Свинцовые тучи

Газета "Flash!"

В Усть-Каменогорске провели детальное обследование уровня загрязнения свинцом природных сред и его влияние на здоровье населения

В ходе масштабного исследования выяснилось, что содержания свинца в почве в некоторых местах Северного промузла превышает норму в 30 (!) раз. Интересно, что «испытывали» на уровень загрязнения свинцом не только почву и воздух, но и продукты питания, питьевую воду, лакокрасочные материалы и даже снег.



Свинцовая проблема

На общественном слушании присутствовали представители государственных и неправительственных организаций, а также СМИ. Исследование проводилось независимой компанией ТОО «Экосервис-С» в сотрудничестве с акиматом, управлением природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО, промпредприятиями и другими инстанциями. Стоимость грандиозного проекта с учётом необходимости вывоза и очистки загрязненной почвы — около 3,5 миллиарда тенге. Исследование затрагивает селитебную территорию Северного промузла, на которой проживает около 8000 человек, из них 4000 — дети.

– Если проект включает полный цикл работ и мероприятия по конечной очистке вывезенной почвы, то стоимость всех работ составляет порядка 3,5 миллиарда тенге, — говорит директор департамента науки и аналитических исследований ТОО «Экосервис-С» Наталья Яковлева. — Если это только захоронения, без очистки почвы, тогда порядка 1,5 миллиарда тенге.

Почему из всей таблицы Менделеева, которой так богат наш город, выбор пал именно на свинец? Свинец относится к чрезвычайно опасным веществам (1-й класс опасности). Кроме того, этот токсичный металл представляет серьёзную опасность для детей и взрослых тем, что при попадании в организм негативно воздействует на мозг, нервную систему, почки, печень, кровь, репродуктивную систему.

Дети раннего возраста наиболее уязвимы. Их нервная система развивается и организм поглощает в четыре-пять раз больше свинца, чем организм старших детей, что может сказаться отрицательным образом на развитии мозга и нервной системы: снижение умственных способностей, плохая успеваемость в школе, поведенческие проблемы.

У взрослых тяжелый металл повышает риск заболевания ишемической болезнью сердца, инсультом, повреждения почек. Свинец в высоких концентрациях в организме беременных женщин может вызвать выкидыши, преждевременные роды и низкий вес при рождении, а также незначительные пороки.

По оценке ВОЗ (всемирной организации здравоохранения), ежегодно в результате воздействия свинца возникает примерно 600 тысяч новых случаев нарушения умственных способностей у детей.

Отметим, что впервые случай свинцового отравления в детском организме был установлен за океаном ещё в 1890 году и причиной тому послужил освинцованный бензин. Спустя почти 90 (!) лет, в 1979 году освинцованный бензин был снят в США с производства, который после нескольких десятилетий использования в широком доступе, нанёс серьёзный вред здоровью детей.

— Вот карта районирования селитебной территории Северного промузла по уровню содержания свинца в почве (смотрите на снимке – прим. авт.), — поясняет Наталья Яковлева. — Мы видим, что вся территория отбивается уровнем содержания свинца выше ПДК (предельно допустимая концентрация – прим. авт.): от 300 до 1000 миллиграмм на килограмм.

Нужно выделить особенно высокий уровень содержания свинца – это 1000 и более миллиграмм на килограмм и только небольшая часть у нас менее 300 миллиграмм на килограмм при ПДК в 32 (!).

Первая зона, в которой содержание свинца от 1000 миллиграмм на килограмм и выше — это частный сектор, там находятся 88 домовладений. Вторая зона — это от 300 до 1000 миллиграмм на килограмм, тоже частный сектор – это 600 домовладений, многоэтажные застройки – 24 участка, там же располагаются и две школы. Третья зона — меньше 300 миллиграмм, там находятся почти 700 частных домовладений, 29 участков многоэтажной застройки.

