«Именем Республики Казахстан суд постановил». Далее идет подробное описание деяния. И… гражданин идет под арест.
Попасть под арест можно за мелкое хулиганство, изложенное в такой простой формулировке, как нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам, осквернение жилых помещений, загрязнение мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выброс коммунальных отходов в неустановленных местах, и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц.
Если эту формулировку применять репрессивно, то около 70-80 процентов населения можно смело поместить в «кутузку», так как в нашей местности ну никак не получается без брани и без загрязнения мест общего пользования.
Первое у наших людей в крови, чему свидетельствуют анекдоты, типа:
– Мама, мама! Папа упал!
– Что он говорит?
– Плохие слова не говорить?
– Нет!
– Тогда, он молча упал!
Второе связано, скорее всего, с отсутствием достаточного количества урн. Но, и при их наличии, есть серьезные основания, что и штраф, и арест применяются нецелесообразно.
Взять, к примеру, брошенную спичку, окурок или шелуху от семечек. За это предусмотрен штраф в 10 МРП или административный арест до 10 суток. Начнем с ареста. Он исполняется помещением гражданина в специальный приемник. Мы возьмем примерную экономическую составляющую за 1 сутки, то есть по минимуму.
Возьмем сигареты. При стоимости 300 тенге за 1 пачку, один окурок обошелся курильщику в: 300 тенге / 20 штук = 15 тенге. И вот эти остатки от 15 тенге падают на асфальт. А к гражданину тут же подбегают двое патрульных полицейских, и еще один сотрудник полиции в Центре оперативного управления это фиксирует на видео.
Усреднив заработную плату полицейских в 100 тысяч тенге в месяц, и считая дежурства по 12 часов через 2 суток, мы получаем: 100 тысяч тенге / 10 дней = 10 тысяч тенге в день и 833 тенге в час. Эти трое полицейских составляли протокол около 30 минут, из которых: двое писали протокол = 833 тенге, третий в ЦОУ 10 минут наблюдал = 13 тенге. Уже затрачено около 850 тенге из кармана налогоплательщиков.
Затем человека приглашают в суд, где ведется видеозапись процесса, потребляются коммунальные услуги, работает канцелярия и пристав. Это все тоже деньги. Судья получает около 220 тысяч тенге в месяц (22 рабочих дня). Это 10 тысяч в день. Судебный процесс возьмем длительностью в 1 час, чтобы было достаточно рассмотреть ходатайства, соблюсти все процессуальные действия. Это 1 250 тенге из 8 часов рабочего дня. Округлим на выше приведенные расходы до 2 000 тенге.
Затем, если человека берут под арест, его везут на машине. В Усть-Каменогорске из административного суда до спецприемника кратчайшее расстояние составляет 3 700 метров (по карте). УАЗ 3962 «ест» в городском режиме 16 литров на 100 километров при отлаженном двигателе. Потрачено будет около литра топлива. Это 142 тенге за А-92.
На сутки содержания арестованного выделяется в среднем около 1 500 тенге (питание и медицинское обслуживание). Но, тут еще работают около 3-5 сотрудников полиции и медицинский работник, идут расходы на канцелярию, коммунальные услуги и прочее. Тоже округлим это все до 2 000 тенге.
Теперь все суммируем и получаем: 850 + 2 000 + 142 + 2 000 = около 5 000 тенге против 15 тенге на земле. Это хоть и приблизительные данные, но, все же они заставляют задуматься. Какова экономическая целесообразность ареста за окурок? Тут мы еще не приводим данные по налогоплательщикам, которые за сутки ареста не пополнят бюджет, так как «выпали» из финансовых отношений на воле.
Но, это обоснование вовсе не означает, что пора всем поголовно назначать штраф в 10 МРП. Да, государство будет довольно, получая с гражданина 22 690 тенге. Но, это было бы хорошо, если бы не пара нюансов, первым из которых идет норма статьи 737 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»: «Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: 3) выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений…»
Как мы полагаем, при выявлении причин (например, полное отсутствие урн в месте совершения правонарушения), суд обязан реализовать норму статьи 826 указанного Кодекса – вынести частное постановление при установлении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Если частное постановление не обжаловано, то должно быть рассмотрено должностным лицом и должностные лица обязаны сообщить суду о принятых мерах. «Нет урны – частное постановление – установка урны – сообщение в суд = больше не повторяется» – такая формула должна работать в соответствии с Кодексом. Выполняется эта норма?
Во-вторых, если назначается штраф, то он и должен направляться на устранение причин, способствовавших совершению правонарушения человеком, которому лень найти другую урну в другом месте. А если его берут под арест, то законом должен быть предусмотрен принудительный труд в виде уборки улиц, чтобы его содержание под стражей окупалось полезным трудом.
В противном случае, в стране только создается атмосфера страха перед сотрудником полиции, но нет атмосферы уважения к государственным органам, поскольку, куда ни кинь – штраф да арест – а условий для жизнедеятельности не создается.
Агентство правовой информации и журналистских расследований «Витязь»
От редакции. Недавно наши доблестные полицейские даже устремились в погоню за нарушителем, бросившим на землю окурок. Эта детективная история произошла возле торгового дома «Пассаж». Мужчина курил, и бросил окурок на землю. Бдительные дежурные в Центре оперативного управления сразу заметили этот вопиющий проступок и сообщили патрульным полицейским. Ближайший экипаж сразу же отправился на место правонарушения. Однако нарушитель уже уехал на трамвае. Полицейские, не мешкая, отважно бросились в погоню. Догнали трамвай, и даже принудительно его остановили. Испуганные пассажиры, которые терялись в догадках, уж не террориста ли ловят стражи порядка, с недоумением смотрели, как «повязали» обычного на вид мужика. А «повязали», как оказалось, за окурок. Нарушителя оштрафовали на 3 МРП, это 6807 тенге. Окупила ли эта сумма расходы на погоню, сказать сложно. Также как и понять, не было ли в это время более серьёзных вызовов, на которые не смогли выехать полицейские, задействованные в поимке курильщика. Остались ли довольны такой принципиальностью и мужеством полицейских пассажиры трамвая, график движения которого был нарушен, и кто-то опоздал по своим делам, нам также неизвестно. Известно нам, что не на всякий вызов полицейские бросятся вот так стремглав, сломя голову. Сначала вызывающий подмогу в лице полицейских должен долго и обстоятельно отвечать на вопросы дежурного, принимающего вызов, и совсем не факт, что после этого допроса полиция поедет к вам на помощь. А тут такая оперативность, такой лихой сюжет с погоней. Причем, мы бы даже об этой погоне не знали, но пресс-служба ДВД распространила сообщение, словно речь идет о геройстве.
Между тем, в редакцию регулярно поступают обращения от наших читателей о том, что годами не расследуются кражи, или другие уголовно наказуемые преступления. А чистоты в городе так и не прибавилось.