Хронические недуги электроэнергетиков

Газета "Flash!"

Была когда — то популярной песня А. Галича, в которой звучат такие слова: «Я, конечно, вернусь, не пройдёт и полгода…». Вот эту строку вполне можно использовать в качестве эпиграфа к современной тарифной политике в сфере ценообразования на коммунальные услуги, где «я» — это очередные заявки на повышение тарифов от предприятий-монополистов, а слово «полгода» в самый раз уже менять на «квартал, месяц, а со временем, возможно, и декаду».

Такое стало вполне доступным для поставщиков коммунальных услуг, начиная с этого года, когда были введены новые нормативы по деятельности государственного учреждения по регулированию деятельности естественных монополий (АРЕМ), по которым обязательный государственный контроль по ним (а это – сферы электроснабжения, тепло и – водоснабжения) существенно сокращён. Это приоткрыло новые «возможности» для предприятий-монополистов, в том числе и для неуклонного повышения тарифов на свои услуги. Теперь можно повышать тарифы несчётное число раз в году, если для этого возникли «чрезвычайные обстоятельства». А к таким может быть отнесён, допустим, рост цен на топливо, например, на уголь для тепловых электростанций, или изменение курса валюты и т.д. Короче, поводов для повышения можно найти предостаточно. Вот конкретный пример – после новогоднего подорожания тарифа на электричество на 5,5%, «не прошло и четырёх месяцев», а ТОО «Шыгысэнерготрейд», вновь заявил о своём желании повысить тариф на 3,9% за свои услуги.

Причём, всё это на фоне недавних сообщений, прозвучавших как раз между январём и апрелем. В одном из них говорилось о снижении стоимости покупаемой электроэнергии от электростанций с 5,46 тенге за кВт/ч до 5,31 тенге кВт/ч. Учитывая то обстоятельство, что конечная цена тарифа почти наполовину состоит из стоимости покупаемой «Шыгысэнерготрейдом» электроэнергии (48%), такое снижение должно было бы существенно увеличить прибыль предприятия, а значит, снизить вероятность увеличения конечного тарифа.

В другом сообщении говорилось о стремлении развернуть работу по объединению ряда компаний и предприятий, занятых в производстве и распределении электроэнергии (сейчас таких предприятий только по ВКО более 30), что за счёт сокращения цепочки (производитель-покупатель), также должно привести к удешевлению конечного тарифа на электроэнергию. И вот, после таких оптимистичных и дающих радужные надежды сообщений – мрачная реальная действительность, в виде грозящего нового подорожания на электроэнергию.



Ритуальные объяснения

Как бы там ни было, но ритуальный обряд в виде обязательных общественных слушаний по поводу объяснения причин новой заявки от «Шыгысэнерготрейд» был соблюдён в классическом стиле и на этот раз, 12 апреля, в зале Усть-Каменогорского акимата.

Абсолютно ничего нового к этим слушаниям сотрудники предприятия, не приготовили, а просто зачитали, ставшие уже каноническими, причины своей заявки на очередной пересмотр тарифа в сторону его удорожания. Главные из них – вечная дебиторская задолженность потребителей; вынужденная индексация от уровня роста инфляции; нарастающая кредиторская задолженность перед банками и энергостанциями; ну, и разная «мелочёвка» — рост цен на программное обеспечение, необходимость ввода новых терминалов по сбору платежей за потребление электричества, и вплоть до роста цен на бумагу для квитанций, услуги почтальонов, эти квитанции разносящих и т.д. Ну и в самом конце чуточку мелодраматических излияний – о «горькой судьбинушке» «Шыгысэнерготрейда», годами безвылазно работающего исключительно себе в убыток, и далее, с чуть «мелкошантажистским» нажимом – что может произойти в этот раз, если новую заявку на повышение тарифа, не утвердить (банкротство предприятия, отключения электричества и прочие катаклизмы, от которых пострадают все).

Одним словом – старая песня о главном – повышении тарифа.



Аппетиты монополистов — за счёт народа

Возьмём одну из главных причин неустойчивого финансового положения дел у «Шыгысэнерготрейда» — хроническую задолженность предприятия перед банками и энергостанциями с одной стороны, и задолженность потребителей электричества перед самим предприятиям. Не вооружённым взглядом видно, что главнейшие факторы, определяющие финансовое благополучие предприятия, чисто технически разнесены по времени. Конкретная ситуация. Зима. Гидростанции, с их дешёвой электроэнергией заметно сокращают выработку энергии. Её приходится закупать, у тепловых станций, где она на порядок дороже. И они к тому же требуют предоплату за свою энергию. Свободных собственных средств, со слов «Шыгысэнерготрейда», у них всегда не хватает. Остаётся одно – идти за кредитом в банк под 14% банковскую ставку. Купленное с условием предоплаты и большой банковской ставки электричество уходит потребителям, которые потом, в известной доле, тормозят с выплатой за потреблённую энергию по времени. Образуются «временные ножницы» по обязательным платежам «Шыгысэнерготрейда» своим поставщикам и кредиторам и не своевременными полными платежами от потребителей предприятия. Одним нужно платить обязательно и в срок, другие оплачивают самому предприятию в рассрочку, с отставанием, в лучшем случае в месяц. По – простому, «Шыгысэнерготрейд» закупил энергию для себя и передал её потребителям, допустим, в начале марта, сразу оплатив свою покупку, а вот выручку от «розничной торговли» электричеством от почти полумиллиона физических и юридических потребителей по области, или, как на жаргоне — «отобьёт свои деньги», он в лучшем случае к середине апреля. Вот этот временной промежуток в месяц-полтора и есть то обстоятельство, из-за которого предприятие находится в финансовой зависимости от банков с их «кровожадными» процентными ставками, которые в значительной степени «съедают» прибыль «Шыгысэнерготрейда» и вынуждают, поэтому, повышать тариф, поднимая свою прибыльную часть бюджета предприятия за счёт потребителей.

