Жирная рука налогов душит народ

Газета "Flash!"

Да, наверное, так – именно жирная и потная рука налогов, в отличие от костлявой руки голода, душит народ. Жирная, потому упитанная на народных деньгах, а потная, потому что возбуждена предвкушением новых больших поступлений. И поскольку положение в экономике кризисное, правительство не находит никакого иного выхода, кроме как увеличить сбор податей со своих граждан. Как был народ главным инвестором, так и остался.



Удар под дых

малому бизнесу

Правда, нужно сказать, что при обсуждении поправок в налоговое законодательство всё-таки определённая доля разума взяла верх. Ведь первоначальные предложения министерства финансов вообще ставили крест на всём малом и среднем бизнесе. Напомним, что предлагалось снизить пороговое значение для постановки на учёт по уплате налога на добавленную стоимость до 6 млн. 859 тыс. 314 тенге (3234 МРП). Сейчас пороговый уровень составляет 30000 МРП, или 63 млн. 630 тыс. тенге. Снижение этого показателя в 10 раз привело бы к разорению тысяч мелких и средних фирм. Проще было бы закрыться, прекратить деятельность. Годовой оборот в 6 млн. тенге – это элементарное выживание, работа в ноль, на грани минуса, только затраты на аренду помещения (при таком обороте и говорить нечего о собственной недвижимости), уплату налогов, скромную зарплату 5-6 сотрудникам, включая самого руководителя и владельца фирмы, и первостепенные производственные затраты без всякого развития. Такие фирмы действуют только для выживания их работников, не более. Добавить к этим затратам ещё 12% НДС – это полный крах.

Видимо, этот расклад всё-таки дошёл до наших светлых правительственных голов. Они элементарно просчитали, что в таком случае не получат ничего, поскольку налоги будет брать не с кого, налогоплательщики просто умрут. И без НДС видно, что малый бизнес и так держится из последних сил, но армия его редеет. Достаточно пройтись по улицам любого казахстанского города, и посмотреть на обилие вывесок: «Продаётся магазин», «Продаётся действующий бизнес», «Сдам в аренду» и т.д. Поэтому жирная рука налогов душит не совсем, а придушивает, как сытый кот играет с мышкой, чтобы хоть немного кислорода всё же поступало. А то ведь на самом деле все перемрут, и останется правительство без управляемых, и управлять будет некем.

Итак, решено, что нынешнее пороговое значение для включения в число плательщиков НДС сохранится и в 2017 году – 30000 МРП, или 68 млн. 070 тыс. тенге. А затем начнётся постепенное снижение этого уровня до 15000 МРП к 2020 году (сейчас этот показатель составляет 31,8 млн. тенге).

Узнав об этой жизненно важной новости всякая «мелочь» с облегчением перевела дух. Но ведь и оборот в 32 млн. тенге – это показатель совсем не «акул капитализма».

Так, ряд казахстанских экономистов, в частности, Төлеген Аскаров, Жарас Ахметов, Саян Комбаров, Рахим Ошақбаев, Расул Рысмамбетов, кандидат экономических наук Меруерт Махмутова, кандидат экономических наук Мухтар Тайжан, предприниматель Асет Наурызбаев выступили с обращением против снижения пороговой ставки по НДС.

«В целом, по оценкам Министерства национальной экономики РК, ожидается, что плательщиками НДС в 2018 году станут 8 510 субъектов, в 2019 году — 6 006 субъектов, в 2020 году — 19 154 субъекта. Таким образом, более 33 тыс. субъектов МСБ получат дополнительный налоговый пресс и станут плательщиками НДС! Дополнительные налоговые платежи по НДС за 2018-2020 годы составят 167 млрд. тенге» — пишут экономисты.

«Для сравнения, в рамках республиканского бюджета на 2017-2019 годы Банк развития Казахстана получит кредиты на аналогичную сумму: 80 млрд. тенге в 2017 году и 87 млрд. тенге в 2018 году. Таким образом, по сути, 33 тыс. субъектов МСБ профинансируют БРК, который кредитует исключительно крупные проекты. Следует, что доходы от МСБ будут перераспределены в пользу «высокоэффективных» крупных компаний» — приводят авторы обращения свои расчёты.

Несостоятельным считают экономисты и аргумент властей о том, что постановка на учёт по НДС, якобы, выведет бизнес из тени. Как выход, более крупные фирмы начнут дробиться на мелкие, чтобы уйти от уплаты НДС.

Разбивают экономисты и ещё один аргумент правительства – о том, что у нас один из самых высоких порогов по НДС. Так, после снижения порогового значения до 15000 МРП, В Казахстане он окажется в 1,5 раза ниже, чем в России. Экономисты делают вывод, что вся политика правительства сводится только к повышению налоговой нагрузки, и увеличению бюджетных расходов.

Как же мы ещё существуем при такой налоговой нагрузке?

