Некультурный стиль управления культуры Или, в честь кого полетят воздушные шары в следующий раз?

Газета "Flash!"

Воздушные шары взмыли вверх, и уже через несколько секунд превратились в красочные точки на фоне пасмурного зимнего неба. Таким своеобразным салютом жители Усть-Каменогорска проводили директора ВК областного архитектурно-этнографического и природно- ландшафтного музея-заповедника, или, как его проще называют в народе, «хозяина парков», Николая Зайцева.

Собравшиеся аплодировали Человеку, который всю свою жизнь посвятил созданию сначала этнографического музея, и превратил его из школьного уголка в один из лучших музеев в бывшем Советском Союзе, а затем создал уникальные парки нашего города. А власти, в лице прежде всего областного управления культуры, даже не удосужились проводить Зайцева так, как того заслуживает деятель такого масштаба, почётный гражданин города, один из самых известных и авторитетных в областном центре!

Когда Николая Алексеевича спросили – почему же он всё-таки уходит «по собственному желанию», имея такую общественную поддержку (в адрес Президента была направлена петиция в защиту Зайцева, собравшая более 8,5 тыс. подписей), ответ был таков:

— Вы же сами всё прекрасно понимаете!

Похоже, что для руководителя управления культуры в данном случае главным стал поиск такого варианта, который позволил бы выйти из создавшейся ситуации, когда весть об увольнении Зайцева вызывала небывалый общественный резонанс и просто шквал возмущения. И такой вариант был найден. Приказ отменили, а Зайцев написал заявление об увольнении по собственному желанию. Дескать, что поделаешь, мы бы всей душой были рады видеть Николая Алексеевича в качестве руководителя музея, да вот незадача – уволился он! В ответе на наш редакционный запрос руководитель областного управления культуры, архивов и документации Азамат Мухамедчинов тоже вроде бы как сожалеет, что ему пришлось «удовлетворить» заявление Зайцева. И особо подчёркивает, что ему будет оплачен вынужденный прогул, а также компенсация за неиспользованный отпуск, и все эти выплаты произведут не позднее трёх рабочих дней после прекращения трудового договора. Вот ведь какая «забота»!

Мы не знаем всех нюансов этого увольнения «по собственному желанию», но ясно одно: Зайцев просто понял, что ему не дадут работать. Особенно после его резких и откровенных заявлений о том, что есть желающие позариться на земли Левобережного парка, с учётом того, что рядом развернулось масштабное жилищное строительство, и почему бы на территории парка не организовать какие-нибудь увеселительные заведения. Много интересного рассказал Зайцев и о тендере по благоустройству парка им. Жамбыла.

Кстати, Зайцева уже нет, а вопросы по этому благоустройству остались. Как сообщил нам Азамат Мухамедчинов, на благоустройство из областного бюджета выделили более 56 млн. тенге. Тендер был проведён, определился подрядчик, хотя, как рассказал Зайцев, на него «давили», чтобы победителем стала другая фирма. И вот, когда работы начались, и подрядчик уже заказал столбы и металлическое литьё для ограды парка, без всякого объяснения решением сессии областного маслихата эти 56,6 млн. тенге снимают!

А как же благоустройство парка?! А как же подрядчик, уже заключивший договор на поставку материалов?! По мнению Азамата Мухамедчинова, всё просто – если подрядчик чем-то недоволен, пусть подаёт в суд!

Итак, Зайцев покинул свой пост. Добрых слов от власти за десятки лет самоотверженного труда — на прощание он так и не дождался. Зато были очень сердечные и тёплые народные проводы, организованные стихийно, через социальные сети. Если такие работники выставляются за дверь без единого слова благодарности, то, что же вообще творится с кадрами в сфере культуры?

Мы задались этим вопросом, и побеседовали непосредственно с тружениками библиотек, домов культуры, музеев. Люди охотно делились своими размышлениями, но только на условиях полной анонимности. И это тоже показатель! После того, что произошло с Зайцевым, все боятся потерять свою работу и зарплату. Она хотя и небольшая, но кормит семьи.



