Некоторые тайны всеобщей приборизации

Газета "Flash!"

Мы беседуем с председателем общественного объединения «LIFE» по защите прав потребителей в сфере коммунальных услуг Эдуардом Датчиковым.

— Эдуард Викторович, прошло полгода с начала действия дифференцированных тарифов на тепло и горячую воду. Для потребителей, проживающих в домах с общедомовыми приборами учёта тепла (ОПУТ), тарифы снижены, а вот для тех, кто живет в домах без таких приборов, значительно повышены. Таким образом власти намерены стимулировать установку приборов учёта. Вы – практически единственный общественный деятель, который с цифрами и расчётами на руках показываете полную несостоятельность этой идеи. Что изменилось за эти полгода?

— Ничего не изменилось. Никто так и не может доходчиво объяснить населению преимущества приобретения и установки дорогостоящих общедомовых приборов учета, а главное — доказать, что прибор учета окупит себя до окончания срока его гарантийной эксплуатации.

Прошло полгода со дня увеличения платы «безприборникам» за услуги теплоснабжения для населения на 24,8 процента, для прочих потребителей на 61,5 процента. Это колоссальный рост! Потребители молча или со стоном платят, но не спешат заключать договоры на установку приборов и получение кредита на их приобретение. Предприниматели включили дополнительные затраты в стоимость оказываемых услуг, производства товаров, работ, а бытовые потребители, неся бремя повышенных затрат, отказались от наполнения до краев потребительской корзины и затянули потуже пояса. Те, у кого их уже давно нет, наверное, просто удерживают штаны руками, чтобы пройти те сто шагов к обозначенной чиновниками заветной цели без спущенных штанов.

Характерно, что рядом с ними этот путь совершают и те потребители, которых облагодетельствовало государство за установку приборов учета теплоэнергии, а так же те потребители, которые проживают в домах, где невозможна их установка, поэтому повышенной платы с них не взимают. Никто ни сном, ни духом не ведает о подводных рифах всеобщей приборизации. О них, этих опасных рифах, не принято говорить и поэтому о них ничего не известно широкой публике.

— Эдуард Викторович, Вы выносили вопрос об обязанности всеобшей установки приборов для всех потребителей на Общественный совет ВКО, пытались таким образом достучаться до руководства области. Что-нибудь получилось?

— Я не только выносил этот вопрос, но и выступал с конкретными предложениями. Цель всеобщей приборизации никто публично не провозглашал. Просто есть закон, обязывающий потребителя иметь приборы учета коммунальных услуг. Но приобретать и устанавливать эти приборы по тому же закону, обязаны субъекты естественной монополии, но при условии заключения соответствующих договоров. Согласно Гражданскому Кодексу РК гражданин свободен от насильного заключения договоров. Поэтому идея всеобщей приборизации не прижилась, а процесс едва теплится, т.е. пошел с затуханием. Чтобы заставить потребителей заключать договоры и не нарушить их право на свободное заключение договоров, чиновники внесли поправку в Закон о том, что потребители, не установившие приборы учета, будут платить по дифференцированному тарифу. Агентство РК по регулированию естественных монополий срочно разработало Методику, а его территориальный орган в ВКО утвердил приказ о повышении ставки тарифа для несознательных граждан с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года. За этот срок, по мнению столичных стратегов, потребители поголовно приобретут общедомовые приборы. Их нужда заставит. Ведь только по городу Усть-Каменогорску с некоторых бытовых потребителей будет дополнительно взыскано, по моим подсчетам, за услуги теплоснабжения 1 миллард 109 миллионов 389 тысяч 285 тенге. Представляете, сколько переплатят жители города, не имеющие общедомовых приборов?! Сколько будет взыскано с предпринимателей подсчитывать не хочу. Здесь моя позиция расходится с позицией Палаты предпринимателей. Эта палата, призванная защищать экономические интересы в том числе и малого бизнеса, совсем не чешется. Причина весьма банальна – малый бизнес на 5 лет освобожден от уплаты членских взносов в Палату предпринимателей. Значит, защитники предпринимателей считают, что они «не наши».

