Билеты втридорога, или обдираловка от АО «Казахстан Темир Жолы»

Газета "Flash!"

Казахстанский перевозчик перепродает билеты на российские поезда с громадной наценкой, в среднем, в два раза дороже реальной цены.

Достаточно неприятное открытие сделал для себя недавно. Произошло это при попытке купить билеты на поезд до Москвы.

Проживаю я в Астане, и много раз приходилось слышать от знакомых, что ездить в Россию дешевле с пересадкой в Петропавловске, нежели прямым поездом. Знающие люди подсказали: железная дорога в Петропавловске относится к российским железным дорогам, несмотря на то, что сам город находится на территории Казахстана. Забавно получается: прибывая поездом в областной центр СКО, ты попадаешь во внутреннюю сеть железных дорог сопредельного государства, и это обстоятельство позволяет значительно сэкономить на билетах.

Итак, следуя рекомендации, я зашёл на сайт ОАО «РЖД» (Российские железные дороги), выбрал нужный мне поезд сообщением «Петропавловск-Москва» №089У. Смотрю цены. Плацкарт — от 1922 рублей, купе — от 5792 рублей. Здесь нужно пояснить, что на российской железной дороге действует дифференцированный тариф, в зависимости от места. Скажем, место в последнем купе на верхней полке и места на боковых верхних полках стоят дешевле нижних. В купейных же вагонах верхние места стоят дешевле нижних. В пересчете на тенге получается, соответственно, чуть более 11 тысяч тенге — плацкарт (верхнюю боковую полку или полку в последнем купе) и 33304 тенге — купейный вагон (верхние места). Но предположим, что мы хотим ехать с максимально возможным в этих вагонах комфортом, то есть на нижней полке и в середине вагона. Такие места стоят, в пересчете на тенге, 17883 тенге в плацкартном вагоне и 45856 — в купейном. Есть в этом поезде и места для инвалидов и сопровождающих их лиц — они стоят, в пересчете на тенге, 17106 тенге, то есть, дешевле, чем нижнее место в плацкартном вагоне, хотя они находятся в купейном. Все приведенные данные легко можно проверить, зайдя на сайт РЖД и выбрав нужный поезд. Курс российского рубля к тенге я принял в размере 5,75/1.

Теперь заходим на сайт Национальной компании «Казахстан Темир Жолы», на котором можно приобрести железнодорожные билеты. Замечу, приобрести без посредников, то есть по минимально возможным ценам, таким же, как в кассах нацперевозчика на железнодорожных вокзалах. Для сравнения выбираем тот же поезд сообщением «Петропавловск-Москва» №089У. Что же мы видим? А видим мы очень странную картину: за плацкартный билет национальный перевозчик предлагает заплатить нам 44216 тенге! Делим эту сумму на 17883 тенге (максимальная стоимость проезда на плацкартном вагоне, установленная РЖД). Получаем разницу — 2,47 раза! Производим те же расчеты с купейными вагонами. Казахстанский перевозчик (правда, в данном случае он никого не перевозит, а просто реализует чужие билеты) установил цену за проезд в купейном вагоне в сумме 77518 тенге. Делим на 45856 тенге (цена российского перевозчика) и получаем разницу — 1,69 раза! В абсолютных цифрах казахстанский перевозчик кладет себе в карман с каждого пассажира плацкартного вагона 26383 тенге (44216 тенге минус 17883 тенге), а с купейного 31662 тенге (77518 тенге минус 45856 тенге). И это — только с пассажиров нижних полок. С тех, кто едет на верхних полках, а также с инвалидов национальный перевозчик «имеет» еще больше, так как не предусматривает дифференциации цен в зависимости от места. При этом, напомню, КТЖ никого не перевозит, а лишь продает чужие билеты.

Разумеется, многие пассажиры знают о странной ценовой политике нашего национального перевозчика и стараются его перехитрить. Например, если вы окажетесь на платформе железнодорожного вокзала Петропавловска в момент прибытия поезда «Караганда-Москва», то сможете наблюдать следующую картину: после остановки поезда толпа пассажиров выбегает с вещами из него, бежит в кассу, покупает билеты на этот же поезд, а затем разбегается обратно по вагонам. «Благо», поезд стоит там один час двадцать минут. Причина беготни — все та же, экономия. Взять билет из Караганды до Петропавловска, а в Петропавловске, сбегав до кассы и обратно, взять билет до Москвы, обойдется значительно дешевле, чем брать билет напрямую. Любой желающий легко может проверить это утверждение, благо интернет сейчас есть практически везде.

Конечно, скакать сайгаками по перрону могут не все. Скажем, те же пенсионеры, инвалиды или мамы с детьми предпочтут переплатить, но спокойно доехать из пункта «А» в пункт «Б», не рискуя вообще застрять в Петропавловске, если вдруг билетов для продолжения пути в кассе не окажется. Напрашивается аналогия с законом джунглей. Если по нему выживает сильнейший, то по закону АО «Казахстан Темир Жолы» — быстрейший, который за счет более проворных ног и более крепкого здоровья может очень неплохо сэкономить, получив ту же услугу, в среднем, в два раза дешевле.

В заключение напрашивается закономерный вопрос к господам из руководства КТЖ: вы там, часом, не обнаглели?!

P.S. Надеюсь, вышеприведенной информацией заинтересуется антимонопольное ведомство и транспортная прокуратура.



Андрей Цуканов

Астана, специально для газеты «Flash!»