Под сенью Храма книги

Газета "Flash!"

Мы продолжаем серию очерков, посвящённых 25-летию Независимости Казахстана, и знакомим читателей с теми новыми явлениями, которые пришли в нашу жизнь за последние четверть века. Несмотря на критичное отношение к действительности со стороны части населения, нельзя представить нынешнюю эпоху только в «сером» цвете. У нас есть реальные положительные достижения и прорывы, которыми действительно можно гордиться и брать за пример для развития разных сфер нашей жизни, будь то экономика, образование, досуг и т.д.

А вот и яркий пример — работа областной библиотеки имени А.С. Пушкина. Примечательно, что все эти 25 лет библиотекой руководит Кабиба Акжигитова – настоящий подвижник и профессионал своего дела, которая до последних тонкостей знает о работе библиотеки абсолютно всё. К ней мы и обратились с просьбой познакомить с деятельностью старейшего в области культурно-образовательного, просветительского центра.



Библиотека, как мега-культурный центр

— Кабиба Мурзакановна, чем на сегодняшний день является библиотека? Как и прежде – чисто идеологическим, просветительским учреждением? Или за прошедшие 25 лет функции библиотек изменились? Если так, то в какую сторону? Что библиотеки потеряли от прошлого, что приобрели нового? Вы досконально знаете библиотечное дело, знаете, как налажена работа библиотек, не только в Казахстане и области, но и много поездили по миру, можете сравнивать и делать выводы, так сказать, в мировом масштабе. Так каковы же тенденции в жизни библиотечного дела?

— Вы верно подметили, что в прошлом наши библиотеки, помимо просветительской функции, несли ещё и идеологию в читательские массы, можно сказать, занимались и воспитательными задачами. После 1991 года это направление в работе библиотек стало резко сходить на нет, и, по- моему, совершенно зря. С началом рыночной эпохи был сделан не совсем адекватный крен в сторону потребительской психологии, духовного мещанства, закоренелого индивидуализма, культуры удовольствий и примитивных зрелищ. Нас захлестнула волна импортного массового китча. А если учесть, что наше общество до этого десятилетиями жило и воспитывалось только на классических и во многом аскетических образах мировой и отечественной культуры и литературы, то резкий переход на стандарты массовой, не очень взыскательной культуры, особенно остро ударил по мировоззрению, поведенческой и ценностной культуре наших людей. К счастью, сегодня угар от потребительской масс- культуры стал стихать, но ещё многое предстоит сделать, чтобы поправить ситуацию на этом важном духовно-нравственном направлении.

Прежде, идеологизация культурных институтов – библиотек, театров, музеев доходила до абсурдности и пустого формализма. Этот урок мы прошли и так нельзя делать. Но обязательно нужно проводить идеологию, как краеугольную систему по становлению государственных, духовных и нравственных ценностей наших людей.

Вот пример из зарубежья. Была я в этом году на международной конференции библиотекарей, которая проходила в США, штат Огайо. При посещении в Колумбусе городской библиотеки, обратила внимание, что в ней работает центр по оказанию социальной помощи иммигрантам, приезжающим в США. При библиотеке есть курсы английского языка, бюро по трудоустройству, риэлторская контора и т.д., то есть всё, что необходимо переселенцу на первых порах. Тут же он знакомится с историей Штата, его культурой, достижениями. Таким образом, осуществляется комбинированный способ по ассимиляции иммигрантов, представлению им американских ценностей, как материальных, так и духовных. В этом случае, американские библиотеки, включая в свою работу отдельные услуги из деятельности других государственных сфер и внутренней политики (социальной защиты, например), работают на опережение и в более комфортном для человека режиме формируют его взгляд на американский образ жизни и ценности. Это, по сути, и есть идеологическая работа.

Другой стороной идеологии считается воспитание человека-гражданина, человека-патриота своей родины и края. Для этого нужна длительная скрупулёзная работа, начиная с самого раннего возраста. И опять же, мы, библиотеки, с нашими возможностями по предоставлению информационных и образовательных услуг, должны настойчиво вести человека по ступенькам формирования его мировоззрения, предлагая ему только позитивные направления в его познании жизни.

