Кадры решают все

Газета "Flash!"

В связи с высокой востребованностью рабочих профессий и введением бесплатного трудового и профессионального образования возникает вопрос – а как учат рабочим специальностям, каково качество обучения? На этот и другие вопросы попытался ответить корреспондент независимой газеты «Flash!».

— 21 тысяча выпускников после школы, не получив ни специального образования, ни высшего, сразу попадают на рынок труда, получить хорошую работу у них шансов очень мало, из них 3,8 тысячи сразу безработные, в основном это самозанятое население, которое в том или ином виде нам надо будет переобучать, — заявил министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев в интервью республиканским СМИ.

По словам министра, благодаря новой модели бесплатного профессионального и технического образования, число студентов, обучающихся по рабочим специальностям в колледжах Казахстана, повысится с 20 до 40% к 2019 году.

Всего число студентов, охваченных техническим и профессиональным образованием в нашей области, составляет 35005. По данным областного управления образования, учащиеся осваивают рабочую профессию в 82 колледжах, из них 49 государственных и 33 частных. За счет государственного заказа в 2016 году получили профессию 4710 человек, что больше плана, из них трудоустроено 3650 человек. Более 1000 выпускников с рабочими профессиями пока не нашли себе применения, несмотря на большую потребность именно в рабочих специальностях. Это уже тревожный сигнал. Почему? Может быть, причина кроется в следующих цифрах? Так, дуальная система обучения вобрала в себя 41 учебное заведение (50%), охватив при этом 2308 студентов и 210 предприятий. А что значит – дуальная система обучения? Это такая система, при которой теоретическая часть образования проходит на базе учебного заведения, а практическая – непосредственно на рабочем месте. Ничего нового в этой системе нет. Так и было в советских профтехучилищах, техникумах, ныне получивших статус колледжей. Теперь давайте проанализируем цифры. Получается, что из 35 тыс. учащихся колледжей, лишь 2308 участвуют в дуальной системе, т.е. получают практические навыки непосредственно на производстве. А остальные 33 тысячи получают лишь теоретические представления о будущей профессии, в лучшем случае в кабинетах и лабораториях своих колледжей. А оборудованы эти кабинеты и лаборатории, как правило, техникой еще 70-80-х годов прошлого века. Весьма сомнительно, что колледжи в состоянии приобрести современное оборудование, применяемое нынче в производстве. Аким области Даниал Ахметов на одном из совещаний рассказывал, как увидел в Бородулихинском районе раскуроченные самые современные комбайны, поставленные иностранными инвесторами из Китая. «Такого варварства по отношению к технике я еще не видел», — поделился своими впечатлениями Даниал Кенжетаевич. Получается, что рабочие не знают даже, как подойти к такому комбайну?! А ведь они тоже где-то учились, и, наверное, имеют «корочку»!

Теперь еще несколько цифр. На 114 ведущих предприятиях за практикантами закреплены 155 наставников. Выходит, что из 2308 учащихся, которые имеют возможность проходить производственную практику, наставники закреплены лишь за 155 практикантами. Конечно, один наставник может передавать свои навыки двум-трем ученикам, но нынче такое маловероятно. Обратите внимание: 155 наставников на 114 предприятиях. Чуть более чем по одному наставнику на каждом крупном (!) предприятии. Тяжело сейчас найти желающих быть наставниками. А зачем? Своих забот хватает, а тут еще с «салагами» возится. К тому же, если раньше за это была дополнительная оплата, то теперь частный собственник вряд ли возьмет на себя такие расходы.

Так вот, может быть из-за низкой квалификации более 1000 выпускников колледжей остаются невостребованными? Ведь работодатели хорошо понимают, что их придется обучать специальности уже в процессе работы. А оно нужно? Поэтому и стараются найти уже готового специалиста.

