Не авторитет для школьника?

Газета "Flash!"

В Восточном Казахстане «буксует» программа дуального образования. Среди причин: невозможность определения результативности работы колледжей, непривлекательность рабочих специальностей среди школьников, молодежи и работодателей. Эта информация была озвучена в ходе доклада руководителя управления образования ВКО Айжан Садыковой на межгосударственном форуме «Altay TVET FORUM – 2016», в котором приняли участие представители России, Турции и Казахстана.

По словам госпожи Садыковой, подобный форум в регионе проводится в третий раз. На протяжении трех лет область работала над модернизацией регионального управления профтехобразования, пытаясь выстроить систему прогнозирования потребностей в кадрах, формирования госзаказа и более эффективного его распределения. На сегодня в области определяют потребность в кадрах, собирая данные из Палаты Предпринимателей ВКО, отделов занятости районов и городов области. Так, удалось подсчитать, что с 2016 по 2019 годы, региону будет не хватать приблизительно 8000 человек, имеющих рабочие специальности по 15 направлениям.

— Но мы до сих пор в поиске путей определения результативности работы учебных заведений системы трудового и профессионального обучения. На сегодня нет конкретных индикаторов, которые определяли бы, какой колледж хороший, а какой недостаточно эффективно работает. В соответствии с этим у нас зачастую возникают сложности при распределении госзаказов. Также при точном удовлетворении потребностей в кадрах, — отметила Айжан Садыкова.

Всего в ВКО 82 колледжа. Из них 36 негосударственных учреждений. 28 — коммунально-государственных учреждений (КГУ), и 18 — коммунально-государственных предприятий (КГП). На базе 10 государственных колледжей функционируют ресурсные центры по основным направлениям, которые являются актуальными для региона. Центры оснащены материально- технической базой и используются как для подготовки молодых кадров, так и для краткосрочной подготовки взрослого населения.



Бесплатно и

непривлекательно?

По реализации проекта бесплатного профтехобразования для всех, старт которому в стране, по поручению Главы государства Нурсултана Назарбаева дан в 2017 году, главным препятствием, по словам Айжан Садыковой, является «непривлекательность рабочей профессии для школьников, молодежи и работодателей». Отсутствуют эффективные механизмы взаимодействия.

Выступление чиновника прервала заместитель акима ВКО Асем Нусупова, которая выразила свое недоумение. По ее словам, сейчас на государственном уровне разрабатывается новая программа продуктивной занятости. И в новой программе большой упор делается на профессионально-техническое образование. Поэтому такие пессимистичные прогнозы, по мнению госпожи Нусуповой, в данный момент неуместны.

— А почему непривлекательна? Ладно, для работодателя, а для школьников? Это довольно серьезная проблема. Как её решить? Государство сейчас развивает новую программу продуктивной занятости. Дает огромные финансовые средства на профтехобразование. И наша задача качественно освоить средства. Чтобы гарантировать людям в будущем трудоустройство. Слово «непривлекательно» режет по ушам. Как это непривлекательно бесплатное образование для школьника? Может, мы не с той группой работаем, может нам сосредоточиться на тех, кто хочет получить такое образование? Мне кажется, в проблему более серьезно нужно вникать, — парировала она.



Вовлечь больше предприятий

Далее проблемы дуального образования в регионе с позиции работодателя озвучил и руководитель Палаты Предпринимателей ВКО Игорь Шацкий. По его словам, работодатели, задействованные в сфере профтехобразования, поднимают главный вопрос — недостаточный уровень профессионализма специалистов. И он не будет достаточным, говорит Игорь Владимирович, пока в процесс подготовки кадров не будут вовлечены сами предприятия.

Всего по области в дуальную подготовку для 38 государственных колледжей вовлечены 213 предприятий. На 1 января 2016 года, по данным управления образования количество незанятой молодежи, не имеющей никакого образования, составляло 2150 человек. В течение года половина из них прошли обучение в ресурсных центрах. Из них 242 человека по программе «Дорожная карта занятости 2020». Проводится обучение наставничеству.