Выходит, что результаты исследования весьма неутешительны. В частных домах люди, наверняка, занимаются выращиванием овощей, не зная или игнорируя затаённую опасность. Эти же корнеплоды, выращенные в почве со свинцом, кушают дети. Также ребятня любит возиться и играть в песочнице, при этом малыш зачастую тянет в рот что попало, не исключено, что и в этой пыли содержатся соединения свинца. Кроме того, свинцовая пыль может находиться и в воздухе, оседать на одежде, предметах, мебели.

— Мы провели исследование овощной продукции и обнаружили превышение свинца, максимальная концентрация была 2,8 ПДК (при норме 0,5), то есть у нас порядка 70-80% корнеплодов, если они выращиваются на загрязненных территориях приусадебных участков, содержат в себе повышенное содержание свинца, — отметила Наталья Яковлева.

Итак, по цепочке эта «бомба замедленного действия» кочует среди населения, проживающего на территории Северного промузла. А если провести исследование, охватив всё население города, и выбрать не только свинец, но другие химические элементы, так прочно обосновавшееся в нашей атмосфере, то выводы специалистов вряд ли будут радужными.



Переселять нельзя оставить

Напомним, что вот уже несколько лет идут разговоры о том, чтобы Усть-Каменогорск признать зоной экологического бедствия или хотя бы переселить ту часть населения, которая живёт по соседству с трубами промпредприятий в более благополучные районы города. Так, в начале этого года экологи со всех уголков республики, побывав в областном центре, заявили, что нет оснований для признания нашего города экологически неблагополучным – «в Багдаде всё спокойно», а значит жить в Усть-Каменогорске в окружении заводов — одно сплошное удовольствие.

Любопытно, что 5 августа 1991 года вышло специальное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР по вопросу переселения горожан в районы с более благополучной экологией. Напомним, что наша газета писала об этом в статье «Свежо предание, но верится с трудом» в 2013 году. Приводим краткую выдержку из материала:

«Политическое решение по переселению пришло после аварии на бериллиевом производстве УМЗ 12 сентября 1990 года. Авария буквально всколыхнула жителей города, и уже через несколько дней на площади Ленина состоялся самый грандиозный митинг в истории Усть-Каменогорска. Народу собралось тысяч 20, не меньше. И все потребовали записать в резолюцию пункт о переселении горожан. На волне эйфории был принят еще один пункт резолюции — о выносе промышленных предприятий за черту города. Тогда мало кто понимал, что это требование практически невыполнимое. Но все равно записали. И хотя митинговое движение пошло на убыль и уже в ноябре 1990 года на второй митинг собралось куда меньше народа – около 1000 человек, тем не менее, требования жителей Усть-Каменогорска дошли до самого Кремля.

Высшие органы власти Советского Союза выделяли огромные средства для масштабной программы переселения горожан из загрязненных районов. Выделялись деньги, стройматериалы, людские ресурсы. Предусматривалось даже организовать в городе движение троллейбусов, как экологически чистый вид транспорта.

Но уже 19 августа в Москве произошли события, вошедшие в историю под названием «путч» и «ГКЧП», а в декабре 1991 года прекратил существование Советский Союз».

И теперь, по истечении времени, каждый из числа представителей власти решает сам, где поставить запятую в словосочетании «переселять нельзя оставить», но пока как видим выбор сделан явно не в пользу народа.



Наше дело — свинец

Вернемся к проекту. Помимо большого пласта работы, проделанной ведущими специалистами, о которой мы говорили ранее, исследователи определили и биодоступность свинца, т.к. не менее важно и то, как элемент попадает в организм человека, всасывается и уже потом оказывает вредное воздействие на здоровье граждан.

В мире существует несколько подходов к изучению биодоступности тяжелых металлов для человека. Основных подходов два:

1. Традиционный подход дает очень достоверные данные. В основе лежат исследования на лабораторных животных. Основные подопытные животные — молодые свиньи, у которых биохимические процессы в пищеварительном тракте схожи с процессами в организме человека. Недостатком этого подхода является длительность исследований и высокая стоимость.

