Окно в Средиземноморье

Газета "Flash!"

Часть IV На пути из средневековья (продолжение, начало в №18-23,2016)

В пятницу после обеда дороги из столицы Туниса – одноимённого города Тунис – в направлении курортных городов Средиземноморского побережья забиты машинами. До ближайшего городка на берегу моря буквально 20 минут езды.

— В 2 часа дня работа в учреждениях и фирмах уже заканчивается, — поясняет наш экскурсовод Абдельразак. – Народ выезжает на субботу и воскресенье к морю, отдыхать, купаться. Да, можно только позавидовать жителям мегаполиса, имеющим возможность уже через полчаса окунуться в нежные воды Средиземного моря. Что же удивительного в такой картине? – спросит читатель. Во всём мире летом народ выезжает в выходные на природу. Если уж не к морю, то к речке, озеру, пруду, или хотя бы на дачу. Так оно и есть. Но особенность в том, что только в двух арабских странах из 23 выходные дни приходятся на субботу и воскресенье, как практически и во всем мире. Эти страны – Тунис и Марокко. В остальном арабском мире выходной – пятница, священный день для мусульман. А введен был такой порядок после прихода к власти президента Хабибы Бургибы.

Мы с вами завершили предыдущие путевые заметки по Тунису временем падения Карфагена, под натиском Римской империи. Однако этот военный успех пришёлся уже на период нарастания противоречий в могущественной империи, и её разложения. Гибель империи стала неизбежной, но растянулась еще на несколько веков, пока Рим не пал под ударами варваров и вандалов. Тунис также был захвачен вандалами, но затем отвоёван византийской армией.

Первый президент Туниса Хабиба Бургиба



С VII века на эту территорию начинают проникать арабы и приносить с собой ислам. Арабы встретили сопротивление византийской армии и берберов, но в конечном итоге нынешний Тунис вошёл в состав Арабского халифата. В XIX веке Тунис отделяется и становится самостоятельным государством. В конце XIX века над страной устанавливается протекторат Франции, который она получила по решению Берлинского конгресса. Протекторат – это не колония, тунисцы постоянно подчёркивают, что они не были колонией Франции, как, например, соседний Алжир. Но, тем не менее, этот период наложил сильнейший отпечаток на всё дальнейшее развитие страны. Французский язык стал, по сути, вторым языком населения, его знает каждый тунисец, он обязателен для изучения в школах и ВУЗах, в стране выходят газеты, книги на французском, передачи по телевидению, радио. И эта естественная языковая обстановка, которая никого не «напрягает», и даёт тунисцам конкурентные преимущества, например, возможность свободно поехать работать и жить в Европу. Никто не ставит вопрос о том, что французский язык нужно вытеснять, отказываться от него, как от языка «колонизаторов» и применять только государственный арабский.

Французский стиль чувствуется в архитектуре, облике городов, общественно-политическом устройстве, образе жизни, и, в светском характере государства.

В период протектората в стране стало нарастать национально-освободительное движение, появились партии, профсоюзы. При этом власть правящей династии Хуссейнитов сохранялась. Тунис получил независимость довольно мирно, 20 марта 1956 года. А через год правящая династия потеряла власть, и Тунис перешел от монархического устройства к республиканской форме. Первым президентом стал Хабиба Бургиба.

Интересно, что на территории Туниса проходили сражения Второй мировой войны и часть страны даже находилась под оккупацией немецко-фашистских войск. Стратегический морской порт Бизерта играл ключевую роль в переброске войск и боеприпасов, за него шли ожесточённые бои между немцами и союзническими англо-французскими войсками. 7 декабря 1942 года порт и город были захвачены фашистами и лишь 7 мая 1943 года союзники отвоевали порт. Местное население практически покинуло обезлюдевший и разрушенный город. Затем контроль над Бизертой перешел к американцам, отсюда готовилась высадка союзников в Сицилию, что стало началом капитуляции режима Муссолини в Италии. Французы оставались в Бизерте до 1963 года, уже после обретения Тунисом независимости. В 1961 году между Тунисом и Францией даже произошёл вооружённый конфликт из-за Бизерты. Порт был нужен молодой республике, а французы не хотели терять над ним контроль.

Бизерта – особенное место для российско – тунисских – французских отношений. Этот город стал последним местом пристанища Русской эскадры. В ноябре 1920 года на 126 кораблях Российского императорского флота началась эвакуация терпевшей сокрушительное поражение Белой армии Врангеля и населения, не принявшего Октябрьскую социалистическую революцию и советскую власть. Франция согласилась принять Русскую эскадру в порту Бизерта в Тунисе. На кораблях помимо офицеров и матросов находилось 5400 беженцев. Часть кораблей Русской эскадры вошла в состав торгового флота Франции, часть досталась Мальте и Италии. В октябре 1924 года Франция признала Советский Союз, и Русская эскадра была расформирована. В Бизерту прибыла советская комиссия для передачи СССР оставшихся судов. Но французы не выполнили соглашение. Оставшиеся суда были проданы на металлолом, последний корабль прекратил своё существование в 1935 году.