Так вот я и предложил — за излишне взысканные средства можно было бы уже в 2017 году приобрести приборы учета теплоэнергии для всех домов города Усть-Каменогорска, где имеются технические условия для их установки. Но вместо того, чтобы излишне взысканные средства направить на приобретение приборов учета теплоэнергии и решить проблему, ради чего, собственно и был затеян весь сыр-бор, авторы этой доктрины имеют очень злорадную цель: наказать строптивых потребителей экономическим путем, сделав реально неприемлемыми условия их существования.

Это только последняя выходка законотворцев. Система взаимоотношений в сфере теплоэнергетики, регулируемая государством, откровенно лоббирует интересы монополистов, хотя Законом о естественных монополиях провозглашается цель достижения баланса их интересов с интересами потребителей! Реально же можно говорить о балансе интересов льва и ягненка!

— Получается, что за громкой целью экономии энергии, для которой вроде бы мы все дружно должны установить общедомовые приборы учёта, также кроется банальная вещь – прибыль, только прибыль, и ничего, кроме прибыли. Как и положено при капитализме. Наверное, в первую очередь прибыль тех фирм, которые продают эти приборы. Но и про себя любимых монополисты, видимо, тоже не позабыли?

— Да, теперь давайте перейдем к тайнам приборизации. Общедомовой прибор учета теплоэнергии в случае отключения электричества становится грудой хлама, приносящей ущерб потребителям. То же самое происходит при любой неисправности прибора, или несвоевременной сдаче снятых показаний на бумаге. В этих случаях монополист, вместо того, чтобы рассчитать размер платы по показаниям прибора за предыдущий месяц, с учетом фактической температуры наружного воздуха, применяет норму расхода теплоэнергии, и тариф, действующий для потребителей, у которых нет приборов учета.

Приведу примеры судебных решений. Так в домах, недавно построенных в районе КШТ с применением энергосбережающих технологий, снижающих потери тепла в 1,5 раза за счет облицовки наружных стен теплоизоляционными плитами толщиной 11 сантиметров, при выходе прибора из строя монополист применял норму, утвержденную для домов, где теплопотери в 1,5 раза больше! Этот пример ярко свидетельствует о том, что наличие приборов учета теплоэнергии не спасает потребителей от произвола монополиста.

Другая тайна приборизации. Прибор всего лишь фиксирует количество теплоэнергии, отпущенной сверх договорного объема, то есть с повышенными параметрами теплоносителя в период, когда температура на улице плюсовая. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Закону РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках» потребитель вправе не платить за энергию, поставленную с повышенными параметрами, а монополисту запрещено требовать оплаты регулируемых услуг, не соответствующих установленному качеству. Государством определена нормативная температура воздуха в отапливаемых помещениях +20 °С.

Фактически монополист в апреле и октябре подает тепла больше, чем необходимо потребителю. В результате температура воздуха в отапливаемых помещениях повышается, и потребитель выпускает лишнее тепло через форточки. Наличие прибора учета теплоэнергии не спасает потребителя от переплаты. Ведь такой прибор не наделен интеллектом, он лишь фиксирует температуру теплоносителя, подаваемого в дом. Чтобы реально экономить тепло и спасать потребителя от лишнего тепла и лишних расходов, нужен еще один, очень дорогостоящий прибор, который регулирует температуру теплоносителя, подаваемого в дом, в зависимости от фактической температуры наружного воздуха. Вот с таким прибором была бы реальная экономия! Но такие приборы монополисты не торопятся устанавливать, и потребителей не обязывают устанавливать! А почему? Да потому, что им это невыгодно.

Спрашивается – зачем потребителю навязывать установку приборов учета, если этот прибор учета позволяет монополисту, нарушая закон, взимать плату за которую потребитель вправе не платить?

Ответ очевиден – прибор потому и нужен, чтобы сдирать плату за товар, поставляемый сверх договорного объема из-за технологического несовершенства открытой системы теплоснабжения, когда, ради горячего водоснабжения температура теплоносителя при положительных температурах воздуха остается постоянной, т.е. становится независимой от температуры наружного воздуха.

Есть еще много тайн приборизации, покрытых мраком. Популярно объяснить их не получится в рамках газетной статьи. Для этого нужны уже специальные знания, и я не буду утомлять читателя формулами и законами физики. Но поверьте, что возможностей, чтобы содрать с нас деньги, у монополистов предостаточно, даже если в доме есть общий прибор учёта!