Когда библиотекам удастся выйти на оптимальный баланс, учитывающий в необходимой и результативной мере все направления деятельности – информационно-образовательную, идеологическую и культурно-досуговую, можно говорить об успешности библиотечного дела в нашей стране. Мы к этому стремимся, и многое делаем для этого.

Начнём с того, что для развития досуговых площадок нам потребовалось немалое пространство. Чтобы решить эту проблему, мы реорганизовали работу наших сотрудников, за счет чего высвободились помещения, которые раньше были рабочими кабинетами. Сегодня на этих площадях мы организовали новые тематические залы для читателей. А работа библиотекарей происходит в открытом для взора посетителей режиме.

Также мы позаботились о людях-инвалидах и других маломобильных группах населения. Как вы видите, библиотека теперь является безбарьерным учреждением для людей с ограниченными возможностями. Нет порогов, установлен лифт для колясочников, открыт Зал специализированных услуг, где для слабовидящих есть читающая машина, электронный видеоувеличитель.

Особой заботой окружены дети и молодёжь. Для совсем юных читателей работает Детский сектор, где наши сотрудники могут занять детей не только чтением, но и устроить для них различные игры. Это очень удобно молодым родителям, которые посещают библиотеку.

Для подростков и юношества в библиотеке есть различные тематические залы, где можно изучать английский, немецкий, французский языки в игровой форме, осваивать компьютерное программирование, смотреть фильмы, слушать музыку и т.д. Мы проводим творческие встречи и мероприятия по самой разнообразной тематике, от научно-образовательной до развлекательной.

Следующая группа населения – ветераны труда, также не остались в стороне. Для них в библиотеке организованы кружки вязания, ткачества, плетения и т.д. Есть клуб «В кругу друзей», где люди золотого возраста реализуют свои творческие способности. В «IT- Юрте» ветераны труда активно осваивают компьютер. Кстати, в самом начале, в 2011 году, проект «IT- Юрта» был нацелен на электронную грамотность безработной молодежи, затем свой опыт мы копировали в сельских библиотеках. Результаты этого проекта мы представили в этом году в США на конкурсе Всемирного конгресса библиотекарей и получили номинацию «Лучший стендовый доклад»!

Об этом проекте рассказывает специалист Фариза Магзумова:

— Мы помогаем населению приобрести компьютерную грамотность, к нам может прийти любой желающий, независимо от возраста и социального положения. В последнее время стали чаще обращаться люди пожилого возраста. Мы помогаем людям научиться выполнять на компьютере самые простые, но, в то же время, очень важные для них действия. Например, что нужно пожилым людям от компьютера? Общаться по скайп со своими близкими и родными людьми, зачастую проживающими вдали от Усть-Каменогорска. Далее, нашим ветеранам нужна информация из органов соцзащиты, учреждений ЖКХ, поликлиник, аптек и т.д. Как наладить быструю и комфортную связь по всем этим вопросам с помощью компьютера — в этом суть нашего обучения. Работаем мы по удобному графику, 6 дней в неделю за исключением понедельника и последней пятницы месяца. Режим работы с 9 до 20 часов. За три года нашей работы успешно обучилось более 110 человек. Обучение проходит по группам в течение 2 недель. Не беда, если кто-то не успевает в срок освоить полностью компьютерную премудрость, они могут продолжить обучение в следующей новой группе до полного положительного результата.

— А какие платежи при этом несут желающие освоить просторы интернета?

— Абсолютно никаких, все услуги библиотеки бесплатные, нужно просто приобрести читательский билет, оформление которого стоит 300 тенге. Билет бессрочный и необходим, чтобы получать любые услуги библиотеки. Единственное наше условие, люди должны приходить со своим ПК. Параметры компьютеров бывают разными и может случиться так, что человек научился работать на библиотечном компьютере, а дома за своим компьютером ему трудно приходится. Чтобы избежать этого мы просим приходить со своим компьютером, ведь нам важно научить людей обращаться именно со своей техникой, а не с библиотечной.

Идем дальше. Кабиба Мурзакановна продолжает знакомить с возможностями библиотеки. Чередой проходят конференц-залы, секции для рукоделия, игры в шахматы и даже настоящий спортивный кабинет с современными массажными креслами и тренажёрами. Да в библиотеке можно к Олимпиаде готовиться! При этом без отрыва от семьи, или учёбы! Вот это сервис!