Вот и возникает вопрос — все ли так безоблачно на самом деле в профессионально – техническом обучении? Способна ли нынешняя система образования вырастить профессиональные кадры? Как поднять престиж рабочих профессий, и тем самым, стимулировать молодежь стать фундаментом общества, а не рядовым потребителем? Способны ли мелкие частные курсы подготовить специалистов широкого профиля за короткий период времени и почему деятельность последних перестала контролироваться со стороны госорганов?

— Более 60% студентов трудового и профессионального образования трудоустраивается сразу. Но, учитывая, тех студентов, которые уходят в армию, в декрет, кто-то продолжает дальше учиться и т.д., то есть, они, по сути, тоже заняты, вместе с ними эта категория доходит до 70%, — комментирует руководитель отдела технического и профессионального образования Управления образования ВКО Кажымукан Оспангалиев. — Наш Президент – Нурсултан Назарбаев делает главный акцент на техническое и профессиональное образование, потому, что это главный рычаг в развитии экономики и продуктивной занятости населения.

В целях реализации Послания Президента, правительством утверждена программа продуктивной занятости и массового предпринимательства. Первое направление этой программы – это подготовка кадров технического и профессионального образования (ТиПО), которое курируется Управлением образования на местном уровне.

Особенность этой программы в том, что раньше, например, в системе ТиПО поступали на конкурсной основе, но после того, как Президент поставил задачи в своем Послании, началась реализация проекта бесплатного ТиПО, так на рабочие специальности уже с прошлого года учебные заведения набирали студентов без конкурса. В этом году основная идея заключается в том, чтобы тех ребят, которые закончили школу и никуда не поступили в течение трех лет, ничем не заняты, а также молодежь до 29 лет, которая также не трудоустроена и не имеет первого образования — привлечь без всякого конкурса в колледжи, обучить их и помочь им в дальнейшем трудоустройстве.

«Flash!»: — Как осуществляется диагностика качества обучения?

— Есть такая процедура – оценка уровня профессиональной подготовленности студентов, сокращенно независимая оценка качества, — отвечает Кажымукан Алимханович. — У нас по области ее в основном проводит Республиканский научно-методический центр. Процедура состоит из двух частей: первая – теоретическая, вторая – практическая часть, студенты должны решить поставленные задачи именно по своей специальности и продемонстрировать свои умения.

Мы со своей стороны делаем все, чтобы повысить качество образования в системе ТиПО. Каким образом? Усиливаем методическую помощь, для этого у нас создан первый в Казахстане – Центр технического и профессионального образования, который действует при самом Управлении образования. Помимо этого, начиная с 2013 года, два года подряд проводили независимую сертификацию в ресурсных центрах ТиПО совместно с работодателями, которые участвовали не только в экзаменах, но и практическую часть принимали либо у себя, либо в ресурсных центрах как экзамен, например, студенты изготавливали какой-либо продукт.

Кроме того, преподаватели раз в пять лет проходят обязательную аттестацию.

«Flash!»: — Контролирует ли Управление образования деятельность мелких частных курсов?

— Курсовая деятельность сейчас не контролируется. Раньше для этого была необходима лицензия, но на сегодняшний день достаточно иметь материально-техническую базу, укомплектованный штат преподавателей, учебники, и любой предприниматель, у которого в уставе прописано, что он имеет право заниматься образовательной деятельностью, может проводить курсовую подготовку. Конечно, качество таких курсов всегда хромает. Есть крупные предприятия, например, УМЗ, ТМК и т.д., где расположены свои учебные центры, где реальное производство, новые станки, оборудование, такие курсы однозначно повышают качество знаний.

Множество людей, занимающихся частными курсами, видят это, лишь как дополнительный источник дохода, не более. Действительно, учебных центров стало много, качество которых оставляет желать лучшего. Поэтому в этом году мы очень тщательно подходим, даже к частным курсам переквалификации, мы сделали анализ потребностей рынка ТиПО. Мы определяем – какие специальности сейчас востребованы, а какие нет. По поручению акима области разрабатывается программа развития кадров ТиПО районов ВКО, которая в первую очередь будет исходить из определения потребностей в кадрах на рынке труда городов и районов, которую мы уже сделали.

