О некоторых вопросах в системе образования и науки РК

Газета "Flash!"

(Продолжение. Начало в №12, 15.06. 2017 г.)

2. Напрасная работа, напрасный ВОУД.

Каждый год все ВУЗы нашей страны сдают ВОУД — внешняя оценка учебной деятельности. Что это такое? Это своебразная проверка остаточных знаний для всех студентов 4-го курса. Проходит она в форме, очень похожей на ЕНТ. Все студенты выпускного курса сдают тестовые экзамены в один день по четырем предметам, два предмета из профильных дисциплин, математика и четвертым предметом является физика, если это инженерно-техническая специальность.



Нужно срочно отменить ВОУД!

Это совершенно бесполезная дополнительная нагрузка и на студентов и на преподавателей




Перечислим неправильные, негативные стороны данной формы проверки знаний.

Человек создан Богом, как существо, способное забывать. Это его естественное свойство. Наоборот, было бы не обычно, не естественно, если кто-то ничего не забывает никогда. И с учетом того, что с первых дней занятий студенту просто накачивают в голову массу всевозможных фактов, знаний, информаций и результатов, которые он просто не в состоянии запомнить надолго, как ЭВМ, в силу того, что он (она) просто биологическое существо, а не жесткий диск на компьютере. Поэтому, естественно, что на 4 — ом году обучения он уже не может хорошо ответить на вопросы из предметов, пройденных на первом или втором курсах. Выход находят в том, что многие ВУЗы на протяжении более полугода до сдачи экзамена ежедневно, долго и упорно готовятся и репетируют к сдаче ВОУДа. В дело включаются все ресурсы. Готовятся многостраничные шпаргалки из собранных многими годами тестовых вопросов из прежних ВОУДов, преподаватели и предметники несколько раз в неделю проводят дополнительные занятия. Студенты из разных городов обмениваются между собой базами вопросов и ответов. И это все – негатив, приносит не пользу, а вред. Потому что, это производится в ущерб тому, что в это же время надо готовиться к дипломной работе и к преддипломной практике, важные каждодневные занятия по классической учебной программе уходят как-бы на второй план. Преподаватели занятия по ВОУДу проводят как сверхурочную, сверхнормативную работу, она не оплачивается им. Таким образом они безвозвратно теряют очень дорогое время. В день сдачи ВОУДа многие преподаватели из соображения гуманизма и чувства солидарности добровольно помогают студентам. Недалеко от корпуса, где сдают ВОУД, они сидят в машинах и ждут сообщений по системам мобильной связи, и передают им ответы, которые они способны решить. И даже преподаватели не могут ответить на все вопросы, потому что тестовые вопросы сами зачастую составлены неправильно, некорректно. А на неправильно составленный вопрос, как известно, нет правильного ответа.

Изначальная постановка вопроса не правильная, не верно то, что по результатам ВОУДа оценивают педагогическую работу кафедры или же всего факультета. Вот поэтому-то и будут все сознательные преподаватели помогать своим студентам при сдаче ВОУДа. Чтобы студент во время сдачи ВОУДа не смог передавать информацию своим помощникам, в аудиториях ставят глушители. Это излучатели электромагнитных волн, которые заглушают все исходящие и входящие электромагнитные волны от сотовых телефонов. Однако, бывают случаи, когда просто на время глушитель отключается, и тогда многие успевают передать и принять нужные сообщения. Возможностей отключать глушитель на время — достаточно много. От банального — проходя мимо, ногой наступил на удлинитель с выключателем, до того, что в сеть питания электрической розетки можно откуда-то извне подать большой кратковременный импульсный ток, который выводит из строя блок питания данного глушителя. Можно экранировать (то есть защитить, отгородить) мобильный телефон от излучения глушителя, создав местный, локальный защитный экран. Есть много других способов, студенты об этом знают. Науку и технологический прогресс не победишь, не переиграешь и не обуздаешь! Поэтому, уважаемые сотрудники республиканского центра тестирования, организаторы, авторы и устроители ВОУДа, пожалуйста, срочно отмените ВОУД! Хватит играть в «кошки – мышки», не делайте из вас самих, из студентов, из нас, преподавателей, вообще из всего того, что у нас совершается – объект для высмеивания, повода для сюжета в очередной фильм про Бората. Мы понимаем, что вам надо что-то делать, якобы оправдывать вашу хорошую зарплату. Должно быть, вы умные люди, хорошие специалисты своего дела. Вы ведь сможете найти себе более достойную и лучшую другую работу в каких — нибудь мощных компаниях, заводах. Сколько хороших иностранных фирм и контор сейчас у нас в стране работают. Вы, наверное, и сами хорошо понимаете, что ВОУД — это совсем не полезная, а наоборот, это вредоносная работа. Так зачем же вам возиться (и копошиться) на уровне такого бесполезного дела? С вашими — то талантами.