Особую гордость библиотеки составляют языковые клубы, которые нацелены развивать разговорный иностранный язык. Все они проводятся бесплатно. Среди них следует отдельно выделить грантовый проект «Аксесс скул», который осуществляется в поддержку детей из многодетных семей, сирот и т.д., которые хотят изучать английский язык, но не имеют возможности оплачивать такие курсы. Обучение длится два года, привлекаются лучшие учителя английского языка, труд которых оплачивает грантодатель – посольство США.

— А что же соседи? Россия, Китай?

— Китай осваивает юг нашей страны, там он налаживает своё культурное продвижение. Что касается России, то при поддержке МФГС и Российской государственной библиотеки к 120-летнему юбилею нашей библиотеки мы получили серию книг….

Мы, конечно, укрепляем контакты с российскими коллегами, выстраиваем сотрудничество. Особенно тесные связи с Ленинградской областной детской библиотекой, с которой у нас партнерский проект «Россия-Казахстан. Открытое чтение. Без границ». Проект длится уже два года и за это время мы получили в дар коллекции детских книг на 1,2 млн. тенге. Кроме того, в нашем городе и в пос.Глубокое состоялась встреча с Сергеем Махотиным – детским писателем из Санкт-Петербурга. Осенью этого года к нам приезжала координатор проекта, главный библиотекарь Ленинградской библиотеки Людмила Степанова. Она провела Творческие мастерские для сотрудников школьных и публичных библиотек, которые состоялись в нашей библиотеке, в г.Шемонаиха, с. Бородулиха, пос. Глубокое. Также мы организуем онлайн встречи с российскими детскими писателями.

— А как наше собственное правительство печётся о вас, библиотекарях?

— В последнее десятилетие грех жаловаться на невнимание к нам. Зарплата всё же поднялась, может, и не на желаемый для нас уровень. Есть, конечно, вопросы по тарификации библиотек, по рабочим ставкам, по помещениям и т.д. Но это всё узкие производственные вопросы, которые есть всегда и которые, наверное, будут не столь интересны читателям. А в целом ситуация меняется к лучшему. Например, в этом году на обновление книжного фонда нашей библиотеке было выделено более 25 миллионов тенге. Мы надеемся, что и на будущий 2017 год будут средства, чтобы приобрести новые книги. Всего в области у нас 319 массовых библиотек, не считая библиотек других ведомств, и все нуждаются в финансировании. А по всей республике счёт выделенных средств пойдёт на миллиарды. Так что забота видна. Недаром, многие иностранцы, впервые посещающие нашу библиотеку, сравнивая её со своими, в большинстве случаев отдают предпочтение именно нам. И это я говорю без хвастовства, уверяю Вас. Мне довелось посетить множество библиотек по всему миру, и, честно говоря, такого как у нас достойного уровня библиотек регионального значения видела не много.



Ближайшие планы

— Вернёмся к началу нашего разговора-экскурсии. Говоря о строгом соблюдении баланса между идеологической, культурно-образовательной и досуговой составляющей работы библиотеки, у Вас нет ощущения, что всё же процесс по созданию такого баланса смещён в сторону модного ныне развлекательного направления – игры, тренажёры, за которыми можно и не заметить присутствие наследия Абая, Шекспира и самого Александра Сергеевича?

— Думаю, что нет. Видите ли, процесс выздоровления нашей культуры нельзя прокладывать через принудительную систему. Нам нужно всё же ориентироваться на современные запросы населения, создать для них привлекательность и для начала побудить их прийти к нам. А уже затем подключать те методы и формы по мотивации их к качественному чтению и более сложным, требующим усилий и времени занятиям, которые помогут им быть развитыми, успешными, интересными и востребованными людьми, как в быту, так и в коллективе.

— Нужно признать, что уже проведённая работа впечатляет, и даже очень. Складывается впечатление, что всё возможное для привлечения граждан уже создано, ну, может быть, ещё бы баньку при библиотеке открыть, так вообще на легендарные римские термы замахнуться можно, в которых, как мы помним, не только мылись, но и получали образование и культурно развивались?