Отметим, что об острой нехватке рабочих кадров высказывался и аким области Даниал Ахметов. В частности, он заявил, что в этом году по области будет такой объем строительства, что у строительных фирм просто не хватит физических сил, чтобы «переварить» эту масштабную программу. Даниал Кенжетаевич призвал систему ТиПО готовить в первую очередь строителей.

Вернемся к частным курсам. В последнее время всевозможных объявлений, призывающих качественно и быстро получить новую профессию у «частников» так много, что они просто пестрят перед глазами. Чуть ли не за месяц человек освоит экономическое планирование, постигнет все пути преумножения капитала, научится готовить изысканные блюда все кухонь мира и овладеет многими другими навыками. Фантастика, да и только! Мы решили убедиться – обладают ли на практике курсы переквалификации чудесными свойствами. Для этого мы обратились в учебный центр «Study», что находится в здании оптовки по проспекту Независимости, 8/1, и как гласит в объявлении – «14 лет на рынке образовательных услуг».

Поднимаемся на пятый этаж. Первое, что бросается в глаза – повсюду ремонт, рабочие что-то сверлят, белят, перемещают из одного места в другое строительные материалы. На наш взгляд, в такой атмосфере обучиться чему-либо невозможно. Кстати, в этом центре обучают бухгалтерскому, налоговому учету и компьютерной бухгалтерии 1-С. Заходим, сразу же обращаем внимание на материально-техническую базу – два ноутбука, несколько парт, стульев, все это в небольшом кабинете. Узнаем, что стоимость курсов – 29000 тенге (нас интересовала компьютерная бухгалтерия 1-С), обучение проходит в течение двух недель и никакая практика, разумеется, не предусмотрена. По окончании обучения выдается корочка о прохождении данного курса.

Конечно, есть разные курсы, где кто-то ставит задачу – научить, а кто-то заработать, но, лично нас, эти курсы не вдохновили, оттого, сделали для себя краткий вывод: будь мы на месте обучаемых, вряд ли стали бы пользоваться возможностью получения здесь специальности.

— Закончила курсы парикмахеров, — рассказывает Анна К. — Не «фонтан», учеба была 3 месяца теории (ежедневно по 2 часа), а практики всего 7 дней. Преподавателей приходилось вечно выискивать и бегать за ними. Мастера могли нам прямо сказать, что у нас никаких способностей. Мест на теории не хватало, там на 4 партах до 18 человек умещались! В общем, пожалела, что туда пошла, только деньги на ветер выкинула.

— Я проходила курсы в течение месяца в учебном центре по специальности повар, — говорит Ольга Симонова (имя и фамилия изменены). – Хотела пройти при Центре занятости, тем более, что я искала работу, но там сказали, что у них курсы расписаны на год вперед.

Обучение у нас проходило на дому у преподавателя, при этом стоимость курсов составила 35 тысяч тенге и плюс две тысячи за диплом и экзамен. Мы с таким же успехом могли бы пройти курсы повара дома. Если мы звонили преподавателю, чтобы уточнить какую-либо информацию, то она всегда резко отвечала: «Что вы мне звоните?». Весь курс прошел впустую, единственный плюс, что отправили на место практики, и я смогла пройти хорошую реальную школу практических навыков. Насколько я знаю, на подобные курсы отправляли безработных и от Центра занятости на бесплатной основе.

Для того, чтобы понять, способны ли курсы по переобучению безработных и самозанятых подготовить достойных специалистов за короткий период времени (от 1 до 6 месяцев) мы решили обратиться в Центр занятости.

«Flash!»: — Реально ли на кратковременных курсах по переподготовке для безработных и самозанятых получить качественное образование и освоить новую профессию?

