2,4 трлн. тенге выделено из республиканского бюджета, в том числе и часть трансферта из Национального фонда, для поддержки «Казкоммерцбанка»! Впервые эта цифра была озвучена при обсуждении уточнений в республиканский бюджет в феврале этого года. Но, как оказалось, речь идёт не о «поддержке банков», а о поддержке только одного, а точнее двух банков. Да и сама цифра оказалась неточной.
Сначала министр финансов Бахыт Султанов назвал сумму в 2,1 трлн. тенге, а в середине марта заместитель председателя Национального банка Олег Смоляков озвучил уже цифру в 2,4 трлн. тенге. Конечно, 300 млн. – это мелочь по сравнению с двумя триллионами, но, всё же, такое вольное манипулирование с народными деньгами выглядит довольно странно на фоне экономического кризиса.
Вся операция по поддержке банка будет выглядеть так. 2,4 трлн. из бюджета будут направлены в Фонд проблемных кредитов (ФПК). Этот Фонд создан в 2012 году специально для поддержки банков, в частности, для выкупа проблемных кредитов у банков второго уровня и управления этими выкупленными активами. Главным акционером является Национальный банк РК, а также неголосующие акции есть у Комитета государственного имущества и приватизации Минфина.
На эти деньги ФПК выкупит проблемные кредиты у «Казкоммерцбанка». А эти кредиты достались Казкому от БТА Банка. Главная цель – «отцепить портфель БТА от «Казкома», — сказал Олег Смоляков. Напомним, что проблемы у БТА начались тогда, когда беглый олигарх Мухтар Аблязов, как следует из материалов официального расследования, сумел вывести порядка 5 млрд. долларов из принадлежащего ему банка. Из этих же материалов известно, что Аблязову удалось поживиться даже за счёт средств Пенсионного фонда, на 7,5 млрд. тенге. Тогда государство потратило огромные средства, войдя в капитал БТА Банка – по разным данным около 14 млрд. долларов. Затем государство продало свою долю в этом банке «Казкому». И вот теперь намечается грандиозная сделка по приобретению «Казкоммерцбанка» «Народным банком». Выходит что «Народный банк» за счёт бюджетных, т.е. народных денег, получит «чистый» «Казкоммерцбанк», без всяких проблемных кредитов. А с теми кредитами, часть из которых была роздана, видимо, ещё в бытность Аблязова, будет разбираться государство. И вернутся ли в бюджет колоссальные деньги – очень большой вопрос. Удастся ли на такую громадную сумму распродать залоговое имущество, имеющееся по этим кредитам? Для сравнения: 2,4 трлн. тенге – это 8 годовых бюджетов Восточно-Казахстанской области! Напомним, что владельцами Народного банка являются Динара и Тимур Кулибаевы. Они на втором месте среди казахстанских миллиардеров согласно списку журнала «Forbes», и на 973 месте в мировом рейтинге долларовых миллиардеров, их состояние оценивается в 2,1 млрд. долларов у каждого. Теперь они явно станут ещё богаче.
Населению объясняют, что такие меры поддержки нужны постольку, поскольку банки, в данном случае «Казком» и «Народный» — это хребет экономики. Рухнут банки – рухнет и экономика. Само утверждение весьма спорное, поскольку банки ничего не производят, они лишь оперируют деньгами, причём, по большей части безналичными. К тому же все банки второго уровня в Казахстане – частные, их владельцами являются весьма и весьма влиятельные люди, находящиеся на политическом и деловом Олимпе. Получается, что для поддержки их частного бизнеса идут колоссальные бюджетные деньги! Причём, без всяких конкурсов и государственных закупок, хотя бы даже формальных. А что получают от банков жители страны, те же предприниматели? Хранение личных средств на депозитах под не самый лучший процент, текущее обслуживание фирм и предприятий, получение зарплаты на карточку, оплата коммунальных услуг с грабительскими ценами на квитанции. Ипотека под кабальные проценты. Потребительские кредиты со значительной переплатой. Кредиты бизнесу под не менее кабальные проценты. Причём в последнее время банки зачастую даже сами не кредитуют бизнес. Средства выделяются из бюджета, идут в Банк развития Казахстана, или в Фонд поддержки предпринимательства «Даму», в Фонд поддержки сельского хозяйства «Казагрофинанс» и другие подобные структуры, а уже от них через банки второго уровня средства получают предприниматели. Банки – всего лишь операторы, передаточное звено, лишняя ступень, и получают за свои услуги немалые средства. Так что же хорошего в итоге делают банки, чтобы получать от государства и народа поддержку в триллионы тенге?
