Земельный фонд ВКО на начало 2017 года составил 28,3 млн. гектаров, большая часть которого – 10 млн. 557 тыс. га — земли сельскохозяйственного назначения, из которых 139,2 тыс.га являются орошаемыми. По сравнению с 2015 годом, земли сельскохозяйственного назначения в 2016 году увеличились на 215,4 тыс. га.
Рост сельхозугодий произошёл в связи с созданием новых хозяйств и предоставлением земельных участков существующим сельхозформированиям и крестьянским хозяйствам. Всего в области действует 15 474 крестьянских хозяйства.
Всего же на 1 апреля 2017 года в государственной собственности числится более 10,4 млн. га земель. За прошедший 2016 год по области была проведена большая работа по вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения, в целом по области в сельхозоборот было вовлечено порядка 465,5 тыс. га земель. Через конкурсы в городах и районах было предоставлено населению 344,5 тыс. га для ведения сельского хозяйства.
В структуре земельного фонда, из более чем десяти с половиной миллионов гектаров земли сельхозназначения – лишь крохотная часть – 81,3 тыс. га, находится в частной собственности, вся остальная земля передана в аренду. У иностранных пользователей находится 15 тыс. га земли (в основном они располагаются в Бескарагайском районе). Эти данные были приведены руководителем областного Управления по земельным отношениям Викторией Барсуковой на брифинге для журналистов.
Также она рассказала об отдельных изменениях в нормативных документах по контролю над земельным фондом области. Имеются не решённые пока вопросы, связанные с использованием земли по прямому назначению. Изменилось распределение полномочий по контролю над сельскохозяйственными землями. Вводятся новые меры государственной поддержки по формированию современных данных, как по использованию земли, так и по плодородию почвы всего земельного фонда области.
В частности, в нормативные акты вводится новая статья, касающаяся аренды земли сельскохозяйственного назначения. В ней детально расписаны шаги по проведению обязательных конкурсов для желающих взять землю в аренду. Теперь на подобных конкурсах вводится представление бизнес-проекта по использованию арендуемых земель, плана по развитию инфраструктуры (дорог, водоёмов и тому подобное), обязательств по привлечению местной рабочей силы. В то же время, в нормативных документах до сих пор отсутствуют точные цифры размеров земли, разрешенной для одного арендатора. Методики по расчёту таких параметров до сих пор только разрабатываются.
Сохраняются ограничения по предоставлению земли в аренду иностранцам. Напомним, что по ныне действующим нормам, которые продлены и впредь, во всех районах РК, в том числе и ВКО, которые расположены вблизи государственной границы, иностранцы не имеют возможности арендовать землю. Посмотрев на карту ВКО, можно увидеть, что во многих районах области иностранцы вообще не имеют права арендовать землю, поскольку это приграничные районы. Интересно было узнать, что ширина пограничной полосы для разных соседних иностранных государств, различная. Для Российской Федерации она составляет 100 метров от границы, для Китая – 2 километра. В этой полосе запрещена любая аренда земли, в том числе и для собственных граждан.
Произошли изменения и в организационных структурах, осуществляющих контроль над землями сельхозназначения. Все изменения вроде как должны по задумке усилить контроль над землёй, приблизив его осуществление непосредственно в сельские регионы. Так, полномочия прежней областной земельной инспекции теперь (в части рационального использования земель сельхозназначения) передаются местной исполнительной власти районов. Таким образом, планируется притянуть «государево око» непосредственно к земле, чем надеются повысить качество контроля над её использованием.
Наконец, с 2017 года начнут поступать средства из бюджета для работы по составлению реестра качества земельного фонда области, или, говоря проще — карты плодородия почвы. Это нужно было делать, как говорят, еще вчера. Ведь эти данные не обновлялись со времени советской эпохи. И пока нет возможности определить реальную картину состояния земельных угодий, а также их реальную рыночную стоимость.
Обо всех последних нововведениях и изменениях по земельным вопросам сотрудники областного Управления земельных отношений будут вести разъяснительную работу в течение всей календарной весны этого года. Планируются поездки в регионы области – районы, сельские округа, чтобы довести до сведения непосредственных участников землепользования квалифицированную информацию по всем возникающим вопросам, связанным с использованием земельного фонда.
