Миллиардные субсидии есть. А где же дешёвые продукты?

Газета "Flash!"

Итак, редакция продолжает поиски дешёвого мяса, мясных продуктов. Дело это оказалось весьма сложным. Даже самый пытливый следопыт или самое крутое частное детективное агентство вряд ли распутают его. Вот и нам даже со второй попытки не удалось.

Напомним, что месяц назад мы впервые подняли эту тему в статье «Миллиардные субсидии есть, а дешёвых продуктов – нет («Flash!», №3, 2 февраля 2017 г.).

Нас заинтересовало – почему выделяются громадные субсидии ДЛЯ УДЕШЕВЛЕНИЯ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, а в итоге продукция совершенно не становится дешевле! Почему так? В прошлом году всего на поддержку животноводства было выделено 4,6 млрд. тенге. Из них конкретно для удешевления говядины, баранины, конины, свинины, мяса птицы, молока, кумыса и шерсти – 2 миллиарда 396 млн. 573 тыс. тенге.

Немалые деньги! Только на удешевление молока выделяется почти 676 млн. тенге! Между тем, в конце февраля и «Восток-Молоко», и «Эмиль» обрадовали очередным повышением стоимости своей продукции. Хотя, как следует из постановления областного акимата, субсидии выплачиваются за 36,6 тыс. тонны молока. От 10 до 25 тенге за килограмм. Конечно, по сравнению с общим объёмом всего произведённого в области молока это не так много (произведено, по данным департамента статистики ВКО – 836,4 тыс. тонн, значит, субсидируется на удешевление менее 5%). Но если брать объём уже переработанного молока, то выходит, что жидкого молока и сливок молокозаводы области выпустили 20 372 тонны. В этом году планируется довести объём переработанного молока до 60 тыс. тонн. Получается, что объёма субсидированного молока вполне хватит для выпуска удешевлённой молочной продукции. А где же она?

На удешевление мяса птицы было выделено 1 млрд. 286 млн. 419 тыс. тенге. А вы где-нибудь видели, уважаемые читатели, чтобы курятина подешевела? Между тем, по данным управления сельского хозяйства были выплачены субсидии за реализацию 1505 тонн мяса птицы! За реализацию мяса птицы 1-го уровня 70 тенге за килограмм, 2-го уровня – 66 тенге за кг, 3-его уровня – 50 тенге. Так почему, несмотря на эти цифры, не подешевела куриная продукция?

Расследование привело нас сначала в управление сельского хозяйства. Но сельхозначальство области никак не прояснило нам главный вопрос – если есть субсидии на удешевление продукции животноводства, то, где же удешевлённые продукты? Мы лишь узнали, что субсидии выдаются на основании Правил, утверждённых министром сельского хозяйства в ноябре 2014 г. А также, что получили эти субсидии более 240 крестьянских хозяйств.

Конечно, такой ответ совершенно не годится. Мы обратились с письмом уже к заместителю акима ВКО Дуйсенгазы Мусину. Сам Дуйсенгазы Магауянович отвечать на вопросы не стал, а переадресовал наш запрос снова в управление сельского хозяйства.

На этот раз из главного аграрного ведомства области поступил более развёрнутый ответ за подписью и.о. руководителя управления Р. Молдаханова. Приводим вопросы и ответы полностью.

«Кому сдают продукцию сельхозформирования, получившие субсидии на удешевление продукции животноводства? По какой цене производится закуп: по удешевлённой, с учётом субсидий, или по рыночной?

Сельхозтоваропроизводители, производящие животноводческую продукцию (мясо, молоко и яйцо), никому её не сдают, а по договорным ценам продают перерабатывающим предприятиям, госучреждениям, организациям, или самостоятельно реализуют её на рынках, проводимых сельскохозяйственных ярмарках по удешевлённым ценам.

Почему переработчики, получающие продукцию, произведённую за счёт субсидий, не выпускают из неё продукты питания по сниженной цене?

