Краткое содержание предыдущих 25 серий. Наступает осень. Нефтеперерабатывающие заводы становятся на ремонт именно в это время, в период уборки урожая. В стране дефицит бензина. Российского топлива, которое дороже нашего, не хватает. Поставщики ГСМ вопят, что покупают российский бензин АИ-92 себе в убыток. Цены взлетают.
За 26 лет независимости и развития рыночных отношений в Казахстане так и не построили еще один нефтеперерабатывающий завод, ГСМ производятся на трех предприятиях, построенных еще в советское время.
Потом ажиотаж спадает, ответственные чиновники заверяют, что такое случилось в последний раз, и уж в следующем году бензина и дизтоплива будет вдоволь. Но при этом бензин не дешевеет, цены как взлетели, так и остаются на этом уровне. Постепенно к ним все привыкают. Главное, чтобы вообще бензин был.
Такой же ход событий и в 26-й серии. Почему в 26-й? Потому что идёт 26-й год развития рыночных отношений, и 26-й год одна и та же свистопляска с ГСМ!
Почему так? Ведь по данным Oil & Gas Journal на январь 2014 года Казахстан по запасам нефти занимает 12 место в мире. Запасы нефти в РК находятся на уровне 30 млрд. баррелей, или 4,1 млрд. тонн, что составляет 1,8 % мировых запасов. Так почему цены на бензин растут, а не снижаются? Почему бензина даже не бывает в наличии? Давайте примерно посчитаем, сколько же в день или месяц уходит финансов на горючее для авто. АИ-92 по нынешним меркам стоит 157 тенге за литр. Каждый день мы заправляемся на 10 литров (в среднем). Получается в месяц, считая только рабочие дни, мы тратим около 30000 тенге только на бензин. А если посчитать нерабочие дни? Неужели страна, добывающая и имеющая такие запасы нефти, не может обеспечить своих граждан стабильной и приемлемой ценой на бензин? Мы решили разобраться в этом и поехать на организованный пресс-службой Министерства энергетики РК пресс-тур, посвященный ситуации с ГСМ в регионах, чтобы получить полную и объективную информацию.
Мы ожидали, что действительно пояснения будет давать представитель министерства. А отвечал за всю нефтяную отрасль страны директор филиала по ВКО ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» Асхат Чакенов.
— Какова ситуация с бензином на сегодня?
-Ситуация в данный момент у нас под контролем. Наши АЗС продают без ограничений, можно заправляться АИ-92 и дизельным топливом. На 3 нефтебазах (Семей, Аягоз и Усть-Каменогорск) более 1300 тонн 92-го бензина и столько же примерно ДТ.
— Вы считаете, что этого достаточно?
— Я считаю этого достаточно примерно на 11-14 дней. В дороге мы имеем 1200 тонн, этого количества хватит еще на 2 недели. По дизелю проблем нет. Сейчас мы отпускаем за наличный расчет. Ограничений никаких нет
— По какой цене вы продаете?
— АИ-92 по 157, ДТ – 151 тенге.
Если сравнить цены на казахстанский бензин с другими нефтяными странами, наши цены намного выше. В Иране 80 риалов за литр (10 центов – 34 тенге), в Венесуэле – 0,025 цента за литр – это 8,5 тенге. В Арабских Эмиратах нефть дороже, примерно 50 центов, а это в районе 170 тенге. Но и минимальная заработная плата в Эмиратах– 11000 дирхам, минимальная пенсия – 10000 дирхам (это около 3 тыс. долларов). При таких доходах не проблема заправиться за полдоллара. И конечно, в этих странах нет дефицита бензина. А в России, как и у нас цены запредельные, с учетом низких доходов населения, за литр АИ-92 – почти 37 рублей, это более 220 тенге.
По данным казахстанских СМИ после плановой остановки Атырауского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ) на ремонт встал Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) – один из крупнейших в стране производителей бензина АИ-92. Он вырабатывает порядка 100-110 тыс. тонн в месяц этого вида топлива, и его нехватка достаточно остро отразилась на внутреннем рынке. Стоит отметить, что вопрос обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами и углем находится на личном контроле Главы государства. Возникли затруднения и с поставками ГСМ из России. Сейчас по данным информационного агентства Argus, оптовая цена 1 тонны российского бензина на границе РФ – РК составляет 560-586 долларов, а это примерно 144-151 тенге за литр. К этой цене добавляется стоимость транспортировки бензина до приграничных рынков сбыта – 4 – 5 тг./л, перевалки на региональных нефтебазах еще – 3 – 4 тг./л, доставка бензина от нефтебазы до АЗС – 1 – 2 тг./л, содержание автозаправочных станций – 3 – 4 тг./л. В итоге стоимость российского бензина на казахстанских АЗС будет не менее 165 тг./л. И это без учета доходности заправок.
