже должен быть построен. Мощностей существующих трех для удовлетворения растущего спроса будет недостаточно».

Неужели дошло? А почему раньше не доходило? Лишь немногие знают, что строительство 4-го НПЗ началось в Казахстане практически сразу после обретения независимости. Эта история уже покрыта мраком времени. Известный журналист Олег Червинский приоткрыл нам завесу тайны этого НПЗ в своей недавно вышедшей в продажу книге «Чёрная кровь Казахстана. История нефтяной независимости».

В книге рассказывается, что решение о возведении завода было принято ещё в Советском Союзе, совместным постановлением Совета министров Казахской ССР и Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР от 14 февраля 1991 года, за 10 месяцев до развала союзного социалистического государства. Планировалось построить современный завод мощностью 6 млн. тонн переработанной нефти в год, и с глубиной переработки до 92,5%. Кроме высококачественного бензина, завод должен был выпускать реактивное и дизельное топливо, дорожные и строительные битумы, а также такие ценные компоненты как ванадий и никель в чистом виде, содержащиеся в нефти месторождения Бузачи. Первую очередь завода планировалось ввести в строй в 1995 году, стоимость строительства оценивалась в миллиард долларов.

После развала Союза было решено продолжить работы по строительству завода. Был объявлен международный тендер, победителем становится японский консорциум. И 16 мая 1992 года в торжественной обстановке это строительство начинается севернее областного центра Мангистауской области – г. Актау. К месту масштабной стройки прокладываются коммуникации, десятки километров дорог, трубопроводов, водопроводов технической и питьевой воды, линии электропередач и железная дорога.

Но 28 февраля 1994 года премьер-министр РК Сергей Терещенко валютные средства, предназначенные для стройки, перенаправляет на первоочередные нужды бюджета страны. Деньги для строительства завода правительство предлагает найти у иностранных банков или инвесторов, а также за счёт средств объединения «Мангышлакнефть». И вроде бы инвесторы не прочь были вложиться в этот проект, но только под гарантии правительства. Но таких гарантий, как рассказывает Олег Червинский, кроме устного согласия Сергея Терещенко, так и не было получено. В итоге стройка останавливается, «и стройплощадка в степи на долгие годы становится первым памятником бесхозяйственности, коих за 25 лет наберётся немало», — с горечью пишет в своей книге Олег Червинский.

1994 год, конечно, был сложным. Шоковые рыночные реформы набирали ход, разворачивалась приватизация, остановились многие крупные предприятия, не связанные с сырьевым сектором, росла безработица, в разных концах страны шумели митинги, власти не могли выполнять социальные обязательства. Нужно было срочно тушить эти очаги, которые могли разгореться в большой пожар. Но неужели не было никакого другого выхода, кроме как забрать деньги со строительства нефтеперерабатывающего завода? Неужели непонятно было, что такой завод нужен Казахстану?!

Впрочем, как оказалось, прекрасно можно жить и без такого завода. Только кому прекрасно жить? Экспортёрам нефти и импортёрам российского высокооктанового бензина. Ведь гораздо выгоднее просто гнать нефть на экспорт, чем поставлять её на отечественные нефтеперерабатывающие заводы!

Ведь доходы от экспорта сырой нефти не только не снизились, они значительно повысились. Наверное, именно в интересах экспортёров нефти, впрочем, как и экспортёров прочего сырья и металлов, регулярно повышается курс доллара. Сколько получали экспортёры в национальной валюте за баррель нефти, когда его стоимость была 100 долларов, а курс тенге к доллару был равен 1:150? Правильно – 15 000 тенге. Сколько получают сегодня, когда баррель стоит 68 долларов, а курс тенге к доллару равен 321,7? Получается 21 875 тенге. Значит, нефтяные экспортёры в национальной валюте получают гораздо больший доход, несмотря на значительное снижение цены нефти! Так зачем же им, а с ними и высшей политической элите, какой-то нефтеперерабатывающий завод?! Деньги от экспорта нефти, вот они – здесь и сейчас! А в завод нужно вкладывать огромные средства, а когда они вернутся?

Об этом же говорят и цифры. Так, за первое полугодие 2017 года почти 78% добытой в Казахстане нефти ушло на экспорт, а в 2016 году этот показатель равнялся 83%! За 6 месяцев прошлого года за рубеж ушло 33,2 млн. тонн сырой нефти на сумму 12,8 млрд. долларов. Всего же за 2017 год было добыто рекордное количество нефти – 86 млн. тонн. На внутренний рынок за первое полугодие прошлого года было направлено 9,4 млн. тонн. Цена на нефть на внутреннем рынке в 2,5 раза ниже экспортной. Реализация данного объема составит 466 млрд. тенге или 1,5 млрд. долларов (источник – аналитическая служба Energyprom). Вот и ответ на вопрос – куда и почему выгоднее продавать нефть.

При этом власти практически никак не могут повлиять на иностранные компании, владеющие крупными долями на основных нефтяных месторождениях страны – Тенгиз, Карачаганак, и Кашаган. А это более половины всей нефти. Они работают на основании соглашений о разделе продукции. Эти соглашения до сих пор так и не обнародованы. Смысл их в том, судя по отрывочной информации, что инвесторы в качестве компенсации за вложенные средства сами распоряжаются добытой нефтью, при этом уплачивая в бюджет экспортную пошлину, рентный налог и другие виды налогов. На внутренний рынок нефть поставляют лишь национальные компании, к примеру, «КазМунайГаз» обязана сдавать на нефтеперерабатывающие заводы не менее 50% добываемой нефти. Если бы на внутреннем рынке нефть закупали по мировым ценам, то бензин в Казахстане стоил бы в 2 раза дороже.

