АО «Усть-Каменогорские тепловые сети» выплатило дивиденды по итогам деятельности в 2016 году 40 млн. 928 тыс. тенге. Поскольку единственным акционером АО «УК ТС» является государство в лице акимата г. Усть-Каменогорска, то дивиденды выплачены путём перечисления в городской бюджет.
Такое сообщение появилось в начале сентября этого года. И вызвало, по меньшей мере, недоумение. Мы решили обратиться за разъяснениями к генеральному директору АО «УК тепловые сети» Ренату Уразбаеву. Вот какие вопросы были ему заданы:
1.Каким образом предприятие, чья финансово-хозяйственная деятельность регулируется Департаментом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, в рамках утвержденной тарифной сметы может направить немалые средства на выплату дивидендов? Неужели выплата дивидендов заложена в тарифной смете, и потребители вынуждены платить за услугу ещё и для этой цели?
2.Если получена прибыль, позволяющая выплатить дивиденды, то, за счёт чего она получена? За счёт завышенных тарифов, снижения затрат и себестоимости продукции, дополнительных доходов, не учтённых в тарифной смете или за счёт других факторов?
3.Какая необходимость государственному предприятию перечислять эти дивиденды в бюджет? Может быть, гораздо целесообразнее было бы направить их на развитие, на принятие мер по снижению издержек производства и снижению тарифов?
Ответ поступил уже через 5 дней, но, как всегда, это была формальная отписка. Вот такое письмо прислали в редакцию за подписью Р. Уразбаева.
«Принятый в марте 2011 г. Закон «О государственном имуществе» закрепил обязанность местного исполнительного органа, которому переданы права владения и пользования государственным пакетом акций (доли участия в уставном капитале) акционерного общества обеспечить своевременное принятие решения о распределении полученного акционерным обществом чистого дохода и перечисление акционерным обществом дивидендов на принадлежащие государству акции.
Размер дивидендов (дохода) акционерных обществ с преобладающей долей государства, находящихся в коммунальной собственности, установлен местным исполнительным органом.
В соответствии с Законом РК «Об акционерных обществах», вопросы утверждения годовой финансовой отчётности общества, определения порядка распределения чистого дохода общества за истекший финансовый год и размеры дивиденда в расчёте на одну простую акцию отнесены к исключительной компетенции единственного акционера.
Неисполнение обществом обязанности по своевременному и полному перечислению дивидендов в бюджет влечёт административную ответственность».
Наверное, единственный навык, которым хорошо овладели нынешние управленцы, стал навык составления отписок. И блестяще им владеют не только чиновники государственных органов, но и прочих государственных предприятий, к которым относится и АО «УК тепловые сети». Особенно умиляет, когда они вместо ответа по существу, начинают разъяснять тот или иной закон. Спасибо, дорогие вы наши (в прямом смысле этого слова) за юридический ликбез. Да только зря вы стараетесь. Народ сейчас в основном грамотный, да и Интернет есть у многих, у городских жителей – почти у каждого. А там можно прочитать любой закон, благо, что читать пока что ещё все умеют.
Зачем Вы нам, Ренат Саяхатович, вместо ответа на конкретные вопросы разъясняете положения законов «О государственном имуществе» и «Об акционерных обществах»?! Вопросы ведь заданы предельно конкретно. Ведь в случае с УК тепловыми сетями речь идёт не просто об акционерном обществе со 100% участием государства. Это естественный монополист, снабжающий потребителей теплом и горячей водой. Тарифы на эти виды деятельности утверждаются антимонопольным органом на основании тарифной сметы. Какие же здесь могут быть дивиденды?! Тогда получается, что тариф завышенный, если есть возможность получить почти 41 млн. дивидендов!
Поскольку руководство УК ТС решило «темнить», давайте попробуем разобраться сами. Будем исходить из имеющихся в открытом доступе данных. Посмотрим аудиторское заключение о финансовом положении по состоянию на 31 декабря 2016 г. Итак, в 2015 г. доход от реализации услуг (отопление и ГВС) составил 5 млрд. 150 млн. 786 тыс. тенге, в 2016 г. – 6 млрд. 264 млн. 250 тыс. тенге. Это валовый доход, т.е. все поступившие в течение года деньги от потребителей. Выросла в 2016 году и чистая прибыль (средства, оставшиеся после вычета налогов). Если в 2015 г. чистая прибыль составила 55 млн. 397 тыс. тенге, то годом позже – 81 млн. 857 тыс. тенге. Получается, что из этой чистой прибыли почти половину – около 41 млн. тенге, направили в виде дивидендов в городской бюджет.
Теперь посмотрим тарифную смету на 2017 г. Здесь заложены все производственные затраты. Например, расходы на зарплату производственного персонала УК ТС в этом году составят 870,9 млн. тенге, административного персонала – 41,8 млн. тенге. Общие затраты на предоставление услуг – 3 млрд. 210 млн. 796 тыс. тенге. Предусмотрена и прибыль в размере 228 млн. 727 тыс. тенге, из них чистая прибыль – 182 млн. 981 тыс. тенге. Затраты на закупку тепловой энергии на УК ТЭЦ составят 3 млрд. 152 млн. 974 тыс. тенге (эти затраты заложены в тарифе УК ТЭЦ, и идут в общий тариф на тепло и ГВС). 410,9 млн. предусмотрено на расходы по нормативным техническим потерям! Итого валовый доход с учётом покупки тепла на УК ТЭЦ составит 6 млрд. 592 млн. 497 тыс. тенге.
Как видим, и валовый доход, и прибыль, и чистая прибыль в АО УК ТС из года в год растут. Это и понятно, поскольку постоянно растут тарифы. Но при этом в тарифной смете нет расходов на выплату дивидендов. Это хорошо, что тепловые сети прибыльное предприятие. Ведь остальные монополисты показывают лишь одни убытки: и УК ТЭЦ, и Согринская ТЭЦ, и ВК РЭК. Странно, что УК ТЭЦ показывает убыток от производства тепловой энергии, а тепловые сети, которые передают эту энергию потребителям, получают прибыль. Разве так может быть?
Но сейчас речь не об этом. Мы задаём все тот же вопрос: зачем государственному предприятию – монополисту платить дивиденды в бюджет?! Не лучше ли эти деньги направить на улучшение технологии, снижение потерь, закупку нового оборудования? Кстати, вообще непонятно, куда будет направлена прибыль. В тарифной смете в графе «Расходы за счёт прибыли» записана цифра 0. А фактически по итогам 5 месяцев вроде бы израсходовано из прибыли почти 12,5 млн. тенге.
И ещё один вопрос: если по итогам года в смете УК ТС уже заложена прибыль более 180 млн. тенге, то зачем тогда в течение года повышать тарифы? С 1 октября в очередной раз дороже стали и тепло и горячая вода! И сколько дивидендов уйдёт в бюджет по итогам 2017 года? Можно предположить, что миллионов 80. Выхолит, что всё это оплачиваем мы, потребители! Мало с нас шкуру дерут налогами, ценами, тарифами, так мы ещё и на дивиденды должны оплачивать! Выходит, что мы пополняем бюджет несколько раз. Платим налоги как физические лица, оплачиваем услуги (в том числе коммунальные), товары, в которых заложены расходы на налоги, так ещё и дивиденды монополиста на нас навесили! Не много ли? Как вы считаете, уважаемые читатели?
Денис Данилевский