Не жги тарифом раскаленным...

Газета "Flash!"

Несмотря на мощную многолетнюю пропагандистскую кампанию со стороны государства и субъектов естественных монополий о необходимости установки дорогостоящих приборов учета тепловой энергии, угрозой резкого повышения тарифа для потребителей, не установивших эти приборы – население на 24,8%, бизнес более 48%, никто не ринулся срочно приобретать и устанавливать их. Да, установка приборов снижает размер платы за услуги отопления на 26%. Но только потому, что на столько же процентов завышена норма потребления теплоэнергии по сравнению с тем количеством тепла, которое фактически поставляется потребителям. Дело в том, что фактически в дома поставляется тепло, рассчитанное по Строительным нормам и правилам (СНиП) «Отопление, вентиляция кондиционирование». А начисляется плата по норме, рассчитанной по СНиП «Тепловые сети», граница действия которой — до входной задвижки жилого дома.

Приведение в соответствие действующей нормы с фактическим потреблением тепла позволит нейтрализовать масштабно запланированную акцию по предоставлению необоснованных льгот потребителям, установившим приборы учета теплоэнергии, за счет потребителей, у которых их нет, но не всех, а только тех, кто имеет техническую возможность их установки. Как это сделать с помощью акима ВКО — рассказывается в этой публикации.

Процесс приборизации в Республике Казахстан длится без малого 18 лет. За это время в г.Усть-Каменогорске только 26% домов из тех, где имеется техническая возможность их установки, обзавелись дорогостоящими приборами учета тепловой энергии. Чтобы ускорить этот вялотекущий процесс, в 2012 году чиновники – законодатели протащили через Парламент Закон «Об энергосбережении и энергоэффективности», где в п.4 ст.8 записали невинный постулат о том, что: «Потребители производят оплату за потребленную тепловую энергию по тарифам, дифференцированным в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета тепловой энергии, в соответствии с законодательством РК «О естетсвенных монополиях и регулируемых рынках».

Уже в 2013 году Агентство РК по регулированию естественных монополий разработало дискриминационную Методику расчета ставки тарифа на услуги теплоснабжения, где потребителям, установившим приборы учета, предусмотрена льгота в виде 25% снижения ставки тарифа.

Это положение Методики соответствует Гражданскому Кодексу РК, где установлено, что цены на услуги, товары, работы теплоснабжения устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением предоставления льгот отдельным категориям потребителей.

Однако другое положение Методики — о 25% увеличении размера платы тем, кто не установил приборы учета теплоэнергии — противоречит Гражданскому Кодексу РК.

Оценим юридически эти действия госчиновников.

Согласно Закону РК «О нормативных правовых актах» соотношение юридической силы нормативных правовых актов соответствуют следующим нисходящим уровням:

Кодексы Республики Казахстан;

Законы Республики Казахстан;

Таким образом Закон РК «Об энергосбережении и повышению энергоэффективности» в иерархии нормативных правовых актов находится на нижестоящем уровне по отношению к Гражданскому Кодексу Республики Казахстан.

Читаем Закон «О нормативных правовых актах» дальше.

Согласно п.3 ст.4 Закона – каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней. Согласно п.1 ст.6 этого Закона при наличии противоречий в нормативных правовых актах разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. В пункте 2, ст.6 Закона провозглашается, что нормы Законов в случаях их расхождения с нормами Кодексов Республики Казахстан могут применяться только при внесении в кодексы соответствующих изменений. По состоянию на конец 2016 года в Гражданский Кодекс РК соответствующие изменения не внесены. Поэтому требования п.4 ст.8 Закона РК «Об энергосбережении и повышения энергоэффективности» применять можно только в части предоставления льгот отдельным категориям. Положение Методики Агентства РК по регулированию естественных монополий и регулируемых рынках о повышении ставки тарифа для потребителей, не установивших общедомовых приборов учета теплоэнергии, противоречит ГК РК, поэтому применяться не должно без внесения изменений в Гражданский Кодекс Республики Казахстан.

Несмотря на дискриминационность Методики Государственного Агентства, она зарегистрирована в Департаменте юстиции, и на ее основе местные Департаменты Агентства по регулированию естественных монополий издали и утвердили соответствующие Приказы, в которых льготы одним потребителям устанавливаются не за счет бюджетных средств, а за счет потребителей, не установивших приборы учета теплоэнергии. Причем не всех. В число необоснованно привелигированных потребителей, не установивших приборы учета тепловой энергии, попали потребители ветхих и аварийных домов; потребители, в чьих домах нет подвалов или нет места для установки общедомовых приборов учета теплоэнергии; а также потребители, подключенные к малым котельным. Таким образом местная власть совместно с Республиканским госучреждением в нарушение Конституционных прав граждан, потребляющих теплоэнергию для бытового потребления, обеспечило льготирование одних граждан за счет других.