Учитывая, что удельный вес выделяемых субсидий в себестоимости производимой продукции составляет 10-15%, утверждать о том, что продукция производится только за счёт субсидий, не резонно. Перерабатывающие предприятия закупают продукцию у сельхозтоваропроизводителей по договорной цене и эту цену закладывают в себестоимость.

Почему не достигается конечная цель – поставка в розничную сеть удешевлённых за счёт выделения субсидий продуктов питания для населения?

Отвечая на этот вопрос, необходимо отметить, что поставка удешевлённой продукции за счёт полученных субсидий достигается тогда, когда товаропроизводитель сам её реализует на рынке или на ярмарках».

Это что же получается – мясо, молоко, шерсть, кумыс, за которые были выплачены субсидии, растворяются, по сути, в никуда? Из ответа именно так и выходит. Получил субсидии, произвел мясо или молоко, а продал по договорной, рыночной цене? А зачем тогда субсидии? По логике руководства сельхозуправления выходит, что удешевлённую продукцию можно купить только на рынке или на ярмарке? А что — на рынках и на ярмарках торгуют только те, кто субсидии получает? А нам говорят, что на ярмарках продукция дешевле потому, что торгуют без посредников. И вообще – вы видели, чтобы на рынке была удешевлённая мясная и молочная продукция? Да её бы смели с прилавков!

По-прежнему так ничего и не ясно. Посмотрим сами правила предоставления субсидий. Может быть, там найдём ответ. Читаем пункт 7:

«Субсидии на удешевление стоимости производства животноводческой продукции, выплачиваются товаропроизводителям только за фактические объемы:

1) говядины, баранины, конины, свинины, верблюжатины, молока и тонкой шерсти, реализованной или переработанной на убойных площадках (пунктах) и (или) предприятиях (цехах) переработки, имеющих учетные номера;

2) реализованного мяса птицы, пищевого яйца, кумыса и шубата».

Итак, понятно, что скот должны или поставить на официальный убойный пункт, или поставить мясо непосредственно на официальное перерабатывающее предприятие. Но опять неясно – а где же удешевлённая продукция? Где конечный итог? Мясо сдали, справку получили, отдали её в районный отдел сельского хозяйства, субсидии выплатили. Выгода сельчан понятна. А где выгода народа? Ведь субсидии выплачиваются из бюджета, из народных денег для конкретной цели – удешевления продукции животноводства. Но продукции такой нет! Скажите конкретно – где можно купить удешевлённую говядину, баранину, свинину, курятину? Нам говорят – на рынках и на ярмарках! Может быть, это самый короткий анекдот?

Между тем, уже опубликовано постановление областного акимата об утверждении объёмов субсидий на повышение продуктивности и качества продукции животноводства, принятое 15 декабря прошлого года, и вступившее в силу с 12 января 2017 г. – даты опубликования.

На удешевление производства говядины в целом выделяется 296 млн. 370 тыс. тенге, всего должны получить субсидии за 2 424 тонны говядины. На удешевление молока – 482 млн. 387 тыс. тенге, оплата производится за 24 тыс. 162 тонны молока. На удешевление мяса птицы вновь направляются солидные средства – 1 млрд. 267 млн. 940 тыс. тенге. Их оплатят за 18 тыс. 505 тонн курятины. Кстати, в прошлом году всего мяса в живом весе было в области произведено 258,1 тыс. тонн (это мясо всех пород скота и птицы), а произведено мяса птицы свежего или охлаждённого за год 10 тыс. 599 тонн. Для удешевления свинины направляется 63,7 млн. тенге, за 650 тонн. Для производства дешевого кумыса выделено 87 млн. 996 тыс. тенге (почти 1,5 тыс. тонн). Для оплаты 32 тонн дешевой шерсти выделено 4 млн. 160 тыс. тенге. Почему-то в 2017 году не выделены субсидии на удешевление баранины. А всего в нынешнем году на животноводство выделено более 6 млрд. тенге субсидий. И это только по Восточно-Казахстанской области. Миллиарды выделяются и в других регионах Казахстана только по животноводству.