Мало кричать
«Родная земля!», за землей нужно ухаживать
В прошлом году в Казахстане разыгралась нешуточная дискуссия по поводу земельных отношений. Главной причиной для этого послужило желание правительства расширить возможности по аренде земли, которая не находится в сельскохозяйственном обороте. Территория таких земель по стране исчисляется многими десятками тысяч гектаров. Однако правительственное рвение одним рывком перезапустить землю в хозяйственный оборот путём предоставления более широких возможностей для всех желающих арендовать землю, не утруждая себя разъяснительной работой, закончилось ожидаемым провалом для министерских спецов по земле. Общественность потребовала доходчивых объяснений, которые во время не последовали, что привело к возникновению вольной интерпретации поправок к Земельному Кодексу среди населения. Стало набирать силу мнение об угрозе продажи земли в руки иностранцев. Лишь после этого правительство выступило со своими объяснениями. В итоге, сам Президент страны объявил пятилетний мораторий на принятие новых поправок к Земельному Кодексу. Страсти по земельной теме стали стихать. Однако, в феврале уже этого года, последовали известные предложения о поправках в Конституцию Казахстана. И вновь камнем преткновения стало предложение об изменении 26 статьи Конституции. Напомним, что вместо действующей редакции этой статьи, где чётко говорилось, что «Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество», предлагалось слово «граждане» — заменить на слово «каждый». Общественность вновь забурлила. Если «каждый» может иметь в частной собственности имущество, то есть опасность, что и земля может оказаться в руках иностранцев. Ведь Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Такие мнения высказывались в ходе оживленной дискуссии поправок в Основной Закон страны. Вновь появилась некая двусмысленность, особенно остро затрагивавшая земельный вопрос. Вновь на президентском уровне пришлось возвращать конституционный статус-кво. Статья 26 осталась в прежней редакции. Правда, как подсказывает чутьё, это временное отступление исполнительной власти по этому вопросу. На ближайшие годы этот вопрос закрыт. Продолжатся ли попытки власти убедить общественность в необходимости привлечения иностранных инвесторов на пустующие земли – покажет время. Другое дело, что теперь, прежде чем снова подходить к этому вопросу, правительству нужно провести реальную работу по наведению порядка и контролю над землей, иначе гражданское общество вновь попытается заблокировать подобные решения, направленные на либерализацию земельных отношений. А казахстанские фермеры, крестьяне получают шанс за это время реально показать, что мы сами, без иностранной помощи, можем обрабатывать свою родную землю, и использовать ее потенциал на благо всего народа. Вот это и будет реальный ответ на острую повестку дня по земельному вопросу. Одно дело – яростно кричать на митингах о защите нашей святыни – родной земли-матушки, причем такие ораторы, как правило, сплошь горожане, с трудом отличающие сено от соломы, а другое – стать настоящими хозяевами на этой земле. А у настоящего хозяина земля не будет зарастать сорняками.
В прошлом году, в разгар дискуссии о поправках в Земельный Кодекс, газета «Flash” посвятила немало публикаций земельному вопросу. В частности, мы приводили экспертное мнение заместителя руководителя областного Управления по контролю за использованием и охраной земель ВКО Меирхана Ашимханова. Он в своём интервью прямо рассказал о наболевших и застарелых проблемах в деле контроля над земельным фондом области: отсутствии реальных полномочий у областных структур по контролю, недостатке агрохимических лабораторий в ВКО, из-за чего нельзя обновить карту плодородия почвы, выраженной в условных единицах качества – балл-бонитетах. Говорил он о том, что работа инспектора по контролю за использованием земли не престижная, из-за жалких окладов сотрудников инспекции, из-за слабой материальной оснащенности, и т.д.
Сейчас мы услышали от Виктории Барсуковой важную новость:
– Деньги для составления карт плодородия почвы уже выделены, начнут поступать с этого года, а вместе с этим и развернутся работы по столь важному направлению.
О других, не менее важных изменениях по решению вопроса за контролем по использованию земель сельскохозяйственного назначения, уже было сказано в начале данной заметки.
То есть, та работа, которая должна быть проведена ещё накануне предлагаемых изменений в Земельный Кодекс и Конституцию страны, наконец, началась! А ведь это во многом и заслуга нашего гражданского общества. Общественность сумела своим неравнодушным отношением и мнением по земле подтолкнуть наших правительственных управленцев к столь необходимой работе. Значит, появилась надежда, что все имеющиеся проблемы решаемы, и в ходе прямого диалога исполнительной, законодательной власти с общественностью, будут найдены оптимальные варианты по решению земельных вопросов, которые позволят, наконец, преодолеть все трудности, и вывести сельскохозяйственную отрасль страны на новые, достойные рубежи развития.
Сергей Михеев