— (смеется) Почему бы и нет. Вот только здание библиотеки уже тесновато для нас. Это я к вопросу, что пора бы после строительства здания областного театра замахнуться на новое просторное помещение для нашей областной библиотеки.

Если серьёзно, то мечта о новом здании давно обуревает нами. На сегодняшний момент нам становится почти невозможно развиваться дальше. Нужно учитывать, что мы осмотрели в основном только читальные и досуговые залы, а ведь есть еще более 300 тысяч томов литературы, размещены в нижнем хранилище! И книжные фонды постоянно увеличиваются.

— Но даже в этих стеснённых условиях вы продолжаете открывать что-то новое. Какими новыми открытиями в ближайшее время вы можете порадовать наших земляков?

— Уже совсем скоро, 1 декабря, на праздник в честь первого Президента нашей страны, у нас открывается Читальный зал Библиотеки Первого Президента РК. Деятельность зала будет направлена на освещение идей и инициатив Главы государства Н.А. Назарбаева, и, в первую очередь, в целях воспитания молодых восточно-казахстанцев в духе государственных ценностей, гражданской ответственности и патриотизма.

Таким образом, читальный зал станет региональной платформой, связующей людей разных возрастных и профессиональных групп с библиотекой Первого Президента. Здесь будут организованы информационные семинары, встречи, дискуссии и другие мероприятия. Читальный зал, по нашей задумке, должен содействовать формированию политической культуры подрастающего поколения, его социальных навыков, способствовать подготовке молодёжного кадрового резерва. Спонсорскую помощь проекту оказало ТОО «Казцинк», благодаря чему посетители читального зала будут использовать современное техническое оборудование. А помощь ТОО «Ореол ЛТД» позволила приобрести в новый Читальный зал государственную символику.

— Вот мы и вернулись к идеологии, что, в принципе верно, ибо без этой базы любое дело утонет в бессмысленном потреблении и развлечении, пока ещё есть ресурсы.

Хочется поблагодарить Вас за столь подробную и интересную информацию о деятельности библиотеки и её сотрудниках. Они делают очень важное и полезное дело – помогают формировать личность человека на основе всего многообразия информации, которой они владеют.

— Хотелось бы пожелать читателям Вашей газеты почаще бывать у нас, приводить к нам свои семьи, детей. Мы с удовольствием окажем всем максимум внимания и поддержки в любом их интересе.



Читать всегда,

читать везде!

Хотелось бы добавить к беседе несколько штрихов, не вошедших в интервью.

Во — первых, нужно отметить, что библиотеки, несмотря на их неоценимую заслугу в деле развития образования и общей культуры, всё же не являются главным институтом по созданию в обществе атмосферы тяги к знаниям, культуре, развитию человека. Они играют хоть и важную, но, всё-же вспомогательную функцию в таком деле. И решить проблемы с созданием высокообразованного и культурно развитого общества, в одиночку не способны. Они только усиливают эффект результативной работы со стороны семьи, школы, ВУЗа, предприятия, коллектива. Там проходит подлинный процесс формирования личности, её потребностей, ценностей, пожеланий к будущему.

Отсюда вывод – можно хоть какие залы открывать в библиотеках, хоть чем заманивать людей в них. Но если другие, важнейшие институты формирования человека – семья, образование, производство, будут работать вхолостую, не принуждая человека к созидательному труду, к пониманию того, что под жизненной успешностью скрывается не просиживание за компьютерными играми, не бесконечный просмотр мыльных телефильмов и мечтания о киношной действительности, а только труд, то ничего не сдвинется. Труд во всём – в освоении новых технологий, дополнительных знаний, в приобщении к сокровищнице мировых культурных достижений. Только познав многое из этой великой сокровищницы, можно надеяться на собственную конкурентоспособность в этом очень жёстком мире и быть в чём- то успешным.

К знаниям не только пряниками нужно заманивать, но иногда и кнут применять. У нас же пока ещё слишком мягко на это смотрят. Всё больше по принципу – чем бы дитя ни тешилось. А отсюда те явления, которые в будущем могут вообще поставить вопрос о нужности таких храмов знаний и культуры, как библиотеки.