Но наши вопросы к главному «бензинщику» ВКО не закончились.
— Планируется ли повышение цен?
— На данный момент по ценам я ничего не могу сказать, т.к. мы не регулируем цены у нас в области. Это решает центральный аппарат. На данный момент я могу только сказать, сколько здесь топлива, сколько заправок по области (25), нефтебаз (3) и бензовозов (30), которые возят на эти заправки.
Министр энергетики Канат Бозумбаев считает, что цена на бензин на внутреннем рынке должна составлять 171 тенге за литр. Но в конце октября и начале ноября цена вырастет до 160-161 тенге. А в декабре в ведомстве, возможно, рассмотрят вопрос о снижении цен.
— Откуда вы получаете топливо?
— На эти вопросы я тоже не компетентен отвечать. Могу сказать, что мы являемся операторами по всем военным частям, по внутренним войскам, по пограничным войскам. Все обязательства нами выполняются, в том числе по сельскому хозяйству. Допустим, если вы у нас купили по карте клиента (у нас как в банках существует личный кабинет, через который можно будет все это контролировать) и залили на карточку 1000 тонн, все обязательства мы свои выполним. Цена для аграриев у нас не меняется.
— Как Вы считаете, достигнут ли пик дефицита?
Я думаю, пик уже прошел.
Ситуация на АЗС «ҚазМұнайГаз» более или менее понятна, а как насчет частных заправок? Все мы заправляемся по мере возможности, или поблизости, или где очереди нет и т.д. Так, что делать с частными заправками, на которых не известно, что происходит?
Еще один немаловажный фактор – это переработка своего продукта именно в нашей стране, который бы дал нам плюсы в экономике. В республиканской прессе так прокомментирована эта ситуация. «Постройте просто завод, который будет делать из нашей нефти наш же бензин. И его уже продавайте – и своим, и соседям. Но нет, мы не ищем легких путей! Мы лучше с дисконтом нашу сырую нефть продадим, дадим нажиться посредникам, а на вырученные средства как следует, отпразднуем очередную годовщину чего-нибудь. И посредники зарабатывают как на экспорте нашей нефти, так и на импорте».
Наши заводы в недостаточном количестве выпускают бензин самой ходовой марки АИ-92. И что, за 25 лет независимости, несмотря на рапорты об успехах в индустриализации, наша страна не может построить хотя бы еще один нефтеперерабатывающий завод? Да, у нас есть 3 завода находящиеся в Атырау, Шымкенте и Павлодаре, которые были построены еще в советское время!
Продолжая тему подсчета потраченных финансов на бензин. Любое производство и любой предприниматель тратят немалые средства на транспортные расходы, а потом закладывает эти затраты в стоимость продуктов, товаров, услуг, а платят за это люди, покупающие эти товары и пользующиеся этими услугами. И это немалые деньги. Представьте теперь, откуда поставляют товары (какое расстояние надо преодолеть, чтобы доставить товар), сколько бензина на это уходит, а главное, сколько денег!
Как мы и предполагали, сценарий печальной казахстанской саги о бензине не изменился. Чуть-чуть новизны в 26-й серии придало увольнение вице-министра энергетики Асета Магауова и заместителя правления нацкомпании «КазМунайГаз» Данияра Берлибаева. А наш местный директор уверял, что в «КазМунайГазе» все в порядке! А в целом и эта серия завершилась тем же. Министр энергетики заверил Президента, что в следующем году Казахстан точно полностью обеспечит себя бензином. При этом о строительстве нового нефтеперерабатывающего завода речь не идет. Бензина должно стать много в связи с окончанием реконструкции на Атырауском и Павлодарском НПЗ. Ждем 27-й серии.
Айзада Адылбаева
От редакции. Автор статьи верно подметила: действительно нефтяным баронам гораздо выгоднее продавать нефть, чем отправлять ее на переработку и производство бензина. Когда нефть стоила 100-110 долларов за баррель, наши экспортеры получали по 15000 тенге за баррель (курс был 150 тенге за доллар). Потом нефть чуть снизилась в цене, но и курс доллара вырос до 185 тенге за доллар, экспортёры опять ничего не потеряли, поскольку они продают нефть за доллары, а потом на эти доллары покупают тенге. Сейчас нефть стоит 55 долларов за баррель, а за доллар нужно отдать 340 тенге, нетрудно посчитать, что наши экспортёры получают за баррель нефти 55*340=18700 тенге. Их доход даже увеличился, несмотря на снижение цены на нефть! Так что, гнали они нефть за границу, и будут гнать, а в строительство завода вкладываться никому неохота.