Суровая правда Карла Маркса

Газета "Flash!"

«Существует известный афоризм: «Историю пишут победители». Это действительно так. Сила, которая одержала верх в политической борьбе, при помощи подручных интеллектуалов формирует тот образ прошлого, который ей выгоден. Этот образ попадает в учебники, прессу, школьные и университетские курсы и становится общепризнанным в этом обществе.



Разумеется, всегда существует узкая группа учёных-историков, не поддающихся давлению государственной идеологии и стремящихся искать объективную истину; как правило, они знают много такого, что плохо укладывается в рамки официальной идеологической картины. Но их влияние очень ограниченно, во всяком случае, до тех пор, пока к власти не прорвётся другая сила, которая пожелает «пересмотреть» старую идеологию», — рассуждает российский учёный – историк Рустем Вахитов.



Два разных мира



Да, действительно, историю пишут победители. Пишут так, «как надо» для победившего класса и установившегося общественно-экономического строя. В 1991 году на просторах бывшего Советского Союза кардинально изменился общественный строй. На смену социализму пришёл капитализм. Причём, эта смена произошла по инициативе «сверху» и при полном попустительстве «низов». Хотя это не все могут и хотят признать, но простой народ не только не сопротивлялся установлению капиталистических порядков, но многие даже желали этого, мечтая, что наступит жизнь, «как там», с сияющими витринами и полными прилавками, с начислениями «дивидендов».

Началась коренная ломка во всех сферах жизни. Вместо общенародной собственности главенствующее положение заняла частная собственность. Вместо плановой экономики – экономика рыночная, когда предприятия и фирмы в своей деятельности ориентируются не на плановые показатели, а руководствуются сложившимся на данный момент спросом и предложением, сами устанавливают цены, и имеют главной целью получение максимальной прибыли. Соответственно, если в обществе главной целью становится прибыль, то, всё, что не прибыльно, не получает поддержки. Отсюда и пересмотр всей социальной политики. При социализме любому человеку было гарантировано практически всё, что только возможно. Гарантированное трудоустройство при обязанности трудиться («Кто не работает, тот не ест»), бесплатное среднее и высшее образование, бесплатное предоставление квартиры, бесплатное здравоохранение, отпуск, 8-часовой рабочий день, выход на пенсию в 55-60 лет, а для работников вредных и тяжелых профессий в 45-50 лет, беззаботное детство и обеспеченная старость, низкие цены на продукты, товары первой необходимости, коммунальные услуги. И возможны были такие низкие цены за счёт принципа «общего котла», или, говоря по-научному, общественных фондов потребления.

При капитализме всё по-другому. Здесь уже нет никакого «братства и товарищества». Если частная собственность – то «каждый сам за себя». Никаких бесплатных квартир, бесплатной медицины, образования и т.д. Всё имеет цену, всё продаётся и всё покупается. Нужна квартира – покупайте. Хотите высшее образование – платите. Заболели – тоже выкладывайте денежки, или отчисляйте каждый месяц в фонд медицинского страхования. На старость – также накапливайте сами. Устройство на работу – этот важнейший вопрос также решайте сами, безработица есть и будет. Не хотите работать – не работайте, никто не заставляет. Продукты, лекарства, тарифы и всё прочее также обрели свою реальную, а в некоторых случаях и нереальную стоимость. Конечно, капитализм за пять столетий своего развития несколько отошёл от своей людоедской сущности. Но это достигнуто не просто так, а веками борьбы, созданием профсоюзов и огромным влиянием социалистической революции в России. Сегодня буржуазное государство оказывает хотя бы минимальную социальную поддержку слабым и убогим. Определёны минимальные стандарты образования, здравоохранения, пособий, финансируемых из бюджета. В некоторых странах капиталисты делятся с народом очень солидной частью своей прибыли, и создают просто «общество благоденствия». Но всё это зависит от их доброй воли, от возможности получать суперприбыли, от которой не жалко и отдать часть на общественные цели. А суть капитализма от этого не меняется. Поскольку в условиях, когда в обществе сотни тысяч, а то и миллионы частных собственников, то между ними идёт борьба сотен тысяч и миллионов частных интересов. А значит – побеждает сильнейший. Тот, у кого есть власть, собственность, финансы и прочие условия силы. Сильнейшие и будут наслаждаться жизнью. А тем, кто слабее, приходится выживать.