Почему такую поддержку не получает народ? Нередко малоимущих граждан Казахстана упрекают в иждивенческих настроениях – дескать, сидят, и только и ждут помощи от государства. А банковские воротилы, завладевшие банковской системой в ходе пресловутой приватизации и получающие от государства триллионы – это не иждивенцы, это «успешные люди».
Банкиры попали в «трудную» ситуацию – им сразу колоссальная поддержка. А человек оказался в беде – выкручивайся сам. Надейся только на милосердие. Газеты, социальные сети, доски объявлений буквально пестрят мольбой о помощи. Весь Казахстан, да и не только, знает о трагедии маленькой Райаны Огородниковой. У неё рак почки. У себя в стране Райана не нашла поддержки у государственных органов, да и медики оказались бессильны. Операцию сделали в Корее, но собранные всем миром деньги кончились. На лечение нужно ещё несколько сотен тысяч долларов, а где их взять скромной семье?! Неужели государство, получившее только от продажи нефти почти 20 млрд. долларов, не может помочь безнадёжно больной девочке?
Вот ещё несколько человек, оказавшихся в беде. Годовалая Вика Орлова из Семея, у неё остеогенез, болезнь хрупкости костей, вся надежда только на немецких медиков. И нужно пока чуть более миллиона тенге хотя бы на обследование и определение путей лечения. Мать Вики просит помочь в сборе денег.
Руслан Изгуттинов пострадал при пожаре, находится в больнице между жизнью и смертью. Нужны деньги на лекарства. А как же утверждения высоких медицинских чиновников о том, «экстренная помощь у нас бесплатная»?
От пожара потеряла жильё и все вещи семья Тверяковых, жителей Усть-Каменогорска. Всё нужно начинать с нуля, и в соцсетях распространён призыв помочь погорельцам. Вот только краткое перечисление людских трагедий, требующих немедленной помощи только за последние дни. И только в нескольких населённых пунктах одной области. Речь идёт о тех, к кому пришла действительно настоящая трагедия: вопрос жизни и смерти, чрезвычайное происшествие. А сколько невидимых миру слёз! Сколько тех, кто тихо существует на грани выживания без всякой надежды на помощь, без всякой перспективы хоть какого — то сдвига к улучшению! О таких людях, семьях, живущих на 30-40 тысяч тенге вчетвером — впятером, вшестером — мы уже рассказывали. Они могут рассчитывать лишь на благотворительные пакеты с продуктами, да поношенные вещи от милосердных сограждан. Вот так и живём: кому-то триллионы в помощь, кому-то пакет гречки, да пара носков. Каждому – своё.
Между тем, в ряде европейских стран рассматривается вопрос о введении «безусловного основного дохода» (БОД). Предполагается, что БОД будет выплачиваться всем членам общества вне зависимости от уровня дохода. Наиболее убедительные преимущества таких выплат в том, что они решают проблему бедности, безработицы, сокращают чиновничий аппарат, помогают обеспечить людям равные возможности.
В прошлом году был проведён общеевропейский опрос. 64% жителей Евросоюза поддерживают введение БОД. И только 4% отметили, что после введения БОД откажутся работать и будут жить только на безусловный доход.
