Не читающие дети цифрового поколения

Газета "Flash!"

Как театр начинается с вешалки, так и библиотека начинается с книги. А что делать, если избалованного техническими новинками ребенка не интересуют книги? Можно ли современную молодежь привлечь к чтению? Каковы последствия для здоровья и психики детей, которые чуть ли не с пеленок погрузились в виртуальную реальность? О проблемах и решениях проблемы не читающего цифрового поколения говорили в творческой мастерской при областной библиотеке им. Пушкина.

Тема мастерской звучит глобально: «Современный мир детского чтения». И, действительно, каков он — мир детского чтения: захватывающий, увлекательный и непредсказуемый, с новыми образами положительных героев и опытом отрицательных персонажей или виртуальный мир, сотканный из спецэффектов, слишком ярких образов главных героев (яркие, быстро сменяющиеся картинки, преобладание в речи персонажей ругательных выражений и т.д.), что негативно сказывается на детской неокрепшей психике?

Библиотекарей, учителей и родителей в равной мере волновали эти вопросы. Так, профессор Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова, кандидат филологических наук Люция Абдуллина сделала обзор местного педагогического опыта привлечения интереса молодежи к чтению книг.

— На каком-то историческом этапе, согласитесь, мы с вами (библиотекари, учителя – прим. авт.) детей потеряли, когда переходили из советского формата в рыночные отношения, очень многие вещи, отработанные десятилетиями, были отодвинуты более насущными экономическими проблемами и сегодня мы спохватились, — говорит Люция Ильдаровна. – Наша библиотека (им. Пушкина – прим. авт.) как всегда в фарватере всех новых идей, они первые забили тревогу и решили начать с самого элементарного.

Мы всегда гордились тем, что были самой читающей страной в мире. Сегодня, к сожалению, мы так о себе заявить не можем, и здесь свою отрицательную роль сыграл наш любимый Интернет. Дети сегодня больше проводят времени во Всемирной паутине, телефоне и перелистнуть страницу, как говорил Задорнов – некоторые уже совсем скоро не смогут.

Недавно я своим студентам (обучающимся по специальности «журналистика» — прим. авт.) дала задание: ответить на вопрос – «что такое жизнь?». И они ответили: «жизнь – это то, что проходит мимо, когда ты смотришь в свой телефон».

Если в младшей школе дети ещё читают, то потом учащиеся скоропостижно все теряют и к нам в ВУЗ (ВКГУ им. С. Аманжолова – прим. авт.) приходят филологи, которые путают стихотворения Пушкина со стихотворениями Лермонтова. А они (студенты) говорят, что у них в школе вместо уроков литературы шла подготовка к ЕНТ (единое национальное тестирование).

В сегодняшних реалиях на нас лежит очень большая задача – вернуть детей к книге.

Согласно исследованиям, которые ежегодно проводят детские библиотеки в соседней России – 83% (!) подростков в настоящее время не читают книги.

Художественная литература служит серьезным подспорьем для эволюции человеческого разума. Кроме того, книги воспитывают человека морально, идейно и эстетически. Но, в настоящее время прочитать для школьника книгу – это подвиг. Сегодня незаслуженно забыты молодым поколением — лучшие произведения казахской, русской и мировой литературы. А ведь известно высказывание: «Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».

Вместо постижения истинного в жизни человека: доброты, любви, помощи ближнему и других человеческих качеств, дети предпочитают разглядывать экраны компьютеров и гаджетов, и в это время мозг ребенка будто находится «в спящем режиме», проще говоря, совершенно не развивается. Для того, чтобы понять этот феномен рассмотрим термин «цифровое слабоумие».



«Цифровое слабоумие» или как спасти наших детей

Термин «digital dementia» (цифровое слабоумие) пришел из Южной Кореи, раньше всех ставшей на путь оцифровывания страны. Сегодня 83,8% жителей Южной Кореи имеют доступ в Интернет, у 73% корейцев есть смартфон (в США у 56,4%, в России у 36,2%).

В 2007 году специалисты стали отмечать, что все больше подростков, представителей цифрового поколения, страдают потерей памяти, расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией, низким уровнем самоконтроля. Исследование показало, что в мозгу этих пациентов наблюдаются изменения, схожие с теми, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

Жизнь современных детей утекает сквозь пальцы. Вот лишь некоторые шокирующие факты из доклада британского биолога Арика Сигмана Европарламенту в 2011 году – в ходе исследования выяснилось, что семилетний ребенок в Европе провел у экранов в целом больше года (по 24 часа в сутки), а 18-летний европеец — больше четырех лет (!).

Сегодня подростки за океаном все больше живут вне настоящей реальности (впрочем, как и у нас) и не расстаются с экранами около восьми часов в сутки. Это время — украденное у жизни, оно не потрачено на разговоры с родителями, на чтение книг и музыку, на спорт и «казаки-разбойники» — ни на что из того, чего требует формирующийся мозг ребенка.

«Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», — заявила известный британский нейробиолог, профессор Оксфордского университета баронесса Сьюзен Гринфилд.