Возьмём, к примеру, чудеса при нештатных ситуациях. Такой случай был зафиксирован в ноябре 2014 года в доме номер 8 по улице Бурова. По данным АО «УКТС» с 1 по 10 ноября и с 13 по 18 ноября с 0 до 5 часов наблюдался повышенный расход теплоносителя. Однако в это время горячей водой не пользовалось большинство спящих потребителей. Какой-то злоумышленник сливал горячую воду из системы отопления прямо в канализацию.

Монополист, не вдаваясь в подробности, весь расход теплоносителя отнес на нужды горячего водоснабжения. Причем те, кто имел водомеры горячей воды, заплатили по показателям водомера, а остальной расход теплоносителя отнесли на тех, у кого нет водомеров. При этом плата за услуги горячей воды в 10,2 раза превысила нормативную. Такое распределение платы за услуги ГВС уменьшило размер оплаты за отопление в ноябре в 1,48 раза по сравнению с октябрем этого года, хотя ноябрь был на 7,3 °С холоднее октября, а продолжительность оказания услуг в октябре была меньше на 7 суток, чем в ноябре. Вот такие чудеса! Монополист объяснил такой парадокс тем, что приборы учета были исправны и показывали правильные показатели. А ведь прибор учета в принципе не может учитывать раздельно расход теплоносителя из системы ГВС и из системы отопления. Такая «слепота» прибора используется монополистом для необоснованного обогащения в особо крупных размерах.

Мне известны и другие способы «нагрева» потребителей, установивших приборы учета теплоэнергии. О них как-нибудь в другой раз.

Итак, принудительная приборизация выявила целый ряд проблем, о которых мы с Вами поговорили. Ко всему этому нужно добавить возрастающую со временем погрешность в показаниях прибора в пользу монополиста. Вывод один – нужен кардинальный пересмотр всей этой затеи со всеобщей приборизацией.

— Спасибо, Эдуард Викторович, Вы очень подробно пояснили весь механизм добровольно-принудительной эксплуатации потребителей.

А теперь давайте представим себе, что будет, когда во всех домах стопроцентно появятся общедомовые счетчики тепловой энергии? Неужели для всех тарифы снизятся на 25%? Такого рая не наступит. Тогда установятся единые, и, вероятнее всего, повышенные тарифы. И что будут вынуждены делать жители? Правильно – экономить. Допустим, ту водичку, в которой помыли посуду, не сливать в канализацию, а ею вымыть полы. Или заткнуть ванну пробкой во время душа, а потом в этой воде что-нибудь постирать. Монополисты идут не по пути снижения своих затрат, уменьшения потерь, снижения себестоимости продукции, а по пути ограничения потребителей в пользовании благами цивилизации. И это в XXI веке! Мы как-то уже смирились, что фактически введена карточная система потребления электроэнергии, когда за сверхлимитный расход электричества приходится платить по повышенному тарифу. А вот низкий ночной тариф, который реально позволял не только экономить расход электроэнергии в пиковые часы нагрузки, но и решать экологическую проблему, поскольку многие в индивидуальных домах перешли на электроотопление, был отменен!

Вспомните, какой аргумент приводили менеджеры «Оскемен Водоканала», когда убеждали в необходимости повышения тарифа? Потребление воды снизилось, потому что многие установили счётчики, или пробурили собственные скважины, поэтому и доходы предприятия уменьшились. А посему выход один – нужно повышать тарифы! Получается, что народ стал экономить, в том числе и с помощью счетчиков, а его за это палкой по спине – на тебе повышенные тарифы! Так в чем тогда смысл экономии?

А вот когда в очень жарком июне во многих районах города возникли проблемы с подачей холодной воды, то водоканальцы объяснили перебои тем, что много воды расходуется в частных домах на полив. Вот тут и разберись – когда тарифы нужно повышать, то говорят, что объём потребления снизился, а когда вода не доходит до верхних этажей, то говорят, что много воды используется на полив. Какая версия выгодна — такую и озвучивают! Вот и получается, что на фоне выставки ЭКСПО в крупном городе с двумя реками не хватает воды! Правильно написали жители в своих комментариях в Интернете – за 25 лет «Оскемен Водоканал» не удосужился поставить более мощные насосы, чтобы был больший забор воды! Всё ещё эксплуатируется советское оборудование, хотя тарифы только растут и растут.

Беседовал

Денис Данилевский