Да, в этой системе есть свои недостатки. Так, доход обеспечивается по праву рождения и проживания в стране, без учёта трудового вклада. Конечно, часть людей бросят работу. Часть будет тратить дармовые деньги на выпивку или наркотики. Но мы сейчас не обсуждаем плюсы и минусы этой системы. Речь идёт о том, что власти стран Евросоюза всерьёз озабочены проблемой бедности. И чтобы её решить, готовы пойти даже на такие издержки, как появление заведомых тунеядцев, живущих на пожизненные выплаты. Потому что бедность, если она принимает большие масштабы, чревата гораздо большими проблемами, социальными потрясениями и революциями. Европа помнит о событиях 100-летней давности и извлекает уроки из истории.
Так вот, программу БОД в качестве эксперимента запустили в голландском городе Утрехте. Там с января прошлого года выплаты составляют 900 евро на человека. С 1 января 2017 года около 2 тыс. безработных в Финляндии получают вместо пособия по безработице гарантированный минимальный доход за счёт государства без всяких условий – 560 евро в месяц. Если безработный трудоустраивается, этот базовый доход сохранятся. Планируется, что если эксперимент будет успешным, то безусловный доход в размере 800 евро для всех жителей страны заменит собой систему социальных пособий.
В июне прошлого года в Швейцарии прошёл референдум о введении БОД. Власти предложили ежемесячную выплату в 2250 евро на взрослого, и 700 евро на ребёнка. Но «за» проголосовало только 23% граждан Швейцарии. Почему? Доходы швейцарцев и так высоки (средняя зарплата более 6 тыс. евро, пенсия – около 4 тыс. евро). Высоки в Швейцарии и социальные пособия, которые были бы отменены в случае введения БОД. Также жители альпийской страны испугались возможного наплыва мигрантов, желающих «халявы».
В ходе президентских выборов во Франции кандидат от социалистической партии Бенуа Амон в своей программе предлагает постепенно ввести безусловный основной доход в размере 750 евро. Заметим, что Нидерланды, Финляндия, Швейцария, Франция – это страны, весьма далёкие от социализма. И они совсем не стремятся сделать у себя Советский Союз. Это капиталистические государства, с частной собственностью на средства производства, со своими олигархами. Но проблему бедности они решают за счёт более справедливого распределения общенационального дохода, говоря проще, олигархи и прочие весьма обеспеченные элементы там понимают, что, «делиться нужно». И делятся, в чём и состоит суть социального государства, которое возможно даже в капиталистической системе.
Чем же у нас государство помогает бедным? Сейчас внедряется программа продуктивной занятости. Т.е. государство оказывает поддержку лишь тем, кто предпринимает усилия для активного поиска работы, получения новой профессии или открывает своё дело. Подход, может быть, и правильный. Но, уж слишком мизерные пособия выплачиваются в этот период. Тут, как говорят, хотя бы ноги не протянуть.
Вроде бы озаботились у нас и теми, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Для них собираются оказывать специальные социальные услуги. ВКО попала в число регионов, где этот проект будет опробован. Пока на помощь могут рассчитывать только 30 таких семей со всей нашей необъятной области: 10 в Глубоковском районе, и 20 – в Усть-Каменогорске. В областном центре уже определили такие семьи. Какую помощь им окажут? Помогут поставить в очередь на жильё, детей определить в садик, найти работу, пролечиться в случае необходимости, получить лекарства. Предусмотрена и материальная помощь, но размер пока неизвестен, как и непонятно, как долго эта помощь будет оказываться, и вообще на какой период предусмотрены специальные социальные услуги. Но это явно не сотни евро.
Недалеко от нас ушли в этом вопросе и наши соседи по СНГ. Так, в России предлагают для малоимущих ввести продуктовые карточки, по образцу банковских пластиковых карт, на которые будут зачислять сумму, равную примерно 20 евро в месяц. Потратить их можно будет только на приобретение российских продуктов. Так что и российские власти не очень расщедрились на помощь своим бедным согражданам. Но зато и в России тратятся огромные средства, сотни миллиардов рублей на поддержку банков. Банки важнее людей, потому что они принадлежат элите. А кому нужны бедные и нищие?
Денис Данилевский