Напомним, что в 2017 году работодатели должны начать перечислять дополнительные 5% пенсионных отчислений. Эта сумма не будет вычтена из зарплаты работника, она начисляется дополнительно. Это колоссальная дополнительная нагрузка. Возьмём самый скромный фонд зарплаты маленькой фирмы. Допустим, руководитель получает 100000, бухгалтер – 80000, три сотрудника – по 75, 60 и 50 тысяч. Итого: 365 тысяч фонд зарплаты. С этой суммы работодатель должен заплатить 11% социальный налог – это 40150 тенге, 5% социальные отчисления – 18250 тенге, итого 58400, такие соцотчисления производятся в этом году. В следующем к ним добавляется ещё 5% отчислений в пенсионный фонд – это 18250 тенге, итого 76650 тенге. Но и это ещё не всё. С 1 июля 2017 года нужно отчислять 2% в фонд медицинского страхования, это 7300 тенге, итого 83950 тенге! Микроскопическая фирма с пятью сотрудниками и весьма скромной зарплатой отчисляет на социальные нужды почти 84 тысячи тенге в месяц! Это без учёта 10% пенсионных отчислений с работника, и 10% подоходного налога. А ведь есть ещё и обязательное страхование работников от несчастных случаев! Дополнительная налоговая нагрузка в следующем году на такую фирму составит 25500 тенге в месяц, всего за год 306600 тенге! Получается почти месячный фонд зарплаты! И где найти эти деньги?!

Наверняка многие пойдут по уже известному пути – просто перенесут эти расходы в зарплату наёмных работников. В результате зарплату придётся снижать как минимум на 7%. Тогда налоговые отчисления останутся на прежнем уровне, а работники станут получать на руки меньше. Так же произошло, когда государство переложило обязанность по выплате экологического пособия пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на предпринимателей. Да, формально пособие якобы выплачивается. Но оно «сидит» в зарплате. Её не повысили на сумму пособия, а просто включили в общий размер зарплаты, вот и всё. В результате в выигрыше будет государство, получающее дополнительные налоги и отчисления, а в проигрыше останется работник!

Вообще интересная получается картина. Любой бизнес, малый, средний, крупный, все предприятия выплачивают колоссальные средства на социальные программы, как минимум, 16% от фонда зарплаты. Теперь ещё будут обеспечивать будущую пенсию, отдавая ещё 5%, и медицинское обслуживание, наращивая отчисления от 2% с 2017 года до 5% в 2020 году. Получается, что народ финансирует не только огромную армию чиновников, но и все социальные программы, и будущую пенсию. А зачем тогда такая орава чиновников?!



Декларирование откладывается

Ещё одна важная новость. Декларирование доходов всех госслужащих, работников государственных учреждений и государственных предприятий перенесли на 2020 год. Напомним, что ранее, в 2015 году было решено, что с 2017 года будет введено всеобщее декларирование доходов населения. Затем сроки сдачи деклараций для населения перенесли до 2020 года, а государевы люди должны были отчитываться о доходах, начиная с 2017 года. Однако, и для них этот срок отодвинули на 2020 год.

Министерство финансов объясняет это неготовностью технической базы. Якобы сервер Департамента госдоходов и так даёт сбои из-за большого объёма информации, а сельские почтовые отделения не готовы принимать декларации в бумажном виде. Если бы было введено всеобщее декларирование, то отчёт о доходах пришлось бы сдавать не менее чем 8 млн. человек. Не готовы пока контролёры государственных доходов и к наплыву деклараций от всех работников государственного сектора. Сейчас декларации сдают все госслужащие, сотрудники правоохранительных органов, судьи, депутаты. Если же сюда добавятся госучреждения, гос-предприятия и национальные компании, то эта армия составляет 1,8 млн. человек. Поэтому начало декларирования для всего госсектора перенесли на 2020 год. О сроках всеобщего декларирования пока ничего не говорится.

Интересно, что эта новость появилась в одно время с сообщениями о том шоке, который испытали жители Украины, когда познакомились с декларациями своих министров, депутатов и прочих руководителей. Такие декларации впервые были обнародованы в открытом доступе, таково требование Европейского Союза. Так вот, оказалось, что совокупное богатство украинской верхушки равно или даже больше годового бюджета страны!

У нас декларирование доходов всех сотрудников государственного сектора не предполагает их обнародование. А зря. И это совсем не привычка заглядывать в чужой карман, в чем «элита» может упрекнуть «быдло». Поскольку госслужащие живут за счёт бюджета, т.е. народных денег, то, не грех бы отчитаться перед «народом – работодателем». Если народ нанимает управленцев и платит им зарплату, то, и вправе спросить о доходах и расходах.

Помнится, как-то партия «Нур Отан» громко заявила об акции «Начни с себя!». Предполагалось, что партийцы, прежде всего, высокопоставленные, добровольно публично обнародуют данные о своих доходах и имуществе. Да, в областной газете «Рудный Алтай» мелким шрифтом публиковались такие данные. В акции поучаствовало с десяток чиновников. Самый высокопоставленный из них – бывший тогда акимом Усть-Каменогорска Темирбек Касымжанов, заявивший о зарплате в 360 тыс. тенге. Потом акция как-то заглохла. Кстати, недавно, также на добровольной основе первым и единственным из акимов области о своей зарплате публично заявил аким Актюбинской области Бердыбек Сапарбаев, он назвал сумму в 869 тыс. тенге.

