ШЕРЛОК ХОЛМС: «ВАТСОН, ЗДЕСЬ ВСЕ ЭЛЕМЕНТАРНО - БИЗНЕС VS ПОХОРОНЫ»

Газета "Flash!"

Поводом для продолжения данной темы стал тревожный, настойчивый и сердитый телефонный звонок.: — Я уже более 10 лет слежу за вашими публикациями и обращениями в СМИ по поводу возврата городу и открытия заново старого кладбища в бору в 3-х км от города по Павлодарской трассе,- протараторила женщина как из пулемета.- Видать, вы слишком мелко плаваете, вас никто не празднует, «это называется мышиной возней», а беспредел продолжается. Совсем недавно я похоронила свою родню. Сперва в ритуальном бюро с меня взяли 12 тыс. тенге, якобы похороны должны были состояться на новом кладбище -в 8 км от города. Затем меня направили к сторожу старого кладбища. Он сразу выложил на чистоту: «Если хотите похоронить родню на этом старом, хотя и запрещенном, но ухоженном кладбище, с вас причитается 75 тыс. тенге».

-Только не думайте, что эти деньги беру я себе, в свой карман, ничего подобного,- заметил сторож.

Тогда мы предложили своей незнакомке: все, что Вы сейчас рассказали по телефону, пожалуйста, изложите на бумаге и принесите к нам в редакцию.

-Не дождетесь, дураков нет, чтобы потом меня убили?- всерьез заявила женщина. Несколько удручает, конечно же, ее гражданская позиция: легко и просто загребать жар чужими руками, и действовать по принципу: «Моя хата с краю!».

Вспомнилось заявление известного политика-сатирика М. Телибекова. Напомним, что в связи с намерением акимата Астаны объявить конкурс на лучший проект Национального пантеона Казахстана и размещения его в столице республики, Союз мусульман Казахстана (СМК) и Мусульманский комитет по правам человека в Центральной Азии (МКПЧ ЦА) объявили о намерении создать при пантеоне службу экстренной связи с потусторонним миром. Ее задача якобы будет заключаться в получении ценных советов от выдающихся душ, чьи тела будут захоронены в пантеоне.

В пантеоне будут захоронены только выдающиеся личности. Свидетельством этого является объем головного мозга и количество извилин. Эти параметры непременно должны превышать среднестатистические размеры. Измерение параметров мозга будет производить специальная Мозгозамерная служба при Мажилисе. В связи с ограниченным пространством пантеона тело умершего не должно превышать в длину 2 метра, ширину- 1 метр, по весу — не более 500 кг.

Умершая персона должна быть платежеспособной и предоставить гарантии, что после ее смерти ежемесячная плата за услуги по содержанию пантеона будет вноситься родственниками своевременно.

Если задолженность будет превышать 3 месяца, тело подлежит выносу из пантеона и захоронению на общем кладбище. Задолженность будет взыскиваться с родных и близких умершего.

Мусульманские правозащитники также предлагают создать подобные пантеоны в каждой области, городе и селе для захоронения наиболее выдающихся личностей местного значения.

Вот так-то, верите вы или нет! Нам же в Семее совсем до пантеона. Наша телефонная незнакомка, конечно, права в том, что действительно, эта тяжба по возврату и открытию старого кладбища идет уже с 2010 года. Первый депутатский запрос в адрес Премьера РК Карима Масимова по этой проблеме был опубликован еще 6 октября 2010 года. Его подписали депутаты Мажилиса, не только избранные от Семея, но и соседних регионов. После этого и появились наши публикации: «Кладбище «блатных»- подлинное святотатство», «Кладбище «блатных»-2, «Святотатство на погостах Семея», «Вернуть городу старое кладбище в бору», «Последняя воля» и ряд других статей и обращений. Большой резонанс вызвало обращение по этому поводу тогдашнего Главного имама Семея Тыныштыка Яхияулы, Настоятеля Воскресенского Собора протоиерея Феодора Проскурина «В последний путь по-человечески!».

Напомним вам короткую историю этого кладбища. Распоряжением Совета Министров Каз.ССР. № 589 от 3.11.1972 года Семипалатинскому городскому коммунальному хозяйству был передан земельный участок площадью 17,4 га (непокрытой лесом площади) для размещения городского кладбища. Это намного меньше, чем положено городу с 300- тысячным населением (по СНиПу положено не менее 120 га). Годами реальная территория кладбища достигла до 94 гектаров.

В 2003 году, в результате создания лесного резервата «Семей орманы», при определении границ, по чьей-то ошибке, территория кладбища вместе с покойниками была включена в общую территорию резервата. В результате городское кладбище вместе с покойниками оказалось в особо охраняемой лесной зоне (нарочно не придумаешь!). Все это создало парадоксальную ситуацию: бюджет города не может выделить деньги к примеру, на благоустройство, на строительство ограды кладбища, так как земля вместе с покойниками принадлежит резервату, вернее, Бескарагайскому району, а «Семей орманы» также не может этим заниматься (зачем ему такая обуза), так как кладбище принадлежит городу. Кладбище сейчас фактически бесхозное. По рассказам ветеранов, в г.г. Барнауле, Новосибирске, Московской области и других регионах России и Белоруссии еще с царских времен кладбища традиционно располагаются в бору или в лесных массивах, так как именно там очень подходящая структура почвы для захоронений: земля сухая и грунтовые воды на большой глубине. Захоронения на старом кладбище официально были запрещены с 1.07.1994 года.