В Бизерте есть памятный знак русским морякам и всем русским, умершим в Тунисе, расположенный на христианском кладбище. В городе находится единственный в Тунисе православный храм Александра Невского, а площадь, где он расположен, в 2006 году решением городских властей получила имя Анастасии Ширинской. Причём имя было присвоено ещё при жизни самой Анастасии. Это уникальная личность, прожившая очень долгую жизнь. Родилась в 1912 году. В возрасте 8 лет вместе с матерью и отцом оказалась в Тунисе, эвакуировавшись на Русской эскадре. Анастасия до последних дней делала всё для сохранения исторических реликвий и памяти о Русской эскадре, а также о жизни русской общины в Тунисе. В 1990 году, через 70 лет, вновь побывала на Родине. Советский Союз уже дышал на ладан, но от принятия гражданства СССР она принципиально отказалась. Приняла гражданство России в 1997 году по указу Бориса Ельцина, когда на паспортах РФ появился двуглавый орёл. Но в Россию не переехала, продолжала жить в Тунисе. В апреле 2009 года вышел документальный фильм «Анастасия», повествующий и о Русской эскадре, и о жизни Анастасии Ширинской. В декабре 2009 года она умерла в возрасте 97 лет в своём доме в Бизерте.

Памятный знак морякам Русской эскадры в г. Бизерта

Да, великие социальные потрясения 1917 года раскололи народ на «красных» и «белых». Сейчас популярна идея примирения «красных» и «белых». Особенно её продвигает известный журналист, публицист, политик, редактор газеты «Завтра» Александр Проханов. Идея сама по себе абсурдная. Не могут примириться непримиримые противоречия. Возможно лишь уважительное отношение к тем, кто остался верен идеалам Российской империи, монархии, кто пошёл на лишения, на эмиграцию по принципиальным соображениям, из-за неприятия социализма, строительство которого началось после Октябрьской революции. Да, эти люди достойны уважения за верность своим взглядам на жизнь, на общественное устройство. Хотя многие из Белого движения, многие из эмигрантов приветствовали нападение фашистской Германии на СССР, видели в Гитлере освободителя России от коммунистов, от «красных». Разве достойны они уважения? «Белый» — «белому» — рознь. Всякие были.

А примириться «красные» и «белые» никогда не смогут, потому что они представляют разные типы общественного устройства. «Красные» за социальную справедливость, основанную на общественной собственности, коллективизме, отсутствии эксплуатации человека человеком, высоких моральных принципах человеческого общежития, возможности развития каждого члена общества. «Белые» — за сословное устройство, где есть «элита», «господа», и «чернь», «низы», «холопы», за господство частной собственности и основанной на этом эксплуатации человека человеком и неравном, несправедливом распределении общественного богатства. Разве можно примирить несовместимое?

Вот таковы зигзаги истории. Говорим о Тунисе, а почти половину статьи посвятили российским событиям столетней давности.

Но вернёмся в 1956 год, к моменту провозглашения Тунисом независимости. Через год первым президентом страны становится Хабиба Бургиба, до сих пор считающийся отцом нации. И вполне заслуженно. Президент начинает уверенное и неуклонное движение страны из средневековья к современности. Прежде всего, провозглашается светский характер государства, ислам перестаёт быть государственной религией. Женщины уравниваются в правах с мужчинами. Тунисские женщины не носят паранджу. Желающие покрывают голову платком, есть женщины в хиджабе, но лицо всегда открыто. Наверное, половина женщин вообще в абсолютно светской одежде – платья, юбки (даже короткие), джинсы и т.п. Всё это разнообразие хорошо видно на пляже. Кто-то купается в хиджабе, не снимает одежду, а кто-то в купальнике – бикини. Всё зависит от собственного желания. Тунисские красавицы работают, голосуют на выборах и сами выдвигаются во власть, участвуют в общественной жизни, водят машину, словом, о дискриминации по признаку пола нет и речи. Хабиба Бургиба запретил многожёнство, ввёл юридическую процедуру развода. Для мусульманской страны эти преобразования были революционными, и народ их поддержал. Напомним, что отдыхать с этого времени тунисцы стали в субботу и воскресенье.

В экономике президент сделал ставку на смешанный тип – крепкий государственный сектор и развитие частной собственности. При этом в стране был взят курс на социальное государство. До сих пор в Тунисе действуют фиксированные цены на ряд важнейших продуктов питания, в частности, на хлеб, крупы, детское питание. Хотя список товаров и продуктов по государственным ценам после событий «арабской весны» значительно сократился, и местные либералы выступают за полную отмену фиксированных цен. При Хабибе Бургибе были развиты и укрепились профсоюзы, приняты налоговые и таможенные меры по защите отечественной промышленности.

В своих преобразованиях президент взял за пример Францию. Страна обрела Конституцию, судебную систему. Были введены пенсии, пособия. Особенное внимание Хабиба Бургиба уделил образованию. Он говорил: «Мы не можем себе позволить содержать большую армию. Лучше эти средства направить на образование. Народ должен быть образованным». И тунисцы, в большинстве своём тогда малограмотные, энергично начали осваивать знания.



(Продолжение следует)

Денис Данилевский

Сус – Тунис –

Усть-Каменогорск