Символика нового строя



Для чего мы провели этот краткий курс политического просвещения? Для того, чтобы стало ясно — было бы странно, если бы в условиях совершенно противоположного общественного строя сохранялись символы прежнего строя. Ведь символика – это не просто памятники, названия улиц и населённых пунктов, эмблемы, почитание исторических личностей и т.п. С помощью символики формируется сознание людей. Символика при всей своей кажущейся простоте оказывает огромное влияние на помыслы и чаяния народа.

Поэтому после победы пришедшая к власти политическая сила начинает менять символику: сносить или прятать подальше памятники прежней эпохи, менять названия городов, посёлков и улиц, формировать новый ряд исторических личностей, принижая, а то и вовсе обливая грязью и выбрасывая на свалку личности прежние. Так было после революции 1917 года, так было после смерти И.В. Сталина и XX съезда КПСС, где вся сталинская эпоха была подвергнута сомнению, так происходит и после событий 1991 года. А если углубиться в века, то можно вспомнить, что после Великой Французской буржуазной революции некоторое время во Франции существовал даже собственный революционный календарь.

Бывает, что ломка происходит не сразу, а постепенно. Поэтому в России, например, до сих пор не тронули Мавзолей В.И. Ленина. Хотя разговоры о перезахоронении тела Ленина идут постоянно. Но президент РФ Владимир Путин правильно сказал, что для этого пока не созрела обстановка. Убери Ленина из мавзолея, и пожилые люди, да и народ 50-60 лет, уже не будет голосовать за Путина на выборах. Именно этим, а не стремлением сохранить памятник вождю революции, и продиктовано решение высшей власти России – Мавзолей пока не трогать. Но при этом на парадах в честь Дня Победы Мавзолей закрывают огромными щитами, чтобы и видно его не было. А рядом с красным Знаменем Победы несут власовский триколор, ставший государственным флагом нынешней России. Постепенность замены символов, продиктованная политической целесообразностью, хорошо видна на примере российского гимна. Музыка прежняя, советского гимна, а слова уже современные…

К чему такое долгое предисловие? Да к вопросу о новой волне переименований улиц в Казахстане, в ВКО и в Усть-Каменогорске. Переименования и снос памятников советской эпохи, стремительно начавшиеся в середине 90-х годов, затем были приостановлены. После трагических событий на Украине и вовсе был введён мораторий на любые переименования. Это и понятно. Ведь тогда возникла бы прямая ассоциация с бандеровцами, которые сносят памятники, и не только уничтожают, но и запретили полностью советскую символику. Кстати, на Украине до государственного переворота в 2014 году практически все памятники стояли на месте, и улицы носили прежние названия, за исключением западных областей.

В Усть-Каменогорске за 26 лет новой эпохи с центральной площади убрали памятник В.И. Ленину (19 июня 2002 года) и переименовали ряд улиц, в частности проспект им. Ленина в проспект Независимости, улицу им. Ушанова в ул. Казахстан, ул. Пролетарскую в ул. им. Кабанбая батыра, Набережную Красных Орлов – в ул. им. Протозанова, ул. Солнечная – в ул. Астана. Парк им. Кирова получил название «Жастар». Были планы перенести в другое место памятник первому председателю Усть-Каменогорского совета трудящихся Якову Ушанову, а на его месте установить стелу Независимости, но под напором общественного мнения от неё отказались и стелу разместили в новом парке «Нурлы жол» на проспекте Сатпаева (бывшем проспекте Текстильщиков).

Волна переименований лишь слегка коснулась областного центра ВКО. Наверное, причина этого в рабочем характере города. Здесь находятся крупные промышленные предприятия. Для простых тружеников, которых в городе большинство, присущ здоровый консерватизм. Видимо, такая обстановка вызывает определённое непонимание в центральных органах власти страны. Капитализм развивается на всех парах, уже 26 лет независимости, а Усть-Каменогорск остаётся каким-то «заповедником советских символов». Слабо отражены в названиях улиц история Казахстана и казахстанские исторические деятели.

