Народ шумит по поводу введения регистрации временного пребывания, рассылает друг другу гневные посты, проникновенные письма о правах и свободах человека, есть даже такие, кто грозится побить и покалечить любого, кто сунется к ним с вопросом о регистрации.
А вот изменения в законодательство, касающиеся нового порядка формирования тарифов на коммунальные услуги и цен в прочих важнейших отраслях экономики пока не вызвали такого мощного общественного резонанса. А зря. Пока народ даже не до конца разобрался с этими изменениями. Впрочем, и сами государственные органы, как всегда, не провели разъяснительную работу.
В прошлом номере мы поднимали эту тему в статье «Тарифная революция». Сегодня мы поговорим об этом более подробно.
Итак, с 1 января 2017 года отменено государственное ценовое регулирование на регулируемых рынках. Это касается железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, производства нефтепродуктов, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи, а также газа. Такую ценовую политику на ранее регулируемых рынках нам порекомендовала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая провела обзор конкурентной политики в Казахстане.
Наша справка. ОЭСР — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Создана в 1948 году. Штаб-квартира находится в Париже. В составе организации 35 государств. Из числа бывших союзных республик СССР в состав ОЭСР входят Эстония и Латвия. Казахстан подал заявку на получение статуса наблюдателя в четырёх комитетах ОЭСР и внедряет в стране стандарты и рекомендации ОЭСР.
Теперь в ранее регулируемых рынках сохраняется только антимонопольное регулирование (пресечение нарушений, связанных с установлением монопольно высоких цен, ужесточение борьбы с ценовыми сговорами и т.д.).
— Этот порядок касается субъектов, доминирующих на рынке, или, как мы их называем, «доминантов». Ранее они входили в реестр, теперь этот реестр отменён, — поясняет в интервью нашей газете руководитель Департамента Агентства по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по ВКО Кайрат Уразбаев.
«Вместе с тем, отмена ценового регулирования на регулируемых рынках может повлечь определённые риски необъективного роста цен на услуги, либо вызвать социальную напряжённость», — говорится в официальном пресс-релизе Министерства национальной экономики. Поэтому определены четыре общественно-значимых рынка, где до 2020 года сохранится ценовое регулирование. Это рынок газа, где ещё три года будут регулироваться цены на розничную реализацию товарного газа и нефтяного сжиженного газа. В железнодорожном транспорте цены пока регулируются на 2 услуги: грузовые перевозки и услуги локомотива, а также грузовые транзитные перевозки через территорию РК. В гражданской авиации регулируются 5 услуг аэропортов, что позволит не допустить резкого скачка цен на авиаперевозки. В электроснабжении до 2020 года регулируемыми останутся цены на розничную реализацию электроэнергии энергоснабжающими организациями, к числу которых относится и «Шыгысэнерготрейд».
По всем другим сферам теперь установлено свободное ценообразование. Антимонопольный орган может проверять такие организации только в случае поступления обращений.
— Мы уже не регулируем цену на бензин, — объясняет Кайрат Уразбаев. – Но если, к примеру, акимат, или газета «Flash!» обратятся с заявлением, что произошёл резкий и необоснованный скачок цен на горючее, мы можем провести проверку.
Подобную проверку и расследование антимонопольщики, к примеру, проводили по факту резкого скачка цен на сахар в июле прошлого года. Завершилось расследование лишь в декабре, и теперь несколько сахарных королей — оптовиков заплатят штраф и перечислят в бюджет монопольный доход, а это суммы, не превышающие 1,5 млн. тенге. Обогатились сахарные короли на взвинчивании цен явно больше, гораздо больше.
— Что же касается субъектов естественных монополий, то для них сохраняется прежний порядок формирования тарифов, — рассказывает Кайрат Назарович. – Такие субъекты внесены в регистр, по ВКО в него входит 95 естественных монополий. Это водоканалы, котельные, тепловые сети. Они имеют право раз в год подавать заявку на повышение тарифа. Кроме этого они могут выходить на повышение, если произошёл рост цен. Например, если выросла стоимость угля, заявку могут подать котельные или тепловые сети, даже если в течение года уже был повышен тариф. Если, к примеру, выросла цена электроэнергии, свой тариф может увеличить Водоканал, рассмотрение тарифа в этом случае проходит уже в рамках чрезвычайных мер регулирования естественных монополий.