Начало неправомерных действий намечено на 1 января 2017 года.

Комитет РК по защите прав потребителей никак не отреагировал на дискриминацию одних потребителей и необоснованное предоставление льгот другим за счет ущемления экономических прав, гарантированных Гражданским Кодексом РК, где установлено, что размер платы за услуги теплоснабжения должен быть одинаковым для всех потребителей. Местный Департамент по защите прав потребителей также никак не реагирует на это нарушение, равно как и городское Управление по защите прав потребителей. Остались без ответа мои письма, адресованные акиму ВКО, представительной власти и председателю Общественного совета ВКО, касающиеся недопущения этого взимания. Мной предложено аккумулирование излишне взимаемых средств с потребителей для целей покупки этих приборов, а не для целей наказания одних и поощрения других. Это позволило бы за один год накопить достаточно средств на покупку приборов и закрыть тему.

Однако тема спущена на тормозах: заместитель акима ВКО поручил областному Управлению энергетики ответить заявителю на поставленный вопрос, но никому не поручено решить вопрос по существу. И только Общественный совет г.Усть-Каменогорска согласился выслушать меня и направить аргументированное мнение акиму города. Возможно, что-нибудь получится.

Подводя краткие промежуточные итоги сказанному нельзя не отметить, что когда субъекты регулируемого рынка дружно поднимают цены на какой-либо товар, либо на какой-нибудь вид услуг, то эти действия пресекаются согласно Закону.

Когда же цену самостоятельно поднимает госорган, причем с нарушением действующего законодательства, то это остается безнаказанным. Однако имеет место факт нарушения действующего в РК законодательства. В рамках его нарушения монополист совершает действия, ведущие к дискриминации потребителей, что также является нарушением законодательства.

Таким образом рукотворная лавина нарушений захлестнет одних потребителей и приласкает других. И это станет возможным уже с 1-го января 2017 года.

Мной предложен акиму ВКО и другой вариант прекращения этой дискриминации. Завышенную норму потребления на отопление 1 м2 жилой площади можно уменьшить на 26% по показаниям приборов учета теплоэнергии, зафиксированным АО «Усть-Каменогорские тепловые сети». Основанием для этого является приказ Министра национальной экономики №15 от 13 января 2015 года, где в п.6 установлено, что: «При наличии в населенном пункте приборов учета на многоквартирных жилых домах, расчет норм потребления тепловой энергии допускается производить по фактическому потреблению тепловой энергии на отопление домов – эталонов за расчетный период по показаниям приборов коммерческого учета». При реализации этого предложения тарифная удавка минует тех ягнят, которых приготовили к принесению напрасной жертвы, только за то, что у них нет желания приобретать дорогостоящий прибор учета теплоэнергии, реализуя свое конституционное право на свободное заключение любого договора.

Тотальное предоставление льгот одним за счет ущемления других наиболее значительно сказывается на малом и среднем бизнесе, чьи магазины, аптеки, офисы, парикмахерские, салоны, и прочие организации расположены в жилых домах, имеющих техническую возможность для установки приборов учета теплоэнергии. Здесь тариф кроме общего повышения на 10% дополнительно повышается на 48%. Малый и средний бизнес, чьи помещения подключены к малым котельным и расположены в домах, где нет технической возможности для установки приборов, не будут подвержены финансовому прессу. Таким образом этот бизнес, льготируемый до 2020 года за счет своих коллег по бизнесу, делает расслоение предпринимателей реальным, хотя все бизнесмены равны перед законом.

Палата предпринимателей ВКО дипломатично молчит, несмотря на то, что осведомлена о том, как можно защитить предпринимателей.

Профсоюз малого бизнеса также набрал в рот воды и помалкивает. Потребители чего-то выжидают и не спешат приобретать пресловутые приборы учета теплоэнергии, распределение платы за которую отдано в руки монополиста и полностью бесконтрольно со всех сторон.

Возможность предотвратить нарушение закона еще имеется и ее необходимо реализовать непременно!

Эдуард Датчиков,

председатель общественного объединения «Life» по защите прав потребителей

коммунальных услуг