В свете актуальности темы в век развития цифровых технологий, мы решили задать ряд вопросов профессору Люции Ильдаровне, которая ранее поднимала вопрос о приобщении молодежи к книгам, что является одним из важных путей избавления от цифровой зависимости.

Интересно, что основатель корпорации Apple Стив Джобс, ставшим известным широким массам, как изобретатель iPhone (серия смартфонов (умных телефонов) от американской компании Apple – прим. авт.) запрещал своим детям ( у него их трое) использовать гаджеты по ночам и в выходные дни. Кроме того, никто из детей не мог появиться на ужине со смартфоном в руках.

Аналогичные «драконовские» методы коснулись и детей других гениев компьютерной индустрии. Не оттого ли, что они наверняка знали о вредном воздействии смартфонов на дальнейшее развитие творческого и умственного потенциала ребенка?

Корреспондент «Flash!»: — Существует такой термин, как «цифровое слабоумие», который ввели ученые и исследователи в век развития цифровых технологий. Этому «вирусу» подвержены дети, которые ни на секунду не расстаются со всякими техническими новинками. Исследования показали, что в мозгу детей, которые постоянно проводят время с гаджетами и т.д. наблюдаются изменения, схожие с теми, что появляются после черепно-мозговой травмы или слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

В связи с этим, хотелось бы задать вопрос: какова роль библиотеки в становлении личности в условиях технического прогресса? Дошло ли до нас «цифровое слабоумие», и что делать для того, чтобы предотвратить негативные последствия, которые отразятся на наших детях (не считая первоочередное — воспитание в семье)?

— Мы в цифровой формат, в отличие от западного мира, вступили намного позже, — отвечает ученый-филолог, специалист по общественно-политическим коммуникациям Люция Абдуллина. — Но, это может быть плюсом для нас, чтобы мы не повторяли тех ошибок, и у нас есть большой опыт именно нашей начитанности за весь советский период.

Есть очень много исследований на тему того, что сегодня называется клиповым сознанием. Это является следствием развития технологий, начиная ещё от пейджеров и далее по нарастающей — вплоть до нынешних смартфонов и планшетов.

Клиповость и электронные ресурсы не способны удержать цепочку осмысления всей системы, то есть, мы там выхватим, тут выхватим, а в общую картинку сложить все это не получается, и главное, что мы в этом не видим уже надобности. Я считаю, что это следствие тех вызовов информации, которые на нас падают.

Раньше у нас не было Интернета, и учитель знал все свое, и медик знал то, что ему полагается, а теперь на каждого падает такой шквал информации, и в этом море разобраться удается далеко не всем.

Поэтому в той же «Назарбаев интеллектуальной школе», когда меня пригласили на консультацию, я была очень удивлена, что там учат детей по кембриджской программе и у них в 9-10 классе всего четыре произведения литературы: пьеса Вампилова, «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, стихи Ахматовой и стихи Блока.

А у нас сейчас такие эксперименты творятся, всю советскую программу выбросить не могут, но оставить её тоже не могут. И, к примеру, на «Преступление и наказание» выделяют всего два часа, я вот думаю, может, стоит тогда брать крупное произведение и его тщательно изучать. Иными словами, у нас нет системного изучения одной какой-то книги. Я вот, например, несколько лет не перечитывала «Евгения Онегина», хотя веду этот курс, недавно открыла книгу, и столько нового предстало перед моим взором. В принципе, одна и та же книга может быть главной по жизни, когда человек на разных возрастных этапах вновь её прочитывает и открывает что-то новое.

Как все это сбалансировать, конечно, большая проблема, поэтому я не беру на себя смелость давать какие-то советы. Могу сказать, что в библиотеке (имени Пушкина – прим. авт.) удается все это сбалансировать, с одной стороны — очень много материалов, книг перевели «в цифру» для тех, у кого нет времени посещать библиотеку или кто проживает в отдаленных районах. С другой стороны, мы ввели новый курс — история журналистики ВКО, и я попросила своих студентов найти первые газеты нашей области, раритетные. Эффект был неожиданным: студенты с благоговением смотрели на пожелтевшие страницы прошлой эпохи.

Я считаю, что нужно творчески подходить к своей работе. У нас очень много талантливых людей и среди учителей, библиотекарей, просто, если честно — они загружены всей этой формальной документацией, и иногда им некогда провести такие необычные занятия.

— Может быть, это специально все делается, чтобы у тех, кто призван научить детей чему-то новому, просто-напросто не было на это ни сил, ни времени?

— Нет, я думаю, что просто идёт «перезагрузка» системы, ведь это не первый раз в истории, придет время, и она сбалансируется. Вспомните, было время, когда классика отодвинулась на задний план, все начали читать низкопробное чтиво, смотреть многочисленные сериалы, теперь же сознание у людей резко поменялось, горожане сейчас приходят в библиотеки и книжные магазины, и просят классику.

Я считаю, что для решения обозначенной проблемы — библиотекам необходимо идти и дальше в ногу со временем, при этом используя новые творческие подходы в своей работе — следует не бояться высоких технологий, а подружиться с ними, и направить их на благородную цель приобщения к чтению и мышлению.



Анжелика Бакирова

(При подготовке материала использована

информация из открытых источников)