Подвижники на передовой

Прежде всего, нужно сказать, что работники сферы культуры – это подвижники. Люди, любящие своё дело, отдающие ему не только время, знания, но и сердце, и душу. Таких людей нужно беречь, помогать им, поощрять. О них нужно рассказывать и брать с них пример. Ведь это наш золотой фонд. Именно они, скромные библиотекари, сотрудники музеев, артисты, руководители творческих кружков, организаторы досуга стоят на передовой линии борьбы за умы и души! И это не громкие слова. Сельский библиотекарь, который расскажет молодому человеку о творчестве Пушкина, Абая или Мухтара Ауэзова и убедит прочитать хорошую книгу, выиграет бой местного значения, бой с глобальной тенденцией на деградацию населения. Ведь сейчас это сражение идёт во всём мире. Установка мировой элиты, различные «рекомендации» всемирных организаций таковы — всей полнотой знаний, умением анализировать, оценивать, прогнозировать, разбираться в политике, искусстве, философии должны обладать лишь избранные. Всем остальным, «простым», достаточно тех умений и навыков, которые нужны им для работы. Работы, которая призвана либо обогащать элиту, либо её обслуживать, выполнять её прихоти. Человечество снова, пусть медленно, но неуклонно возвращается к эпохе рабовладения, когда знаниями обладала только каста жрецов, дававших советы фараонам и прочим императорам и правителям.

Вот на какой передовой стоят скромные работники культуры! Костяк здесь составляют люди среднего и старшего возраста. Молодёжь явно не рвётся в библиотекари, или хранители музейных ценностей. Такая работа нынче не престижная.



Зачем избавляются от опытных специалистов?

И как же относятся в главном культурном ведомстве к таким подвижникам? Вот лишь некоторые факты. Уходят корифеи своего дела. За последний год ушли заведующий отделом управления культуры С. Касенов, главный бухгалтер управления С. Булькенева, директор областной детско-юношеской библиотеки К. Карчалова. Почему?

Ответ господина Мухамедчинова предельно прост. Касенов и Булькенева уволились по собственному желанию. А что вдруг вынудило этих специалистов, проработавших более десятка лет, внезапно уйти с работы?

«Что касается К. Карчаловой, то, согласно Трудового Кодекса РК, в связи с истечением срока трудового договора работодателем трудовой договор с Карчаловой был расторгнут». А по каким основаниям расторгнут? Что мешало продлить договор с руководителем, отдавшим библиотечному делу более 20 лет? Неужели такие опытные специалисты стоят в очереди в приёмной руководителя управления культуры? Кстати, должность директора библиотеки уже более года вакантная! Всё это уже похоже на целенаправленное выдавливание опытных и возрастных работников. Наверное, потому, что они имеют свою точку зрения и периодически её высказывают. А слушать советы опытных руководителей и сотрудников, и, тем более, критические замечания, не очень хочется.

Нам рассказали, что значительно реже стали собираться руководители учреждений культуры, меньше стало коллективных обсуждений самых насущных вопросов. Раньше коллегия управления культуры собиралась не реже двух раз в год с участием руководителей районных отделов культуры, директоров культурных учреждений. На таких коллегиях шла речь не только о текущем состоянии дел, но и о перспективах, проблемах.

Мы задали Азамату Муратовичу конкретный вопрос: сколько раз собиралась коллегия в этом году? Вот его ответ: «По итогам 2017 года управлением культуры, архивов и документации планируется проведение коллегии с участием директоров подведомственных организаций культуры и архивов, руководителями районных и городских отделов культуры и развития языков, общественными объединениями, творческой интеллигенцией области». Вы поняли – сколько раз была коллегия в этом году? И мы не поняли.