Тем более, мораторий на переименования закончился. 28 февраля 2017 г. Президент Казахстана дал поручение «в целях приведения в порядок названий в населённых пунктах и модернизации исторических названий министерству культуры и спорта, местным исполнительным органам изменить устаревшие с точки зрения идеологии названия на имена историко-географические и на традиционные названия, близкие к национальному познанию, а также значительно ограничить в наименовании именами личностей объектов, административно-территориальных единиц и их составных частей».

Насколько нам известно, «сверху» в город был спущен список из 20 улиц, которые планируются к переименованию. В официальном заявлении по этому поводу городские власти заверили, что процесс будет происходить гласно, открыто и обязательно с учётом мнения жителей тех улиц, которые предложены к переименованию. А такие предложения могут вынести как группа жителей, как общественные организации, так и любой человек. После рассмотрения на специально созданной комиссии это предложение уже выносится в городской маслихат и проводятся общественные слушания. В конечном счёте, решение принимают депутаты, и утверждается новое название на областном или республиканском уровне. Переименовываться будут в первую очередь улицы, названия которых в городе дублируются, и не несущие никакого общественного значения, типа «Первой Высоковольтной», а также названия будут даны безымянным улицам.

Первые попытки узнать настроения на предмет переименований встретили не совсем одобрительную реакцию. Так, против предложения переименовать улицы Кирова и Орджоникидзе выступили активисты славянского движения «Лад». Не хотят нового названия и жители улицы Колхозная (её предложили переименовать в Аксу). Активно против переименования выступили и жители улицы имени Кутузова, собрав сотни подписей.

Но выполнять задание, данное центральной властью, всё-таки, местным властям нужно. Поэтому в Усть-Каменогорске, видимо, и решили начать с предложения переименовать проспект им. Карла Маркса. Наверное, предполагается, что это не вызовет какой-то болезненной реакции. Всё-таки, Карл Маркс, как историческая личность, вроде бы не такой «родной и близкий» для старшего поколения, как деятели советской эпохи. Есть ещё несколько факторов, которые могут облегчить процесс переименования. Появился этот проспект в городе не так давно, значит, и не так «прижился», как названия, существовавшие десятилетиями. В Усть-Каменогорске, конечно, как и в любом советском городе, была улица им. К. Маркса. Но при возведении новых домов на Набережной Иртыша, а затем и проспекта Победы, эта улица просто была поглощена новым строительством. А новый проспект, появившийся в районе массового жилищного строительства в левобережной части города, получил своё название согласно ещё генеральному плану 1969 года. Самого проспекта ещё и не было, но часть домов, построенных в советское время, и выходивших на будущую магистраль, уже получили адрес «пр. К. Маркса». Это самая широкая и просторная улица города. Кстати, по генплану 1969 года, этот проспект должен был пересекаться с проспектом Коммунистическим, сейчас эта новая улица носит имя писателя Ильяса Есенберлина. А в объявлениях об аукционах по предоставлению земельных участков продолжают писать: «На пересечении пр. К.Маркса и пр. Коммунистический».



Второй фактор – на проспекте Карла Маркса проживают в большинстве своём люди 30-40 лет, те, кто приобрёл жильё несколько лет назад, много госслужащих, получивших жильё по государственной программе. Народ такого возраста, и такого социального статуса, наверное, будет не против переименования. Наверняка многие из них с трудом представляют, кто такой Карл Маркс, не говоря уже о сути его учения.

Как и предусмотрено правилами, общественные слушания по вопросу переименования состоятся 14 декабря в конференц-зале городского акимата по ул. Пермитина, 17. Своё мнение смогут выразить не только жители проспекта Карла Маркса, но и другие горожане. Слушания пройдут накануне Дня Независимости. Рассчитывая на положительный ход этих слушаний, местные власти накануне большого государственного праздника могут доложить в область и в Астану о том, что наш город не отстаёт от общего «тренда» по «упорядочению и модернизации исторических названий».

Кстати, и читатели газеты подключаются к этой теме. В редакцию поступают звонки от жителей города. Так, ветеран спорта Майдан Калелов предложил переименовать улицу Орджоникидзе в улицу имени Садыка Ахметовича Койчубаева – председателя Усть-Каменогорского горисполкома в 60-х годах, а улице Ворошилова дать имя Динмухамеда Ахмедовича Кунаева – первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. В таком случае мы рекомендуем читателям обратиться непосредственно в городскую ономастическую комиссию с письменным предложением.