Наверное, причина переноса декларирования доходов населения кроется и в так и не отступающем экономическом кризисе. Тут и так народу несладко живётся, а ещё декларирование доходов. Какие тут доходы, если люди ухитряются жить на зарплату в 30-40 тыс. тенге, а то и вовсе на 20 тысяч?! В этом случае правительство, видимо, решило лишний раз народ не раздражать. И правильно сделало.



Удар кассовыми аппаратами

Итак, декларирование отменили. В том числе и в связи с технической неготовностью органов госдоходов принимать в электронном и бумажном виде такой объём информации. А вот постановление о необходимости установки кассовых аппаратов с функцией он-лайн передачи данных никто отменять не собирается. О том, каким бременем ляжет на бизнес ещё и покупка таких кассовых аппаратов, мы уже писали в нашей газете («Больше налога – меньше кислорода», №12, 16 июня 2016 г.). И если в этом году под обязанность иметь кассовые аппараты с выходом в Интернет подпадали только определённые виды бизнеса, то в следующем «обязаловка» будет уже практически для всех.

— У меня 20 торговых точек, — делится предприниматель Сергей М. – Сейчас я должен найти более 1,5 млн. тенге для покупки кассовых аппаратов с он-лайн передачей данных. Где взять сразу столько денег – ума не приложу. А ведь кроме покупки аппаратов затем ежемесячно придется платить Казактелекому за подключение. Летом они называли тариф в 1500 тенге за месяц, а теперь уже сумма доходит до трёх тысяч. Вот и получается ещё тысяч 60 за Интернет. Весёлая арифметика выходит, не правда ли?

Кстати, и для тех, у кого вообще нет Интернета, допустим, в отдалённых сёлах или аулах, тоже спокойная жизнь совсем не обеспечена. Им нужно брать справку в Казактелекоме о том, что технической возможности подключиться к всемирной сети нет. Вся беда в том, что срок действия этой справки – всего месяц. Значит, им нужно либо ездить каждый месяц хотя бы в райцентр, или в населённый пункт, где имеется филиал «Казактелекома», и брать такую справку, или обращаться письменно, и получать справку по почте.

— В России тоже вводят такие кассовые аппараты, — говорит Сергей М. – Но там затраты на их покупку засчитываются в счёт уплаты налогов. Т.е., если бы такой порядок был и у нас, то мне бы засчитали уплату налогов на сумму в 1, 5 млн.

Вполне очевидно, кому очень выгодно такое нововведение. Прежде всего, фирмам, продающим такие кассовые аппараты, и их обслуживающим. Ну, и, конечно, «Казактелекому» — сколько дополнительных абонентов получит национальная компания! Для всех остальных, кроме крупного бизнеса, это тяжкий удар, после которого долго придётся приходить в себя. А возвращать эти затраты придётся традиционным способом – повышением цен.

Выпей, закуси и покури

И, наконец, ещё одна новость из разряда налогов и сборов. Установлены новые ставки акцизов на 2017 год с поэтапным повышением в 2018 и 2019 годах, на алкогольную продукцию за 1 литр в 2017 году – 2 000 тенге, 2018 году – 2 275 тенге и 2019 году – 2 550 тенге. Действующая ставка – 1380 тенге за литр. Предположительная розничная цена возрастет с 690 тенге до 780 тенге за 0,5 литра водки. Таким образом, наши производители алкоголя смогут выйти на рынки России и Беларуси, куда им путь был закрыт из-за низкой цены. Причем, о повышении акцизов просили сами производители алкогольной продукции, именно для того, чтобы получить доступ в Россию и Беларусь, где алкоголь стоит значительно дороже. Что касается акцизов на пиво и пивные напитки за 1 литр, они увеличатся до 39, 48 и 57 тенге соответственно. Действующая ставка – 26 тенге за литр не менялась с 2000 года.

Акцизы на табачные изделия за 1000 штук планируется увеличить в период 2017-2019 годов с 6200 до 8700 тенге. В итоге, предположительная розничная цена возрастет с 240 тенге до 300 тенге за 1 пачку сигарет.

Впрочем, жителям Усть-Каменогорска и окрестностей печалиться не стоит. Мы всегда найдём, что выпить, и по сходной цене. У нас ведь есть улица Колхозная. А там тебе и спирт, и водка, и, с недавних пор, коньяк, по очень демократичным ценам, и без всяких акцизов. С повышением стоимости легального алкоголя, поток покупателей на Колхозную только возрастёт. И никакой департамент госдоходов там не указ. Это свободная экономическая зона на территории областного центра. Ни налогов, ни акцизов, ни кассовых аппаратов, тем более, с выходом в Интернет, вообще ничего. Наливай, да пей! Кстати, перед Новым годом нужно обязательно съездить за «Колхозкой». От такой жизни только и остаётся, что выпить, да закусить.

Денис Данилевский