Дорожные «хвосты» («Разборки» с чиновниками)

Газета "Flash!"

Чиновники предпочитают доверить очистку дорог технике крестьянских хозяйств. А дорожным предприятиям не выплачивают многомиллионные долги по зимнему содержанию автодорог.

Руководство двух дорожных предприятий Кокпектинского района ВКО обвинило местных чиновников в лоббировании интересов крестьянских хозяйств, создании препятствий в сфере госзакупок и «расточительстве бюджетных средств».

Терпение местных предпринимателей лопнуло, когда заказчик в лице районного отдела ЖКХ в январе заключил договора из одного источника на сумму 76,5 млн. тенге, половина из которых, свыше 36 млн. тенге, досталась крестьянским хозяйствам.



Хотят «оттеснить»?

В то время как с ТОО «Дорожно-строительное управление №14» («ДСУ»-14») был заключен договор на сумму 17,8 млн. тенге, а с ТОО «Көкпекті Жолдары» на 22 млн. тенге.

«Это возмутительная ситуация. Через десять дней после заключения договоров, и при отсутствии снега, в этот период из бюджета выталкиваются огромные деньги. Которых в таком количестве ни разу за последние 15 лет на зимнее содержание не выделяли. Крестьяне получили более 18 млн. тенге без всяких расценок. На эти средства более 20 тракторов К-700 должны были работать ежедневно по 8 часов в течение 25 дней. А снега не было! Считаю, что это ни что иное, как расточительство, выбрасывание бюджетных средств. Ничего не утверждаю, но и не исключено, что имел место умышленный сговор с крестьянскими хозяйствами», — с негодованием подчеркивает директор ТОО «ДСУ №14» Александр Федосов.

По словам Федосова, заказчик в этом случае мог по закону внести изменения в заключенный договор и уменьшить выплачиваемую сумму КХ. Чего не сделал. Более того, крестьянским хозяйствам для очистки от снега отдали большую часть дорог района. Оставив дорожным предприятиям только несколько самых сложных участков.

Для сравнения Александр Иванович указал на тот факт, что за два месяца (ноябрь, декабрь) прошлого года по конкурсу на содержание дорог было выделено всего 13,2 млн. тенге. А за январь, февраль 2017 года эта сумма составила 76,5 млн. тенге.

«На сорок дней января и февраля 2017 года заказчик чудесным образом изыскал 76,5 млн. тенге. А конкурс на март, ноябрь и декабрь 2017 года опять же объявил всего на 13,5 млн. тенге», — говорит руководитель дорожной организации.

Всего, говорят дорожники, в 2016 году при снежной зиме, когда из-за снегопада был объявлен режим ЧС, в бюджет района было заложено около 30 млн. тенге. А в 2017 году, когда снега оказалось в начале года в два раза меньше, запланировано 97 млн. тенге. Из них на январь – февраль – 76,5. А где гарантия, что в ноябре и декабре нынешнего года не повалит снегопад? А практически все деньги уже «съели» в начале года! Что тогда делать?

По словам руководителей дорожных предприятий, «из всего этого прослеживается желание акимата и отдела ЖКХ Кокпектинского района убрать с рынка давно работающие и надежные компании и привлечь новые». Но у крестьянских хозяйств нет специализированной техники. Что может привести к чрезвычайным ситуациям на дорогах и несчастным случаям.

«Очистка дорог трактором К-700 с клином приводит к образованию наката свыше 60 см. Если не убирать образовавшийся накат после расчистки клином, к весне дорога будет не пригодна для движения автотранспорта, а также приведет к разрушению дорожного полотна», — считает и.о. директора ТОО «Көкпекті Жолдары» Олег Вишняков.



Работа в «долг»

Между тем, при тяжелых погодных условиях чиновники уповают только на дорожные предприятия. И дорожники идут навстречу. Так было и зимой 2016 года. Когда в регионе был объявлен режим ЧС.

«С 5 января по 27 февраля 2016 года в связи с объявленным ЧС несколько дней снегоочистительная техника наших предприятий «пробивала» дороги в круглосуточном режиме, в результате чего заказчик задолжал нам 23 млн. тенге и по сей день не оплатил», — говорит Александр Федосов.

Еще более сорока миллионов заказчик задолжал ТОО «Көкпекті Жолдары». Из-за чего предприятие оказалось на грани банкротства. И распустило своих работников.

Среднемесячный фонд оплаты труда предприятия составляет порядка 2 млн. тенге. Еще свыше миллиона составляют платежи в районный бюджет. Кроме того, с 2015 года предприятием был реализован проект «Строительство афальтобетонного завода ТОО «Көкпекті Жолдары» в с.Кокпекты», в связи с чем за счет заёмных средств по программе «Ондіріс-2» было приобретено оборудование. Таким образом, еще 3 млн. тенге составляет ежемесячный платеж по кредиту.

«На сегодня ситуация на предприятии критическая. Так как мы не можем окончательно выплатить задолженность по заработной плате. В связи с тем, что не производилась оплата выполненных работ по очистке от снега автодорог за период ноябрь — декабрь 2015, январь — март 2016 года. За весь этот период не был подписан ни один акт выполненных работ заказчиком — ГУ «Отдел архитектуры, строительства, ЖКХ Кокпектинского района» — в лице руководителя М. Капчикова, который ссылался на отсутствие денег в бюджете», — говорит и.о. директора ТОО «Көкпекті Жолдары» Олег Вишняков.

По словам директора Палаты предпринимателей ВКО Игоря Шацкого, это уже стало системной проблемой.

«Это уже переходит в системную основу. Когда предприниматели принимаются за ликвидацию природных явлений, стихийных бедствий, и с ними должны расплатиться быстро, а фактически оплата растягивается до 2-х лет. Предприниматели фактически работают бесплатно, кредитуя тем самым, на много месяцев вперед госорганы», говорит директор ПП ВКО Игорь Шацкий.

Руководители дорожных предприятий отправили письма на имя акима района Рамиля Сагандыкова, и.о Прокурора Кокпектинского района Бауржана Кармысакова и руководителю Кокпектинского филиала Палаты предпринимателей Алии Мукашевой с требованием расторгнуть договора с крестьянскими хозяйствами и привлечь «к ответственности должностных лиц, допустивших манипулирование с бюджетными средствами, повлекшее их «разбазаривание»». И разобраться в ситуации, чьи интересы лоббируют чиновники, и кто стоит во главе крестьянских хозяйств, которым отдают предпочтение. Но, ответа еще не получили.



Жанар Асылханова