«Подвергай всё сомнению!»



Так кто же такой Карл Маркс? Специально для тех, кто не знает, проводим ещё один короткий курс. Это человек планетарного масштаба. Именно Маркс в XIX веке показал всю сущность капитализма – строя, установившегося сейчас в Казахстане, на всём постсоветском пространстве, и господствующего в подавляющем большинстве стран мира. Он открыл механизм эксплуатации человека человеком, основанный на частной собственности. Ему принадлежит знаменитая фраза о том, что нет такого преступления, на которое не пойдёт капитал ради 300% прибыли. Маркс показал и причины неизбежности гибели капитализма. Марксизм, как философская система, объясняет и движущие силы развития общества, природы, процесса познания. Каждый, кто учился в советское время, знает три закона марксистской диалектики: единство и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, и закон «отрицания-отрицания». Преподают ли сейчас эти основополагающие философские принципы в высших учебных заведениях – я не знаю. Может быть, лишь в общих чертах. Сегодня перед высшей школой не ставится задача выпустить специалиста с фундаментальными знаниями, обладающего не только узкими профессиональными навыками, но и умеющего понимать мир. Любимая фраза Маркса – «Подвергай всё сомнению!».

Маркс пришёл к выводу о неизбежности наступления коммунизма, как высшей стадии развития человечества. Когда люди сознательно станут единым коллективом землян, и обустроят свою жизнь на разумных, высоконравственных принципах. Только такая жизнь на основе коллективизма, самоограничения, высшей морали и способна спасти человечество от гибели. В этом случае отпадает необходимость в государстве, как инструменте господства правящего класса, инструменте принуждения, и общество переходит к полному самоуправлению.

Ещё в 1844 году молодой Маркс написал «Экономическо-философские рукописи». В них он размышляет над тем, что с приходом коммунизма человечество завершит этап предыстории. А история начнётся только тогда, когда люди смогут планировать общественные процессы и контролировать их ход, а не плыть по течению в водовороте, быть отстранёнными, или, как он говорил, отчуждёнными от управления и принятия решений.

Вот какие важнейшие проблемы поднимал и находил им объяснение гениальный Карл Маркс. Конечно, вряд ли он думал, что навсегда останется в памяти человечества и его имя будет увековечено. В ведущих странах, во всём мире изучают его труды, созданы целые научные центры, институты, которые разрабатывают рекомендации для политического руководства – как применить марксизм к практике повседневной жизни. Кстати, в результате опроса английских студентов, величайшим мыслителем всех времен и народов они назвали Карла Маркса. Только у нас, в странах бывшего Советского Союза, думают, что выбросив марксизм из учебных программ, убрав его труды с книжных полок, переименовав улицы, носящие его имя, можно избавиться и от неизбежных экономических и политических процессов, которые открыл Карл Маркс. Наивные! Можно переименовать улицу Маркса, но отменить развитие человечества невозможно! Такова суровая правда Карла Маркса.

Уже давно переименованы подобные улицы в других городах бывшего Союза. К примеру, в российском Великом Новгороде проспект теперь называется Воскресенским бульваром. В Москве проспект Маркса был разделён на три улицы, которым вернули прежние названия: Моховая, Охотный ряд и Театральный проезд. Старое название вернули и в Санкт-Петербурге – Большой Сампсониевский проспект. В столице нашей Родины Астане теперь это улица Кенесары. А в Алматы поступили хитрее, дав проспекту Маркса имя Динмухамеда Кунаева – первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. Димаш Ахмедович, наверное, в гробу бы перевернулся, если бы мог узнать об этом.



Учесть «глас народа»



Если говорить о переименованиях в целом, то, хотелось бы, чтобы, как и было обещано властями, при этом максимально учитывалось мнение народа. Кстати, к примеру, в Зыряновске жители выступили против переименования улиц Советская и Коммунистическая. Собрание по вопросу о переименовании улицы Коммунистическая прошло в сентябре 2017 года. И их мнение было учтено. Не одобряют зыряновцы и перенос с центральной площади памятника Ленину, монумент стоит на месте. Было бы хорошо, если бы горожане приняли активное участие в общественных слушаниях, сходах жителей, опросах и других формах учёта общественного мнения, и высказали свои мысли и пожелания по поводу переименований.



Денис Данилевский