Сейчас все захоронения должны производиться на новом кладбище на территории Жанасемейского лесохозяйственного предприятия, также расположенного по Павлодарской трассе в 8 км от города. Для размещения кладбища в 1993 году был отведен новый земельный участок площадью 118,4 га. Однако новое кладбище не благоустроено, как того требуют этические и общечеловеческие нормы. Участок не огорожен, нет домика для обслуги, смотрителя, отсутствует охрана кладбища. Как и где хочешь, так и хорони покойного, если, конечно, до него доберешься. Более того, оно размещено в низине, находится на близком расстоянии от Иртыша, в водоохраной зоне, поэтому здесь очень близки грунтовые воды. По свидетельству людей, которые производили похороны, и работников кладбища, зачастую покойного приходилось опускать буквально в воду.

Дорога от главного шоссе до кладбища односторонняя, зимой и вовсе недоступная, только пешеходная, хоронить на этом кладбище очень проблематично, а иногда и не возможно. В этом мы убедились буквально на днях, посетив это кладбище по просьбе читателя газеты. Более того, сюда не проложен маршрут общественного транспорта. Все это глубоко унижает человеческое достоинство наших граждан. Между тем в Семее захоронения на запретном кладбище продолжаются (где-то же надо хоронить покойных), но только, как говориться, по великому блату. Оно очень скоро превратилось, по некоторым сведениям, в весьма доходное предприятие. Говорят, что на горе людей наживаются не чистоплотные дельцы, получая за разрешение захоронения от 70 до 100 тысяч тенге, может, и более. Что касается простых граждан, то они поставлены перед горькой дилеммой: куда же «пристроить» тело усопшего родственника?

Эта проблема стала предметом обсуждения в Парламенте и Правительстве РК. Акимом города Семей неоднократно были отправлены запросы в Министерство сельского хозяйства РК касательно передачи городского кладбища в ведение акимата. Тогда-то и подключились и журналисты. Началась неравная переписка с властями.

По рекомендации Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства в ноябре 2010 года акимом города была образована специальная комиссия с привлечением заинтересованных органов и представителей общественности, средств массовой информации для обследования земель существующего кладбища с целью выявления и определения свободных участков для захоронения, а также корректировки границ кладбища. Согласно решению акима города, мы тоже оказались в этой комиссии. После тщательного обследования территории кладбища были выявлены свободные места для захоронения в размере около 17 гектаров. (Схематический план прилагается). Есть прямая рекомендация Комитета лесного и охотничьего хозяйства Минсельхоза РК для решения данной проблемы: изыскать и передать «Семей орманы» альтернативный земельный участок в размере 120 га взамен старого существующего кладбища — самый простой и оптимальный вариант решения проблемы.

Договоренность о компенсации земельной площади «Семей орманы» взамен кладбища площадью 120,0 гектаров уже давно была достигнута с акиматом Бескарагайского района, где имеются пустующие земли. Вся беда в том, что это не входит в компетенцию акимов города Семей и Бескарагайского района, вопрос может быть решен только областным исполнительным органом и облмаслихатом.

Чаша терпения уже переполнилась. Как же быть людям, когда дома лежит гроб с покойником? С этой проблемой мы неоднократно обращались в самые разные органы власти. Но они только переправляют наши письма, только лишь для того, чтобы сочинить очередную отписку. Не добившись ничего утешительного, по просьбе многочисленных обращений ветеранов, нами снова было подготовлено «ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО», адресованное к руководителям области, которое подписали десятки горожан, и оно было опубликовано в областной газете «Flash!» в номере от 01.07.2016 г. под заголовком «СВЯТОТАТСТВО НА ПОГОСТАХ СЕМЕЯ». Вырезку данной статьи мы снова направили различным чиновникам. Но, увы! Как будто этот вопрос их не касается, нет ответа на слезы людей

Все письма в итоге возвращаются в акимат Семея. Но как еще и сколько объяснять нашим чиновникам, что решение этого вопроса не входит в компетенцию акимов г.Семея, и Бескарагайского района, а это строго прерогатива только акима области и облмаслихата?! А они все шлют и шлют сюда наши обращения, к нам же обратно!

Мы также получили отписку от руководителя Восточно–Казахстанской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Е.Упобаева. Все те же старые штампованные фразы и причины, беспомощность. Так ведь живется спокойнее, зачем нам эти проблемы. Мол, не будем совать свой нос, куда не следует…

Мы получили ответы, чуть обнадеживающие, от зам. акима города Семей Н. Ушакова и заместителя руководителя ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства г. Семей» А. Утельбаева: «В настоящее время отделом ЖКХ заключены договора на изготовление идентификационного документа (государственный акт на земельный участок) на кладбище города, расположенного на 3 км и 8 км Павлодарской трассы. Мы полагаем, что данное кладбище еще далеко не исчерпало своих возможностей и может нормально функционировать еще 10-15 лет. Этого времени, считаем, будет достаточно, чтобы найти более подходящий участок для городского кладбища, и заблаговременно полностью благоустроить.

По мнению «Семей орманы», новое кладбище может быть расположено в районе АвтоВаза (пустырь) и по Бородулихинской трассе».

Но вопрос нельзя откладывать на 10-15 лет, он должен решиться незамедлительно, или проблем кладбища в Семее для руководства региона может стать большим препятствием для продвижения вперед.



Владимир Пигаваев,

Болатбек Темербаев,

члены Союза журналистов Казахстана