2005 год. Железная дорога Усть-Каменогорск — Шар

Газета "Flash!"

Железнодорожная сеть Советского Союза не учитывала границ между республиками. Не было в этом необходимости в едином союзном государстве. Эта сеть создавалась для того, чтобы транспортные потоки шли из сырьевых регионов к промышленным центрам максимально коротким путём. Но это существенно затруднило транспортное сообщение с наступлением независимости.

Железная дорога, связывающая Восток Казахстана с остальными регионами проходила по территории России: через станции Локоть и Третьяково. С появлением таможенных барьеров между странами это существенно замедлило грузовые и пассажирские перевозки в регионе.

Президент Казахстана в Долгосрочной стратегии развития «Казахстан — 2030» констатировал: «Транспортные потоки с востока на запад и наоборот исторически пролегали по территории нашей страны и их интенсивность на сегодняшний день не спадает. Задача Казахстана заключается в обеспечении конкурентоспособности отечественного транспортно-коммуникационного комплекса на мировом рынке и увеличении торговых потоков через нашу территорию». Эта задача требовала реконструкции и восточноказахстанского участка железной дороги.

Строительство железной дороги Усть-Каменогорск — Шар не всеми устькаменогорцами было принято с пониманием. Ведь новая ветка перерезала динамично развивающийся район КШТ. И всё же, несмотря на сомнения горожан, решение о строительстве было принято в 2005 году.

Это строительство стало первым в новейшей истории Казахстана проектом государственно-частного партнёрства. Концессионер «Досжан темир жолы» привлекал для этого строительства инвестиции из различных источников. Срок концессионного соглашения распространяется на 2009, когда ветка Шар- Усть-Каменогорск вступила в эксплуатацию, до 2028 года, после чего дорога полностью перейдёт в собственность государства.

Восточноказахстанский опыт государственно-частного партнёрства лёг в основу Закона о концессиях, подписанного Президентом 7 июля 2006 года.

Новая дорога не намного усложнила жизнь городу, зато она существенно сократила путь до Алматы. Открытие 149,6 км пути создало новые станции, а значит и новые рабочие места, новое жильё для обслуживающего персонала. Область оказалась только в выигрыше.



Материал подготовила Ирина Плотникова