— По области закреплено 919 наставников. Но, несмотря на это, отмечается тенденция, что профессионал зачастую не желает передавать свои профессиональные знания молодежи. Хотя в той же Германии, наоборот, посчитают за честь оставить свои знания ученикам, чтобы знания не умерли вместе со специалистом. Над этим мы работаем. В том числе и в плане стимулирования наставников. Но пока только 97 наставников из всех получают дополнительную оплату, — говорит Игорь Шацкий.



Отработка должна стать обязательной

По словам господина Шацкого, вместе с тем, предприятия области не могут гарантировать выпускнику, с которым они заключили договор, трудоустройство.

— Потому что срок подготовки специалистов два или три года. Многие работодатели зависят от госзаказа. Сегодня он есть, завтра нет. Но мы нашли выход. Палата предпринимателей объединяет всех работодателей. Поэтому у нас есть определенная гибкость и такие договора, обещающие трудоустройство, может заключать Палата. В прошлом году мы заключили 300 договоров. Вся база предприятий у нас. Если не нужно одному предприятию, мы можем трудоустроить в другое. Но здесь есть и другой момент. Это плохая закрепляемость студентов на производстве. Даже в хороших предприятиях. Вот Усть-Каменогорский политехнический колледж работает с одним из лучших социальных партнеров — АО «Кэмонт», где платят достаточно высокую заработную плату даже практикантам. Но, к примеру, в прошлом году из 15 практикантов там остались работать только три человека. Сами студенты не хотят, считают работу сложной. Или, говорят, пока обучились, передумали работать по этой специальности. И это достаточно системно происходит, — отметил он.

По его словам, необходимо внедрить принудительную меру и заключать договор, по которому выпускник обязан будет отработать минимум год после того как отучился по дуальной системе и прошел практику на предприятии.

— Мы гарантируем ему трудоустройство, но от него требуем, чтобы он хотя бы год отработал по этой профессии. Все-таки в него вложены бюджетные средства, — сказал господин Шацкий.



Три решения в помощь

На сегодня в регионе разработаны три основных механизма, с помощью которых планируется повысить привлекательность рабочих специальностей. Первый механизм – «школа-интернат-колледж».

— Это когда ребенок поступает в колледж, но при этом он может получить и аттестат о среднем образовании, и диплом по рабочей квалификации. От данной системы ребенок только приобретает. Эксперимент, который мы начали реализовывать на базе Усть-Каменогорского политехнического колледжа, говорит о том, что ребята заинтересованы, и родители тоже видят хорошую выгоду в данном механизме. В дальнейшем наш опыт могут перенять и другие регионы страны, — говорит руководитель управления образования ВКО Айжан Садыкова.

Второй механизм – ваучеры для предприятий для точечного подхода к подготовке кадров. К слову, это тот же госзаказ, но он будет распределяться не на колледжи, а на предприятия. Разработка этого механизма еще не завершена.

— Совместно с Палатой предпринимателей и крупными предприятиями мы выберем организации, в которых будут распределяться ваучеры. Предприятие под определенное ему количество мест обучения может самостоятельно подобрать людей, которых он хочет обучать в том или ином колледже, — говорит госпожа Садыкова.

И третий механизм – создание системы обучения взрослого населения.

— В Европе эта система развита, в Казахстане пока четкой системы нет. Мы хотели бы начать создание такой системы на базе 10 ресурсных центров. В этом году определенный опыт мы уже имеем. Также нами создана электронная база, куда дети могут зайти, пройти тест, выбрать по желанию квалификацию, записаться на курсы профессиональных проб, сходить на них. Две-три специальности попробовать. Если это повар, то он может что-то приготовить, если парикмахер — показать свои навыки в стрижке волос, — продолжила глава ведомства.

И еще один фактор, считают представители управления образования — региону необходим центр профессиональных компетенций (ЦПК), который будет оценивать уровень подготовки специалистов.

Жанар Асылханова