— В прошлом номере вы правильно написали, что под мудрёным словом «антимонопольный комплаенс» прикрыта фактическая вольница в образовании тарифов, — говорит секретарь ВК областного комитета Коммунистической народной партии Казахстана Сергей Михеев. — Так называемых «доминантов» уже вывели из-под контроля. Расследования, которыми грозят антимонопольщики в случае необоснованного повышения цен, это детский лепет. Срок таких расследований теперь продлён до 5 месяцев. Сверхдоходы олигархи получат сразу, а потом, через полгода, заплатят штраф в несколько сотен тысяч тенге. Пусть даже миллион, для них это скромный чек какой-нибудь дружеской вечеринки.
Да и естественные монополии вряд ли будут чувствовать себя не то что в «ежовых рукавицах», в таких их никогда и не держали, но и вообще в каких-то рамках. Почему нельзя исключить, к примеру, договорённость между поставщиками угля и производителями тепловой энергии? Угольщики повышают цену, а тепловики в чрезвычайном порядке повышают тариф. Всем хорошо, кроме народа. Разве не может такого быть? А «Оскемен Водоканал», например, включил в тариф погашение кредита, взятого у Европейского банка реконструкции и развития! Кредит взяли для реконструкции сетей и оборудования, которые так и не умудрились отремонтировать и обновить за 25 лет, хотя тарифы за это время повышались несчётное число раз. И теперь за несколько лет тариф должен вырасти в два раза! А ещё за счёт повышения тарифа водоканальщики компенсируют потери своих доходов. Ведь многие потребители установили счётчики, и потребление воды снизилось. А в чём тогда смысл экономии, к которой нас со всех трибун призывают?!
— Инвестиции должны возвращаться через снижение себестоимости продукции, — высказывает своё мнение председатель общественного объединения по защите прав потребителей в сфере коммунальных услуг «Life» Эдуард Датчиков. – Что это за инвестиции, если они ложатся на плечи потребителей? Полагаю, что взятие кредита у международной финансовой структуры, и включение этого кредита в тариф неправомерно. Водоканал – это государственное предприятие, у них государственные сети, управляет им акимат. Почему нужно влезать в долги перед международными банками и перекладывать бремя этих долгов на население?
— Сегодня факторов, что прямо или косвенно влияют на повышение цен на продукты питания и услуги монополистов и доминантов в сфере услуг, довольно много: монополизация рынка оптовых поставок и розницы, жадность ритейлеров, рост аренды, повышение ставок по кредитам как для сельхозпроизводителей, так и для переработчиков с торговцами, удорожание логистики, удешевление тенге по отношению к резервным валютам, коррупция и просто перекладывание огрехов управления и расточительной хозяйственной деятельности на плечи простого потребителя. Весь этот довольно серьёзный пласт проблем сильно давит на цены, — говорит депутат Мажилиса, первый секретарь ЦК КНПК Айкын Конуров. – Если после девальвации и введения плавающего курса тенге в 2015 г. местные исполнительные органы власти административными методами хоть как-то сдерживали цены, то по истечении нескольких месяцев «аттракцион невиданной щедрости» продавцов и услугодателей закрылся. Работать в убыток никто не будет. Либерализация рынка валюты, топлива и услуг естественных монополий отражается на каждом из нас через рост цен на товары народного потребления, продукты, лекарства. Этого в данный момент не избежать.
Коммунистическая народная партия Казахстана ещё в прошлом созыве Мажилиса предложила внедрить государственную программу продовольственной помощи для социально-уязвимых слоёв населения. Если ежемесячный доход одного человека менее 80 тысяч тенге, то недостающую сумму государство должно начислять на специальную банковскую карту. Эти деньги можно потратить только на казахстанские продукты. Программа дала бы двойной положительный эффект: поддержать население в трудный период и казахстанских производителей продуктов питания и товаров первой необходимости.
Итак, какими бы обнадёживающими комментариями нас не успокаивали государственные управленцы, что, дескать, ничего страшного не произошло, всё под контролем, но на самом деле тарифная революция под шумок новогодних праздников свершилась. Впрочем, ничего необычного в этом нет. Мы усиленно идём по пути капитализма, прилежно выполняем все указания и рекомендации различных международных структур, и было бы странно, если бы на этом пути вдруг вспомнили о простом народе. При капитализме народ имеет хоть какую-то ценность лишь в качестве наёмной рабочей силы. И даже эту рабочую силу не всегда оплачивают даже для пропитания.
Денис Данилевский