Не было представителя управления культуры даже на важнейшем обсуждении новых квалификационных характеристик, которые были спущены сверху, из министерства культуры и спорта. Обсуждение было организовано Локальным профсоюзом работников культуры в сентябре этого года. Это жизненно важный вопрос. Ведь от квалификационных характеристик зависит повышение квалификации, размер зарплаты. Но, ни сам главный культработник области, ни его заместители не сочли нужным посетить это обсуждение, послушать мнение профсоюза и работников. Почему? Как оказалось, руководители в этом совсем не виноваты. «Организаторами данного совещания не были согласованы с управлением культуры, архивов и документации дата, время и место проведения совещания. В регламенте работы управления произошла накладка, в связи с чем, участие в данном совещании управления культуры, архивов и документации не представилось возможным». Конечно, мы понимаем, что у руководителя управления культуры все расписано даже не по минутам, а по секундам, и он никак не мог выбрать время, чтобы пообщаться со своими подчинёнными по столь важным вопросам. Но выходит, что и его заместители, и прочие высокие культурные начальники работают по принципу «Не думай о секундах свысока», всё в трудах и в трудах. Вот ведь незадача. Так может получиться, что и не увидят никогда подчинённые своих начальников.

Кстати, о труде и рабочем времени. Нам рассказали, что сотрудники учреждений культуры нередко привлекаются к работе в выходные и праздничные дни, причём, без издания приказа. А если нет приказа – нет и положенной по закону повышенной оплаты. Но в культурном ведомстве полностью отрицают такие нарушения, уверяют, что режим работы полностью соответствует Трудовому кодексу, а за работу в выходные и праздничные дни производится или оплата, или предоставляется другой день отдыха. А с профсоюзами, которых в этой сфере целых три, заключено соглашение о социальном партнёрстве, а в самом управлении есть коллективный договор на 2015-2017 годы.



А это не наше дело!

Знакомясь с положением дел в отрасли культуры, мы увидели, что созданная у нас схема управления весьма ущербна. Судите сами. Мы спрашиваем у руководителя управления культуры – почему сельские библиотеки оснащены компьютерами всего на 35%, из 308 библиотек всего 88 подключены к Интернету, и это самый низкий показатель по всему Казахстану.

Вот что отвечает Азамат Мухамедчинов: «В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов РК (ст.4 Бюджетного Кодекса РК) вопросы материально-технической базы учреждений культуры районов и городов, в том числе оснащённости компьютерами и подключёния к сети Интернет, а также подготовки объектов культуры к отопительному сезону находятся в компетенции акиматов районов и городов». Получается, что областное управление культуры совершенно не при делах в вопросах материальной базы сельских и городских учреждений культуры! Оно отвечает лишь за непосредственно подчиняющиеся ему учреждения. А за сёла и города беспокоятся территориальные отделы культуры.

То же самое и по вопросу оплаты труда. Мы задаём вопрос: «почему на селе, в клубах и библиотеках имеются рабочие места на 0,75, на 0,5 и даже на 0,25 ставки штатного расписания? Почему есть факты, когда технички, будучи устроенными на полное штатное расписание, при установленной норме уборки в 250 кв. м. помещений, реально убирают площадь до 900 кв. м.?». Ответ тот же: ставки в штатных расписаниях – это компетенция акиматов городов и районов. Выходит, что главное культурное ведомство региона не беспокоит, как же могут выживать работники подчинённой им сферы на 1/4 часть и без того низкой ставки?! И какое качество работы может быть за такую зарплату? Вот и получается, как в известной русской поговорке: «Иван кивает на Петра, а Пётр кивает на Ивана». Удобная позиция! Управление культуры говорит: это вопрос акиматов. А в акиматах разводят руками: а мы всё делаем по нормативам, к нам никто не обращался по поводу повышения зарплаты. А разве будут в городах и районах начальники отделов культуры чего-то требовать, если они назначаются акимами?! Конечно, они действуют строго в рамках нормативов. А почему нельзя сделать и выше нормативов? Ведь нормативы – это минимальный стандарт. А местным органам власти сейчас значительно увеличили полномочия, и вполне можно найти варианты увеличения зарплаты работникам культуры на региональном уровне. Почему футболисты и хоккеисты, числясь в государственных коммунальных предприятиях, получают (футболисты – полностью из бюджета) сумму, эквивалентную сотням и тысячам долларов, а работники культуры за свой труд имеют сущие копейки? Кому, как не областному управлению культуры, которое находится над местными акимами, не зависит от них, поднимать этот вопрос?

