Старики стали слишком дорогими

Газета "Flash!"

Итак, похоже, пока ветераны старше 70 лет ещё смогут ездить в автобусах по льготному тарифу в 40 тенге. После устрашающего объявления об отмене льготной цены с 4 ноября, с перевозчиками, видимо, провели «разъяснительную работу» в городском акимате. И городские власти объявили, что до общего повышения стоимости проезда ветераны смогут пользоваться этой льготой. Кроме 9 маршрутов, обслуживаемых ТОО «Voska».

В шумихе о повышении стоимости проезда до сих пор нет ответа на один вопрос, на который не было ответа и раньше: каковы доходы наших автобусных магнатов, владельцев бывших советских автопарков и новых фирм-перевозчиков. Для повышения тарифа они подают расчёт расходов, но никто не знает о доходах. По закону такие сведения перевозчики не обязаны подавать. Да, водители, кондукторы, механики и прочий персонал получают небольшую зарплату за тяжёлый труд, работают на износ, что особенно опасно для участников дорожного движения и тысяч пассажиров. Но почему они получают маленькую зарплату: потому что стоимость проезда не позволяет выделить больше средств на оплату их труда, или потому, что владельцы автопарков не хотят делиться? И приведёт ли очередное повышение тарифа за проезд к росту зарплаты персонала? Ведь предыдущее повышение с 60 тенге до 75 тенге ничего в положении рабочего класса, по сути, не изменило.

Недавно крупнейший автоперевозчик Алматы заявил, что для безубыточной работы требуется повысить тариф на одну поездку до 330 тенге! В Усть-Каменогорске называли цифру поскромнее – 200 тенге. Интересно, что разговоры об убыточности в южной столице пошли после того, как муниципальный автопарк был отдан по договору государственно-частного партнёрства в управление частной фирме. А водители нескольких маршрутов этого парка, ставшего практически частным, устроили двухдневную забастовку из-за низкой зарплаты. Необходимо отметить, что после прихода в общественный автобусный транспорт Алматы частной фирмы на многих маршрутах отменили систему безналичного расчёта «Онай», снова ввели кондукторов, и цифры пассажиропотока резко снизились.

Ещё несколько цифр из республиканской печати. В 2012 году специалистами НИИ транспорта и коммуникаций проведено изучение пассажиропотока в г. Тараз. Выяснилось, что при 340-тысячном населении в среднем совершается 219 тысяч поездок в день. В 2015 году в Павлодаре при таком же населении насчитали 212 тысяч поездок, потому что этот город компактнее Тараза. Почему бы такое исследование не провести в Усть-Каменогорске? Население у нас практически такое же, если брать в расчёт и тех, кто проживает без регистрации. Можно, методом сравнения, хотя бы приблизительно посчитать дневную выручку наших перевозчиков. Если даже взять 200 тысяч поездок в день, при стоимости 75 тенге, то получается 15 млн. в день. Отнимем учеников, для них тариф 40 тенге, ветеранов, и небольшое количество льготников, можно предположить цифру в 10 млн. тенге в день, в месяц приблизительно выходит 300 млн. Летом, наверное, поменьше – люди в отпусках, на дачах, на каникулах. Цифра, вроде бы и большая, но и расходы немалые. Хватает ли такой выручки для нормальной работы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужна открытость при обсуждении вопроса о стоимости проезда. И полный экономический расклад. Но такого, видимо, горожане не дождутся.

В чём правы перевозчики, так это в предоставлении дотации. Перевозка пассажиров – это социально важное дело, и дотации из бюджета, вроде бы, положены. Конечно, не такие, как в Советском Союзе, когда пассажир платил за проезд в автобусе и в метро 5 копеек, а в трамваях и троллейбусах – 3 копейки на всей территории страны. Но какой-то размер дотаций должен быть. А дотаций нет. Этот вопрос нужно решать. Ведь находятся средства в бюджете на гораздо менее важные дела. Хорошо было бы решить вопрос о поставках горючего для автобусов по сниженной цене.

Что касается стариков, то им поклониться в ноги нужно, а не стараться сэкономить на этих копейках. Причём, это касается не только перевозчиков, но и в целом государства. Разве в достойной степени обеспечена у нас в стране старость? Да и не только у нас. В соседней России объявили о великой милости – выплатить вместо индексации пенсии всем пенсионерам по 5 тыс. рублей. Причём, объявили об этом перед выборами, а выплату народ получит только в следующем году. Так сколько шума было! Как будто каждому старику по квартире выдали!

Люди старше 70 лет – это ветераны от 1946 года и старше. Это военное и послевоенное поколение, перенесшее и сражения Великой Отечественной, и труд в тылу, и голод, и холод, и восстановление разрушенной фашистами страны. Эти люди построили наш город, те улицы, по которым сейчас ездят автобусы, те автопарки, которые достались кому-то по неизвестной, и, скорее всего, символической цене. В конце концов, это наши родители, дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки. И каждый из нас, если даст Бог, доживёт, станет таким же стариком…

А у нас в обществе такое впечатление, что старики только тяготят. Их, мол, слишком много, и возни с ними много – пенсии платить, лечить, лекарства выдавать, возить в общественном транспорте… Говорят, что в Японии в средние века стариков их дети уносили в горы и оставляли там умирать. Похоже, и у нас скоро приживётся такой обычай.



Денис Данилевский