Мы ведь догадываемся, сколько-же баллов получите вы сами (устроители и организаторы), если попытаетесь сдать этот ВОУД? Математика является базовой дисциплиной ВОУДа, которую сдают все естественно-научные и технические специальности. Немало преподавателей математики признаются, что некоторые разделы из тестовых вопросов ВОУДа не изучались по программе на обычных, повседневных занятиях по математике в ВУЗе, так как в последние годы многократно сократили количество часов по учебной программе дисциплины. То есть получается, что тот или иной раздел математики не изучается, а в тестовых вопросах он присутствует. Но это же незаконно? Сами же тестовые вопросы также не соответствуют требованиям и логике именно тестовых вопросов. Такие вопросы по самой логике и по структуре не должны содержать длинные, многоходовые и трудные вычисления. То есть, чтобы ответить на один тестовый вопрос, необходимо (при правильном его составлении и по правильной логике) потратить одну или полторы минуты. А на самом деле, многие тестовые вопросы по математике решаются в течении 10-12 минут. Это в расчете на средний уровень подготовки наших студентов. Причем, чтобы найти решение, необходимо произвести многоходовые вычисления на бумаге, которые за одну минуту, ну, никак не сделаешь. Это не правильно в принципе. Такой не справедливый подход связан с тем, что разработчики ВОУДа используют в основном сборники задач, которые выпускаются в России. Среди них задачники и пособия Демидовича, Бугрова, Никольского, Казаковой и так далее. Тестовые вопросы ВОУДа содержат в большинстве своем задачи по своему уровню, логике и содержанию очень близкие к ним. Они предназначены для устных или письменных ответов по билетам для классического обычного экзамена. В котором в одном билете два теоретических вопроса и всего одна задача. А время на подготовку отводится до 40 минут на одного студента. Задачи, как мы указали ранее, многоходовые, одна задача решается по времени иногда до 12 и более минут. Это не правильно. А разрабатывать и составлять совершенно другие, принципиально новые тестовые вопросы, на которые можно было бы найти ответы в течение одной или двух минут — это дело очень хлопотное, трудоемкое и долгое. Поэтому, правильно составленные вопросы (по требованиям тестовой логики) если даже имеются, то их совсем мало в общей базе тестовых вопросов.

Если коснемся качества и уровня тестовых вопросов по профилирующим техническим предметам, то там дела обстоят еще хуже. Другими словами, в блоке технических дисциплин не исключено, что и какой-нибудь академик вдруг получит неудовлетворительную оценку. Именно так мудрено-перемудрено составлены неправильные вопросы.

Это связано с целым рядом причин. Даже поверхностное освещение этого большого пласта проблем и задач потребует анализа и изложения не на одной странице текста. Поэтому ограничимся только изложенным здесь. Что делать? Мы только изложили проблемы. Не в наших силах и компетенциях, что либо изменить, потому что мы являемся простыми тружениками. Господам там, наверху, наверное, виднее? Надеемся, что эти указанные проблемы найдут правильные пути решения.

А сколько же бюджетных денег не эффективно ушло на разработку и внедрение этого ВОУДа в целом? По некоторым данным, начало ВОУДа относится к 2001-2003 годам. Представляете, по скольким предметам, как много тестовых вопросов разработано и составлено за эти годы? Может быть нынешний экономический кризис сыграет определенную положительную роль, для того чтобы остановить и вообще отменить ВОУД? Другими словами, надо верить преподавателям на местах, надо верить результатам их ежедневного, тяжелого, рутинного труда, оценкам, которые они ставят своим ученикам и студентам. Преобладающее большинство преподавателей правильные, добропорядочные и честные люди, преданные специалисты и настоящие профессионалы своего дела. Так почему нельзя верить результатам их труда и не перепроверять всех и вся вот таким нелепым образом? Это ведь крайне не эффективная, пустая трата больших бюджетных денег и потеря очень дорогого времени. Наконец, нужно учесть то, что кроме нашей страны, ни в одной другой стране мира нет этого ВОУДа! Однако, они и без ВОУДа хорошо развиваются, совершают технологический прогресс и идут вперед.

Трудоустройство выпускника на производстве и его характеристика с места работы – вот единственный и главный критерий всей учебно-педагогической работы, который должен быть на первом плане.

Айкен Актогаев,

кандидат технических наук

(Продолжение следует)