— Прежде чем направлять на курсы, у нас есть данные о потребности в кадрах на предприятиях. Мы их собираем, согласовываем с Палатой предпринимателей ВКО перечень специальностей, утверждаем на региональной комиссии, потом направляем на курсы безработных, по окончании обучения оказываем содействие в трудоустройстве, так в 2016 году завершили у нас обучение 371 человек, трудоустроено 264 человека, — комментирует и.о. директора КГУ «Центр занятости» акимата Усть-Каменогорска Сунгат Омаров. — Краткосрочные курсы у нас от 1 до 6 месяцев, и в зависимости от того, какая специальность – разрабатывается учебная программа. Обучение на краткосрочных курсы у нас идет по тем специальностям, которые, как говорится, быстро окупаются. Это парикмахеры, мастер маникюра, есть и рабочие специальности. Когда участник программы у нас отучится, сдаст квалификационный экзамен и получит сертификат, то в любом случае необходимый минимум знаний по своей специальности он имеет.

«Flash!»: — А остальные 107 человек, по какой причине не были трудоустроены?

— Есть разные причины. Например, кого-то не смогли трудоустроить по специальности, кто-то ушел в декретный отпуск или выехал за пределы города, у других ещё какие-либо причины. Некоторые окончили курсы в ноябре-декабре прошлого года, мы продолжаем заниматься их трудоустройством. Естественно, многое еще зависит и от самих безработных, если они активно ищут работу, плюс мы им подыскиваем, то конечно, они трудоустраиваются.

«Flash!»: — В связи с выступлением акима ВКО о том, что сейчас ощущается резкая нехватка квалифицированных кадров, прежде всего строителей и электриков, делается ли упор Центром занятости на эти рабочие специальности?

— Да, когда мы определяем перечень специальностей, мы, конечно, упор делаем на рабочие специальности: электрогазосварщик, бетонщик, отделочник, плиточник, электромонтер, машинисты кранов и т.д.

Однако, при формировании учебных групп, мы исходим из желания безработных, а безработные не все хотят обучаться на бетонщика или отделочника. Почему? Потому что организация труда на строительных предприятиях зачастую не отвечает тем стандартам, которые сейчас реализуются во всем мире, кроме того, там невысокая заработная плата. Люди идут с неохотой на отделочника, штукатура, плиточника. Хотя, мы агитируем, предлагаем. Безработные выбирают те специальности, которые не предполагают физический труд и работу на улице. Потому что на рабочих специальностях, которые мы озвучили, тяжелый физический труд, в любое время дня и ночи надо работать, к тому же условия труда и заработная плата оставляют желать лучшего. Кроме того, следует отметить, что безработному предстоит проходить курсы три месяца, когда он может за неделю самостоятельно обучиться этому непосредственно на рабочем месте.

По данным Центра занятости, в 2016 году за содействием в трудоустройстве обратилось 7817 человек, из них обрели работу 6273 человека. За январь-февраль текущего года в поисках работы обратилось 1228 человек, трудоустроено 467 человек. Обучением безработных и самозанятых граждан занимаются следующие учебные учреждения: «Колледж транспорта и безопасности жизнедеятельности», КГУ «Усть-Каменогорский колледж строительства», КГУ «Усть-Каменогорский многопрофильный технологический колледж», учебный центр «Практикум», ТОО «Belisima», учебный центр «Специалист», учебный центр «Динамо».

Итак, есть ли будущее у профессионального и технического образования в Казахстане? Безусловно, введение бесплатного трудового и профессионального образования достаточно эффективная мера со стороны государства по возрождению престижа рабочей профессии, ведь залог личной финансовой стабильности каждого — именно высокая квалификация, которую можно получить не только по окончании ВУЗа, но также и работая на производстве.

Наверное, государству необходимо, помимо принятых мер, организовать правильную, грамотно продуманную стратегию, направленную на популяризацию престижа рабочих профессий, повышение статуса всех «непрестижных» рабочих профессий, к примеру, обеспечить молодых специалистов достойной заработной платой и жильем, и тогда глядишь, рынок труда будет переполнен не экономистами с финансистами, а квалифицированными кадрами рабочих профессий.



Анжелика Бакирова