В результате до сих пор вся нефтеперерабатывающая промышленность Казахстана держится на заводах, построенных ещё в советское время. Это Атырауский завод (построен в 1945 году), Павлодарский завод (построен в 1978 году) и Шымкентский завод (1985 год). Обратите внимание – завод в Атырау начал строиться в 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны по заданию Наркомата нефтяной промышленности СССР и был возведён за 2 года. Страна, на территории которой шла кровопролитная война, смогла в короткие сроки построить первый подобный завод в Казахстане. А сегодня, в мирное время, спустя 26 лет после обретения независимости, ведутся только разговоры о необходимости строительства ещё одного НПЗ! Завод в Павлодаре был введен в строй в 1978 году, во времена, которые теперь принято называть «застоем». Рядом с заводом для его энергоснабжения была построена ТЭЦ. Если тогда был «застой», то, ЧТО у нас сейчас?! Слава Богу, что завод в Шымкенте успели построить до разгара перестройки, в 1985 году, и здесь также рядом была возведена ТЭЦ. Затянись стройка на год-два, и, завода могло бы и не быть.

Эти три завода выпускают 70% необходимого для Казахстана высокооктанового бензина. Не полностью обеспечивают они страну и дизельным топливом (85-90%), а авиационным топливом – менее половины (45%). Недостающее горючее приходится закупать в России. Повышение стоимости бензина и дизтоплива происходит, как правило, когда эти заводы встают на ремонт. А встают они почему-то или весной, или осенью, в разгар сельхозработ. Поставщики российского бензина сетуют, что им приходится работать в убыток, поскольку закупают они топливо в России по гораздо более высокой цене, чем продают в Казахстане. Но, тем не менее, не слышно, чтобы кто-то из поставщиков разорился, и желающих бросать столь невыгодный бизнес, также что-то нет.

Идея о строительстве ещё одного завода по переработке нефти периодически возникала в коридорах власти. В 2009 году тогдашний премьер-министр Карим Масимов заявил о необходимости построить новый нефтеперерабатывающий завод и сообщил, что его строительство потребует около 3,5 миллиарда долларов. Позднее министр нефти и газа Сауат Мынбаев стоимость строительства нового завода оценил уже в шесть миллиардов долларов. Согласно плану Мынбаева, строительство нового завода должно было начаться в 2016 году и в 2019 году его должны были ввести в эксплуатацию.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также неоднократно заявлял о необходимости строительства нового завода в 2013–2014 годах и давал поручения начать строительство. Однако строительство завода так и не началось.

В 2015 году громкое заявление о возведении завода сделало руководство Мангистауской области, именно той области, где и должен был быть построен этот завод ещё в 1995 году. Инвестиции пожелали вложить бизнесмены из Ирана, стоимость оценивалась также в 6 млрд. долларов, и уже в 2018 году предприятие должно было вступить в строй. Но, похоже, не срослось.

Есть и другое мнение. Что строительство нового завода не нужно. Достаточно модернизации действующих, и тогда они, при условии остановки на ремонт не ежегодно, а раз в 3 года, обеспечат страну всеми видами топлива.

И вот, новое заявление. Но воплотится ли оно в жизнь? Судя по всему, завод планируют построить на средства отечественного или зарубежного инвестора, без привлечения бюджетных средств или средств Национального фонда. Пойдут ли на такие крупные затраты местные крупные бизнесмены, местные компании? Ведь вложить нужно порядка 2 триллионов тенге. Президент Казахстана в ходе своего визита в США приглашал американскую деловую элиту поучаствовать в проекте переработки казахстанской нефти. Ранее речь об этом шла в ходе визита Президента в Саудовскую Аравию. Найдётся ли инвестор? И на каких условиях он будет вкладывать средства? Что получит от такой сделки Казахстан и его простые жители, которым нужен качественный и доступный по цене бензин, и другие виды топлива? Уйдут ли в прошлое с запуском ещё одного завода традиционные бензиновые кризисы? Будет ли получать этот завод сырьё, или владельцы нефтяных месторождений продолжат гнать «чёрное золото» на экспорт, подсчитывая солидные барыши?

Между тем, пока у нас только разговоры о новом заводе, в Монголии строительство такого завода уже начинается со второго квартала этого года. Причём, возводится завод будет за счёт государственных средств и под жёстким контролем антикоррупционной службы и даже разведки. Вот вам и Монголия!

Слишком многое в нашей стране завязано на нефти. И вообще всегда, где нефть – там большие деньги, там большая политика. Здесь сплетаются геополитические, финансовые интересы самых крупных глобальных, региональных и местных игроков. Кстати, самая последняя информация говорит о том, что элита всерьёз замахнулась на нефтепереработку. Элите мало фактического обладания этой стратегической отраслью, ей нужно и юридическое обладание. Готовится приватизация Атырауского и Павлодарского заводов, принадлежащих «КазМунайгазу». Шымкентский завод на 50% принадлежит казахстанской национальной нефтегазовой компании, и на 50% китайской национальной нефтяной компании. Вот эта государственная доля также подлежит приватизации. Такое заявление в начале года сделал министр национальной экономики Тимур Сулейменов. По его словам, это делается для того, чтобы успешно прошло публичное размещение акций национальной компании «Казмунайгаз». Кому достанутся заводы, построенные ещё в советское время? Иностранцам или казахстанским бизнесменам? Впрочем, особой разницы нет. И что после приватизации будет с бензином? А с бензином, скорее всего, останется всё по-прежнему. Сделать цену на бензин доступной для массового потребления — значит, олигархам нужно поступиться своими доходами. А разве пойдут они на это?



Денис Данилевский



(По материалам

отечественных

и зарубежных источников)