2. Для быстрых и массовых анализов все больше используют лабораторно- химические методы, имитирующие in vitro (от лат. «в стекле» — прим. авт.) среду желудочно-кишечного тракта.

— Исследования биодоступности свинца мы проводили в лаборатории Южно-Уральского филиала Российской Академии наук (город Миасс), — рассказывает госпожа Яковлева. — Эта лаборатория обладает всем современным оборудованием.

Мы определили биодоступность свинца по базовому физиологическому тесту. Первая фаза – это желудочная фаза, вторая – кишечная, потому что желудок и кишечник обладают разной кислотностью.

В среднем биодоступность желудочной фазы составила 50-60%, кишечника несколько меньше, но в сумме общая биодоступность свинца около 70%, т.е. 70% от того свинца, который поступил в организм, всосётся и окажет свое негативное воздействие.

Помимо свинца, мы определяли также кадмий и мышьяк, потому что там, где территория загрязнена свинцом, она по умолчанию загрязнена кадмием и мышьяком. Мы видим, что биодоступность кадмия даже выше, чем биодоступность свинца.

Благодаря использованию микрозондового фотографирования специалисты определили вид частиц, которые находятся глубоко в почве, их химический состав и размер. Например, англезит (сульфат свинца) и оксихлорид.

— Если происходит пыление почвы, то эта фракция попадает в организм, моментально всасывается, легко проходит через дыхательные пути и оказывает своё отрицательное воздействие, — добавила Наталья Яковлева. – Нужно сказать, что загрязнение почвы свинцом является историческим. Это произошло не за один день, это произошло за долгие годы работы предприятия по выплавке свинца.

Хотим акцентировать внимание, насколько произошло снижение валовых выбросов свинца в атмосферный воздух за последние десятилетия: в 1989 году – 216,37 тонны, а в 2016 году — 8,723 тонны, почти в 25 раз снижение. Превышение ПДК содержания свинца в атмосферном воздухе мы не обнаружили.

Заинтересовались служители науки и выпавшим снегом, содержащим в себе токсичный металл.

— Снег тоже является индикатором выброса свинца и накопления металла, — объясняет Наталья Яковлева. – Мы провели сравнительный анализ среднесуточных выпадений свинца из атмосферы на территорию Усть-Каменогорска и его окрестности (график показан на снимке).

Наиболее популярные мясные и молочные продукты питания горожан также подверглись экспертной оценке. К счастью, ни в одной пробе превышение содержания свинца не было зафиксировано.

Было отобрано 10 проб питьевой воды из централизованных и децентрализованных источников. Превышение свинца здесь не обнаружили.

— Впервые для Усть-Каменогорска мы провели исследование содержания свинца во внутридомовой пыли, — рассказывает Наталья Яковлева. – Потому что на территории, особенно, где частный сектор, пыль с улицы заносится в дом и может являться источником поступления свинца в организм.

Исследование содержания свинца в пыли проведено в городе Миассе (Россия). По результатам в среднем получается около 400 миллиграмм на килограмм.

Мы изучили биодоступность свинца уже не в почве, а во внутридомовой пыли. Потому что дети играют на полу, на коврах, тянут ручки в рот и всё это может попасть к ним в организм. Исследования показали, что биодоступность свинца во внутридомовой пыли меньше, чем в почве, но она составляет около 30-40%.

Пристальным объектом внимания специалистов также стала краска, используемая в жилищах.

— Во всём мире именно краскам, в которые добавляется свинец, уделяется огромное внимание, — заявила Наталья Яковлева. – Проводятся большие кампании по предотвращению этого вредного влияния.

Мы на основании оценки покупательского спроса выбрали образцы краски, приобретенные в Усть-Каменогорске, и провели исследование — сколько же свинца содержится в этой краске. Оказалось, что больше всего свинца содержится в жёлто-коричневой краске — 2358 миллиграмм на килограмм (при норме 90).