В надежде прояснить вопрос – а где же всё-таки, удешевленные продукты мы вновь обратились к заместителю акима ВКО Д. Мусину. Но уже не с письменным запросом, а с просьбой дать интервью. Всё-таки, живой разговор лучше официальной переписки. Но интервью так и не состоялось. Как пояснил нам помощник заместителя акима, сейчас в правительстве готовятся новые правила предоставления субсидий для сельского хозяйства. Ожидается, что их примут в начале марта. Вот тогда Дуйсенгазы Магауянович и будет готов предоставить нам всю информацию.

Мы, конечно, подождём. Но ведь вопросы, которые мы задавали, в том числе и Дуйсенгазы Магауяновичу, касались уже выделенных субсидий. И даже уже оплаченных. И в этом году уже никто не будет пересматривать постановление о выделении субсидий. И каков бы ни был механизм выделения субсидий, главным остаётся всё тот же вопрос – если государство выделяет громадные средства для производства удешевлённой продукции животноводства, то, где эта продукция?

А ведь эти субсидии могли бы и не растворится в неизвестном направлении. Представим себе, что крестьянские хозяйства, получившие бюджетные средства, сдавали бы свою продукцию в тот же Стабилизационный фонд. А оттуда мясо и кумыс распределялось бы уже по социальным магазинам в города и посёлки области. Молоко можно было бы сдавать молокозаводам для производства молочных изделий по сниженным ценам. И также эту продукцию пропускать через Стабфонд в социальные торговые точки. Удешевлённую шерсть – в фирмы по пошиву одежды. В таких социальных магазинах и на муниципальных рынках продукты по сниженным ценам могли получать пенсионеры, безработные, многодетные семьи, малоимущие при наличии специального документа. Конечно, такой механизм требует немалой организационной работы, нужно решить массу вопросов. Но для этого у нас есть целая армада чиновников. Пусть думают. Зато субсидии достигали бы своей цели – удешевление продукции. И помощь остро нуждающимся людям. А сейчас что выходит – субсидии на удешевление крестьяне получают, а продукцию продают по договорным, рыночным ценам!

Этот вопрос был поднят и сенатором Даригой Назарбаевой.

— Субсидирование сельского хозяйства растет. Совершенствование принципов субсидирования также регулярно проводится. Тем не менее, те деньги, которые вливаются в сельское хозяйство, никак не отражаются и не влияют на снижение цен на продукты питания, — сказала Дарига Нурсултановна.

Сенатор призвала чиновников взять под жесткий контроль ценообразование в стране и найти управу на перекупщиков, ввести ограничения на наценки перекупщиков, а затем контролировать, чтобы они соблюдали все условия. Эти функции она рекомендовала возложить на Министерство национальной экономики. Конечно, странно, что сенатор и в недавнем прошлом вице-премьер по социальным вопросам только сейчас обратила внимание на эту важнейшую проблему. Но, как говорят, лучше поздно, чем никогда.



Денис Данилевский



P.S. Когда верстался номер, стало известно, что на новую программу министерства сельского хозяйства планируется выделить 2,4 трлн. тенге. Средства будут направлены на финансирование аграрных кооперативов, повышение уровня локализации при сборке сельхозтехники и строительство водохранилищ. Об этом на заседании правительства заявил первый вице-министр сельского хозяйства РК Канат Айтуганов. На это также нацеливается субсидирование по новым механизмам, ориентированным на конечный результат — урожайность, привес и загрузку перерабатывающих мощностей. Для совершенствования субсидирования исключены 11 неэффективных и внесены изменения по 39 видам субсидий. В результате, при том же объеме бюджета охват производителей мерами господдержки увеличится в 7,5 раза. И прежде всего мелких хозяйств и кооперативов, — пояснил первый вице-министр МСХ.

Так вот и мы про то же, про конечный результат. Если выдаётся субсидия на удешевление продукции, то и конечный результат может быть только один – удешевлённые продукты на прилавках.