Надо понимать, что такую схему, сконструированную под заведомое объяснение убыточности предприятий-монополистов, создало государство. Ведь такие предприятия, как правило, на 100% входят в государственные компании, типа «Самрук – Энерго». Значит, правила игры давно известны всем – предприятиям-монополистам, банкам, поставщикам. Это позволяет каждому его участнику иметь дополнительные доходы, под сурдинку слёз об убыточной деятельности из-за не платежей со стороны потребителей.

Теперь посмотрим, а что делает собственно «Шыгысэнерготрейд» для того, чтобы снизить дебиторскую задолженность своих потребителей. Напомним, она составляет на сегодняшний день 2 млрд. 059 млн. тенге, из которых 1 млрд. 317 млн. тенге приходятся на бизнес (юридические лица) и 742 млн. тенге на физические лица (население). Из этой суммы 762 млн. тенге являются месячной задолженностью.

На слушаниях, во время вопросов к представителям «Шыгысэнерготрейда» и их ответов, стало складываться мнение, что предприятие и не слишком утруждает себя снижением уровня дебиторской задолженности. В городах худо-бедно платежи, сверку показателей потребления электричества, рассылку уведомлений и т.д., ещё удаётся вести на каком то относительно цивилизованном уровне, при помощи автоматизированных приборов учёта, наличия терминалов для платежей и т.п. А вот основная часть сельской местности лишена таких удобств и по старинке занимается дворовым обходом, зачастую единственного сотрудника на всё село. Иногда бывает, что этим подрабатывают, за не имением других работников, и местные почтальоны и сотрудники сельских и поселковых акиматов, и вообще, кто подвернётся для такой работы. О терминалах для платежей коммунальных услуг во многих сёлах можно даже не упоминать. При таком раскладе, сбор платежей всегда будет отставать от роста выплат по банковским кредитам и процентным ставкам по ним. Что касается терминалов для принятия коммунальных платежей, то даже в областном центре их недостаточно, немногим более 30, а должно быть на порядок больше. Всё это результат плохой организации дела по оптимизации скорости и объёма сборов платежей от населения, а значит, и объёмов дебиторской задолженности у предприятия. Об этом резонно заметил на слушаниях руководитель областного АРЕМа Кайрат Оразбаев.

Также возникли вопросы и по включению некоторых производственных затрат, которые обосновываются повышением цен на различные услуги для предприятия, ибо этот рост и так проходит по общей статье – индексация от уровня инфляции.

Наконец, прозвучали и более радикальные предложения, озвученные в основном бывшими сотрудниками данного производства – включить в действующий тариф банковские проценты от кредиторской задолженности «Шыгысэнерготрейда»! То есть, окончательно переложить на потребителей бремя задолженности перед банками, а что, пусть население окончательно закрепостят за «их Величествами» сегодняшней жизни – банками! Более того, ветераны энергетики предложили ввести в тариф, для начала, 30-40% размер предоплаты за потребление электроэнергии! Вот такие аппетиты у предприятия-монополиста, озвученные для начала не действующими сотрудниками, а людьми вроде как уважаемыми, ветеранами от энергетики. Рецепт спасения можно было бы принять, если бы заработную плату вдруг начали давать с опережением на месяц, а то ведь всё норовят с задержкой. За что тогда привилегии для монополистов?

Понятно, что такие предложения пока из разряда прощупывания реакции в обществе, но вопрос уже обсуждается, и как знать, как скоро монополисты перейдут от слов к делу?

В заключение можно сказать, что те опасения, которые были высказаны ещё в самом начале года о том, что после всех нормативных изменений по работе АРЕМа с естественными монополиями, повышение тарифов может принять лавинообразную форму, начинают сбываться. Без труда найдутся неопровержимые объяснения – как всегда неожиданный скачок цен на уголь, воду, транспорт, бензин и т.д. Засуха, снижение запасов воды в водохранилищах и миллион других псевдообъективных причин. В советской плановой экономике ни одна из названных причин не приводила к росту коммунальных тарифов, которые десятилетиями были неизменными и одновременно доступными для каждого гражданина. Сейчас даже одной надуманной, или субъективной причины, вызванной слабой работой или не эффективностью заранее убыточных схем в деятельности предприятия, достаточно, чтобы взвалить дополнительную ношу финансовых обременений на население и бизнес.

Да, конечно, 3, 9% намечаемого роста тарифа на электроэнергию не принесут с собой голода и полного обнищания. В переводе на деньги для простого гражданина, это дополнительная сумма в 500-800 тенге ежемесячных платежей. Но, учитывая общие инфляционные процессы по стране – безудержный рост цен на продукты, товары и услуги, складывается безрадостное мнение о нескончаемости процесса по превращению населения в юридических подданных монополий и банков. И жизнь человека во многом становится зависимой от прихотей и аппетитов «владельцев заводов, газет, пароходов», а не от оптимальных, научно обоснованных, справедливых в равной степени для всех, способах распределения и получения материальных благ, главнейшим из которых является доступное пользование электроэнергией.



Сергей Михеев