Согласно действующему законодательству РК – в требованиях к лакокрасочным материалам запрещено использовать в их составе для внутренних работ химические вещества, в том числе свинец, хром и т.д., но не определено количественное содержание. Поэтому нам с трудом удалось найти лабораторию, которая провела это исследование.

Нашей краской интересуются и международные организации. В одной из статей мы нашли такую информацию: 81% (!) образцов краски, купленной в Казахстане, содержали свинец в концентрации, превышающий 90 миллиграмм на килограмм (норматив, принятый в США).

На самом деле, это серьезная проблема. Краска может рассматриваться не такой важный, как почва, но всё-таки дополнительный возможный источник поступления свинца в организм.

В детских игрушках китайского производства, которые тоже «испытывали» в рамках исследования, учёные на удивление не обнаружили повышенного содержания свинца. Подверглись анализу и косметические средства (помада, крем для тела, глина для тела), превышение свинца не выявили.



Содержание свинца в лекарствах

— Согласно международным исследованиям, очень часто свинец находится в лекарствах, куда он добавляется специально, как элемент лекарственного воздействия, — говорит Наталья Яковлева. – Мы выбрали следующие лекарства: почечный чай, зверобой и чабрец шымкентского производства.

Мы думаем, что именно лекарственные травы, которые мы собираем или покупаем, если они выращены на загрязненной территории, могут содержать свинец. И наши опасения подтвердились. В зверобое (37,30 мг на кг) и чабреце (64,43 мг на кг) мы обнаружили повышенное содержание свинца при нормативе содержания свинца 10 мг на кг по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности и пищевой продукции №880 от 9 декабря 2011 года». В почечном чае в пакетиках норматив выдержан.

Помимо этого, исследованию подверглась и пищевая глина. Не секрет, что многие употребляют глину в качестве очищения организма от токсинов и даже в целях лечения некоторых заболеваний. И зачастую люди приобретают глину у бабушек на базаре. Как раз такая глина подверглась тщательному анализу.

— Мы приобрели пищевую глину на Центральном рынке, — сообщила Наталья Яковлева. — Она содержит и свинец, и мышьяк в концентрации, превышающей нормативы для БАД в несколько раз.



Кошелёк или жизнь?

Беспрецедентное исследование впервые проведено в Казахстане. Налицо — титанический труд, проделанный ведущими специалистами. Естественно возникает вопрос: а что дальше? Напишут о результатах в СМИ – хорошо, следом взбудоражатся общественники, а потом вдруг вышестоящие лица заявят: а дальнейшее финансирование больше не предусмотрено.

Кстати, по информации сайта акима области: «на финансирование природоохранных мероприятий из бюджетов всех уровней в 2016 году выделено более 3,7 млрд. тенге, что по сравнению с прошлым годом больше на 0,5 миллиарда тенге» (эта сумма включала в себя и проект детального обследования уровня загрязнения свинцом природных сред, о котором и идёт речь – прим. авт.).

Прекрасно, что есть такие проекты и люди, которые готовы посвятить себя подобным грандиозным исследованиям. Но простых людей, также как и исследователей, нацеленных на результат, волнует вопрос: как эти уникальные результаты найдут своё применение на практике и улучшат жизнь самого населения, вынужденного сосуществовать в эпицентре экологического неблагополучия?

— Дальнейшее воплощение в жизнь проекта зависит от руководства области, — резюмирует Наталья Яковлева. — Мы со своей стороны, как исследователи, старались учесть все источники поступления свинца в организм. Конечно, мы бы хотели, чтобы наша работа прошла не зря, чтобы люди действительно почувствовали себя лучше, но это не от нас зависит, это зависит от вышестоящих лиц.

По оценкам ВОЗ, свинец является причиной смерти 143 тысяч человек в год. Что выберут слуги народа: наполненный кошелёк бюджета или жизнь простых людей с непростой судьбой — покажет время.



Анжелика Бакирова

Фото автора