Ведя нашу беседу о развитии областной библиотеки, каждый из участников держал в уме один сокрушающий факт, который в одиночку может обрушить все рассказы об успешности в работе библиотек – люди стали меньше читать. Намного меньше. В разы меньше. И никакими ссылками на замену привычного чтения на просмотр информации в интернете, в этом случае не отделаться. Это будет самооправданием, как и ссылки, типа: не мы одни такие. В Европах и Америках такой же коллапс.

Всем ясно, что интернет во всём объёме качества восприятия слова, не заменит никогда книгу, хоть сделай его звуковым, в формате 3D и тому подобное. Только собственное осмысление материала, а не навязываемое лёгкое во всех смыслах готовое мнение, которое услужливо предлагает компьютер, может работать и развивать человеческую мысль. Это мнение не ретрограда, а человека, переживающего за полноценное развитие своих внуков, у которых с младенчества воруется время на живое общение, собственные умозаключения, выводы. Поэтому нужно внимательно оценивать программу нашего образования и воспитания в тех структурах, которые прежде всего обязаны готовить сильное, образованное поколение молодёжи. За которую не было бы так стыдно, как иногда бывает на презентациях и встречах в той же библиотеке им. Пушкина. Вот несколько примеров из недавних мероприятий.

Встреча в библиотеке молодёжи города с олимпийской чемпионкой Ольгой Рыпаковой. Улыбки, цветы, рукоплескания, вопросы. Казалось, вот, перед тобой в метре расстояния живая легенда мирового спорта, вторую другую легенду её уровня уже можно никогда не увидеть в своей жизни. Для многих встречающих Ольгу это наверняка будет именно так. Нужно черпать из такого общения интересную и уникальную информацию: Что такое лёгкая атлетика? Что такое тройной прыжок? Как он отражается на физиологии человека? Нет ли каких- то противопоказаний для занятий этим видом спорта? О допинге в современном спорте. О реальных физических нагрузках. О психологических срывах спортсменов. И т.д. до бесконечности. Полезность от общения с чемпионкой должна быть для молодёжи вполне рациональной – а могу ли я такое достигнуть? В чём главный секрет её успехов?

Вместо этого от жизнерадостной молодёжи в основном следовали такие вопросы: «Какую современную музыку Вы слушаете? Кого из исполнителей предпочитаете? Что Вы кушаете? Пьёте ли Вы «кока-колу?», и тому подобное. Вопросов серьёзных практически не было.

Вот французское посольство в Казахстане проводило презентацию фильма о Первой мировой войне. Проводило ответственно, послали для презентации самого полковника армии – военного атташе, ранг немалый. В библиотеке полный зал молодежи. Французский полковник на неплохом русском языке рассказал в общих чертах о самой войне, об отношении к ней французов спустя столетие, о народном бедствии, вызванном той войной, и чудовищных людских потерях, которые понесла тогда Франция. О памяти народной. О том, что такое не должно повторится.

Дальше взволнованный полковник, дрожащим от нахлынувших на него эмоций голосом, предложил задавать ему вопросы. К этому моменту многие в зале уже давно «ушли в свои гаджеты». И даже не обратили внимание на предложение от полковника. Дальше практически немая затянувшаяся сцена. Зал с нашей молодёжью так и не смог задать ни одного вразумительного вопроса по той мировой войне, по причине своей полной исторической не образованности, и отсутствия даже врождённого от природы любопытства.

Глядя на такую публику, всегда с тревогой задумываешься – а стоит для них делать заказы на литературу в библиотеки? Нужна ли она им? Какая и в каком размере и жанре? Если они на любую газету смотрят как на абсолютную никчёмность. Не заслуживающую их «просвещённого интернетовского» внимания. И не понимающих, наверняка, полностью, что они уже сроднились с запахом духовных нечистот оттуда, из недр Всемирной Сети.

Всё же нужно признать – что стоит! Пройдет, не сам по себе, конечно, а с помощью таких подвижников и радетелей за истинное духовное богатство, людей во все времена, как скромные библиотекари, учителя, родители, и даже, возможно, государственных чиновников, эта пелена угара от безнадзорного интернета. Вот за это нужно бороться всем. Чтобы не оказаться отброшенными на века назад в своём развитии. И одними из первых и самых стойких бойцов в этом противостоянии нужно считать скромных трудяг из наших библиотек.

Публикацию подготовил

Сергей Михеев