Кстати о бюджетных средствах. Вот какие данные сообщает руководитель управления культуры. «По районам и городам на балансе числится 282 здания, из них имеют центральное отопление – 48 зданий, отапливаются углём – 68 зданий, на электрическом котле – 166 зданий. Выходит, что 59% зданий культурных учреждений отапливаются электричеством! При нынешних тарифах это влетает бюджету в копеечку! Ведь отапливаются огромные площади клубов, домов культуры. Да еще и ночные льготные тарифы отменили, раньше хотя бы ночью можно было подешевле нагреть здание. Может быть, гораздо эффективнее было бы подключить клубы и библиотеки к сельским котельным? Раньше так и было – котельная отапливала клуб, школу, детский сад, библиотеку, почту, больницу или фельдшерский пункт. Так было и в сёлах, и в окраинных районах городов. Эти здания строились недалеко друг от друга, чтобы можно было охватить одной локальной котельной. Конечно, сегодня и уголь не дешёвый, но бюджетные организации закупают его на конкурсной основе, и всё равно отопление углём будет выгоднее. А сэкономленные на отоплении средства и можно было бы пустить на повышение зарплаты сотрудникам.

Вот только часть проблем, которые нам удалось выяснить и поднять в этой статье. И все эти проблемы нужно решать. Решать кропотливо, систематически, привлекая всех, кто трудится на ниве культуры, привлекать общественность. А как можно привлечь людей, если профессионалы культуры не ценятся, и от них избавляются под любым предлогом?!

Партбилет на стол!

Ещё один штрих. Мы уже писали, что стиль работы Азамата Мухамедчинова обсуждался на областном политсовете ВК филиала партии «Нур Отан» (см. статью «Партбилет на стол!», «Flash!», №13, 6 июля 2017 г.). Тогда руководителя управления культуры отчитали за то, что он не пришёл на республиканскую видеоконференцию по вопросам культуры и искусства, проводимую в областном партийном филиале с участием регионального общественного фонда «Мирас». Не пришёл сам, и не прислал никого из заместителей. Вам это ничего не напоминает из прочитанного выше? Оказалось, что Мухамедчинов вообще запретил своим подчинённым участвовать в партийных мероприятиях. Более того, член партии «Нур Отан» Азамат Мухамедчинов уже более полугода не платит членские взносы. Поступило предложение исключить его из партии. Но аким области Даниал Ахметов предложил ограничиться выговором, учитывая молодой возраст провинившегося (1978 г.р – ещё нет и 40).

И такой факт будет не лишним для полноты картины. В коммунальном государственном казённом предприятии «Ертiс –концерт», подведомственном управлению культуры, директор, начальник отдела проведения досуговых мероприятий, и главный бухгалтер списывали деньги за фиктивные концерты и прочие культурно-массовые мероприятия. Концерты и шоу были лишь на бумаге, но деньги за них получали реальные. Таким образом было списано 12 млн. тенге. Причём, когда этот «творческий коллектив» разоблачили, они возместили весь ущерб. Но не всех «артистов» это спасло. Директор получил 3,5 года лишения свободы, а культмассовик и бухгалтер от ответственности ушли, оказав деятельное содействие следствию.

Этими дополнительными и очень выразительными штрихами к портрету управленческого звена культуры ВКО, пожалуй, и закончим. Остаётся лишь один вопрос – в честь кого будем запускать воздушные шарики в следующий раз?

Денис Данилевский



Сергей Михеев