Куда приведут нас наши дороги?

Газета "Flash!"

Наше агентство провело рейд на трассе Усть-Каменогорск – Новая Бухтарма. Посмотрели на дорожное полотно, дорожные знаки, и забота государства о налогоплательщиках открывается во всей красе.

Вот едем мы по дороге, а точнее проползаем через ямы и выбоины, и вспоминаем пламенные речи о развитии туризма в нашем регионе. Уж не знаем, как это предполагается делать при столь ужасающем состоянии дорожного полотна. Наивно полагать, что автотуристы будут в восторге переваливаться с боку на бок там, где в нормальных условиях можно было проехать под «сотню». Если, конечно, он не участник внедорожных экстремальных соревнований.

А если, вдруг, турист с более мощной амплитудой «вальнется» на бок, на кого он будет рассчитывать? Ближайшая дислокация скорой помощи и пожарной службы – Серебрянск и Усть-Каменогорск. «Романтики с большой дороги», как мы называем полицейских, снующих по трассе, при всем желании, из груды металла пострадавшего не извлекут и нужные для первой помощи средства не применят. Значит что, надо в памятках для туристов написать: «Разучивайте песню «Черный ворон…» перед поездкой»?

Кстати, туристу нужны не только дороги и безопасность. По ним, если что, на БМП и БТР можно ехать. Ему еще нужно где-то пообедать, отдохнуть, отыскать подходящее местечко, чтобы сфотографироваться, сходить в туалет и умыться. Вместо всего этого мы найдем на трассе шалашики с медом. Впрочем, кафе мы тоже найдем… иногда… в некоторых местах. И туалет найдем… тоже в некоторых местах… в некотором состоянии…. В иных случаях будем отдыхать дикарями на обочине и мелких стояночках, прячась при необходимости в кустах.

Ну, да ладно – вернемся к нашей дороге. А такое ее состояние может быть только в условиях войны, мирового катаклизма, рук, растущих не оттуда, откуда надо, в условиях кризиса и по многим иным объективным и субъективным причинам.

На мысль о войне нас навели «воронки». Вероятно, по дороге долбила неприятельская дальнобойная артиллерия, когда тут проходили наши. «Наши» прошли, а «воронки» остались. Причем, кризис коснулся и неприятеля – воронки мелковаты. Или, снаряды мелкокалиберные, или поставляются они на тендерной основе – подешевле и полегче. Или, может быть, дорогу рвали динамитом, чтобы враг застрял. Но, дешевый динамит всю дорогу не «взял», а только оставил ямы….

Про катаклизм мы не думаем – при нем разрушилось бы не только полотно дороги. А вот про «криворуких» и «рукопопых» мы вспоминали в движении. Не они ли обслуживают дорогу? Нет? Тогда в чем дело? В материалах? В 21 веке материалы не позволяют сделать дорогу раз и навсегда?

А может быть виноват кризис? Может быть, Михаил Булгаков ошибался, что разруха возникает тогда, когда вместо работы все поют хором, и разруха возникает по иным обстоятельствам? Или, дорожники в том районе дружно поют хором, солистом которого выступает руководитель контролирующего государственного учреждения? Не знаем, не знаем. Да и не волнуют нас ни их песни, ни их разруха, ни их кризис – мы заплатили налоги и требуем дороги!

Мы смотрим в нормы Закона «О дорожном движении», а они гласят следующее: «основными принципами дорожного движения являются: 1) приоритет жизни и здоровья участников дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности; 2) приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью участников дорожного движения; 3) соблюдение интересов участников дорожного движения, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; 4) системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения».

Начнем с конца. В чем видится системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения на данной дороге? Ну, висят знаки. Причем, явно издевательского толка – ограничивают скорость 90 км/ч там, где ехать «тридцать» и то рискованно. Другие знаки имеют зону действия в несколько километров, о чем свидетельствуют таблички, вместо того, чтобы ограничить зону действия знаками «Конец зоны…». Водителю или запоминать километраж, или успевать нажимать/смотреть на счетчик одометра, или ямы объезжать, чтобы колеса не остались там, где он мгновение назад проехал? А за кустом или поворотом его могут ждать те самые «романтики», которых не волнует ни твой кризис, ни твои объяснения…. И это называется системным подходом?

Оглянувшись на подпункт 3 статьи 3 Закона, мы находим «соблюдение интересов участников дорожного движения… при обеспечении безопасности дорожного движения». Скажите, чиновники, как вы исполняете этот принцип? Как соблюдаются наши интересы, когда вы не делаете нормальные дороги и развешиваете бестолковые знаки? Почему бестолковые? А давайте въедем в Новую Бухтарму и поселок Степное перед Усть-Каменогорском. Знаете ли вы, что зона действия знака, ограничивающего максимальную скорость – ДО ПЕРЕКРЕСТКА? И, зона действия может быть УМЕНЬШЕНА соответствующей табличкой (по нормативам). А ее УВЕЛИЧИВАЮТ табличками (по факту) за перекресток. Как вообще можно сделать зону действия 2,5 километра в поселке с уймой перекрестков? Выехал с прилегающей дороги – и ты едешь 60 вместо 40, так как знак, стоящий в квартале от тебя, на тебя не распространяется. Ну, разве не идиотизм?

Нас доят втройне – налогами, ремонтами машин, штрафами. И у тех, по ту сторону «барьера», своя правда. Такая же, как у тех, кто конный и сытый. Они ни голодному, ни пешему не товарищи. И будут стоять на своем – ничем не проймешь. А давно бы следовало понять, что только полицейским кулаком безопасность не обеспечить, а развиваться народу можно только при обеспечении прав и свобод!

В чем мы видим фактический приоритет жизни и здоровья участников движения над экономическими показателями? Должностные лица, между прочим, обязаны делать то, что прописано в Законе. А нам всегда вещают, что все упирается в финансы. Как это понимать? Если есть норма Закона – хоть штаны снимай и затыкай дыру, а меня твои проблемы не касаются. Разве не так?

Ну и, наконец, поговорим об ответственности государства. Его представляют должностные лица определенных учреждений. Если, в соответствии со статьей 35 Конституции, «уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого», и мы их уплатили…. Если, в соответствии со статьей 3 Конституции «единственным источником государственной власти является народ», а мы народ…. ТО, почему мы не можем потребовать отправить в позорную отставку тех, кто не способен обеспечить нормальные дороги, а тех, кто напрямую виновен в текущем их состоянии (дорог, а не виновных) – отправить в места лишения свободы?

В одном из рейдов, организованных в апреле, куда нас пригласили для участия наряду с другими журналистами, мы вносили предложение для борьбы с плохими дорогами. Озвучим его сейчас: приезжаем в один из районов, смотрим дорогу – если плохая, то ответственных за состояние дорог закатываем в асфальт. Показываем действо по телевизору. «А завтра мы едем к вам!», – будет завершающим комментарием. Гарантируем – дороги станут идеальными. Это шутка, так как Закон не позволяет. Но, по Закону не должны игнорироваться принципы дорожного движения. А иначе, как игнорированием принципов такую «заботу» государства о налогоплательщиках не назовешь!



Агентство правовой информации и журналистских расследований

«Витязь»