Знаки препятствия

Газета "Flash!"

Когда в 30-е годы прошлого столетия в Советском Союзе создавалось подразделение милиции, которое стало заниматься вопросами дорожного движения, его назвали «Отдел регулирования уличного движения», или ОРУД. И название это верно выражало суть работы – именно регулировать постепенно растущий транспортный поток, прежде всего, в городах.

Позднее это подразделение переименовали в ГАИ – государственную автомобильную инспекцию. А уже после развала Союза в независимом Казахстане возникла дорожная полиция. Само слово «полиция» уже подразумевает карательную функцию. И дорожная полиция действительно занимается только тем, что карает нарушителей правил дорожного движения. Такое впечатление, что полицейские видят в водителях врагов, которых нужно выследить, поймать, и наказать. И даже если нарушения не было, его можно придумать. Ведь каждое нарушение – это штраф, а размеры штрафов сейчас немалые, самый минимальный выше 10000 тенге. Штраф – это пополнение бюджета. Впрочем, судя даже по имеющимся фактам разоблачения полицейских, которые предлагали незадачливым водителям решить ситуацию на месте, или, как сейчас принято говорить, «развести», то нередко полиция пополняет совсем не государственный бюджет, а свой личный.

Эпоха смартфонов и видеорегистраторов позволила сделать некоторых дорожных полицейских Казахстана знаменитыми. На весь мир прославился полицейский, который утверждал, что у автомобиля не включен ближний свет, хотя фары были включены, и на видеозаписи это прекрасно видно. Ещё один стал знаменитым, поскольку хотел наказать водителя за то, что не была пристёгнутой ремнём безопасности собака, сидевшая на заднем сиденье.

Местные жолполовцы также прославились. Я сам был свидетелем того, как водителя остановили за то, что он … медленно тронулся на перекрёстке после сигнала регулировщика. А в чём нарушение, ведь поехал водитель правильно, так как регулировщик и предписывал. Дескать, создал препятствие для других. Как можно создать препятствие за несколько секунд?! И никто не выражал возмущение, не сигналил. Полчаса водителю пришлось доказывать, что никакого нарушения не было, и нигде в правилах нет чётко определённого понятия, что такое «медленно» или «быстро» тронуться. И вообще человек – не автомат, чтобы начинать двигаться с нажатия кнопки. Даже на разрешающий сигнал светофора не стоит ехать сломя голову, нужно осмотреться, потому что другие машины ещё могут продолжать движение. Что удивительно – тогда всё-таки удалось доказать свою правоту. Редкий случай. Но скольких нервов это стоило водителю!

Недавно прогремела история, случившаяся на ул. Ворошилова, возле городского налогового комитета. Водитель, объезжая яму, выехал на встречный трамвайный путь. Через несколько метров его уже ждали наши милые жолполовцы. И налетели на водилу – грубое нарушение, выезд на встречную полосу! А это грозит лишением прав, как минимум, на год. Водитель пытался объяснить, что он объезжал препятствие, яму, и выбор у него был невелик, или машину гробить, или выехать на трамвайный путь. И ни для кого никакой опасности он не представлял. Но бесполезно. Дело передали в суд, и судья поддержал жолполовцев. Прав водитель лишился. А для него это хлеб, он зарабатывал на жизнь, перевозя различные грузы. В суде жолполовцы привели в качестве аргумента даже размер этой злополучной ямы, дескать, она не является такой глубокой, чтобы представлять угрозу для автомобиля, и нужно было ехать именно через яму!

Редактор Агентства правовой информации и журналистских расследований «Витязь» Алексей Божков, занимавшийся этим делом, задал полицейским резонный вопрос: для вас что важнее – стоять и ловить якобы «нарушителей», объезжающих яму, или потребовать от городских властей отремонтировать дорогу?!

Алексей Николаевич давно знает, как работают в Усть-Каменогорске дорожная полиция и отдел ЖКХ городского акимата по обеспечению безопасности движения. Именно Алексей Божков подавал иск в суд, чтобы обязать отдел ЖКХ установить знак «Движение по полосам» на кольцевом движении по площади Ушанова, а также выкорчевать кусты, закрывающие знак «Пешеходный переход» на ул. Грузинской, и спилить дерево, угрожающее падением на проезжую часть улицы Ворошилова. Ему пришлось пройти многомесячную эпопею, чтобы суд, в конце концов, встал на его сторону и обязал отдел ЖКХ провести все эти работы. А ведь городской суд первоначально отказал Божкову в удовлетворении иска! На том основании, что, дескать, он не является пострадавшей стороной! Вот если бы Божков попал в ДТП из-за отсутствия знака на площади Ушанова, или сбил пешехода из-за плохой видимости пешеходного перехода, или на его автомобиль упало бы дерево на ул. Ворошилова, тогда он мог бы обращаться в суд. Но, в конце концов, Алексей Николаевич заставил и знаки установить, и дерево с кустами спилить. А почему этим занимался простой житель города, а не дорожная полиция?! Ведь они запплату получают, а за что? Только за то, чтобы штрафы собирать?!

Смех сквозь слёзы, или, наоборот, слёзы сквозь смех вызвали жолполовцы в недавний снегопад, начавшийся 9 ноября. К вечеру, когда обильный снег продолжал засыпать все дороги, а видимость резко ухудшилась из-за темноты, они, вместо того, чтобы помогать организации движения в такую непогоду, вышли на охоту. Так, одного из водителей поймали за то, что он якобы пересёк двойную сплошную разделительную линию.

— А где же линия, — удивился водитель. – Здесь только снег, всё засыпано.

— Нужно знать, что в этом месте проходит двойная сплошная, — были непреклонны полицейские.

По их логике получается, что зимой, когда дороги занесены, нужно помнить наизусть всю разметку на улицах города! Тогда может быть, вообще разметку не наносить? Один раз нанести, а потом не восстанавливать, пусть водители помнят, что в этом месте когда-то была вот такая разметка. И деньги можно не тратить на обновление разметки!

В такой же ситуации оказываются водители и на ул. Мызы в районе оптовок (на фото вверху). Так, в редакцию обратился водитель Сергей М.

— Из-за того, что вся правая полоса на ул. Мызы занята припаркованными автомобилями, и так продолжается до 15-00, пока не разъедутся посетители оптовки, ехать приходится только по одной левой полосе. И то впритирку, крупногабаритные машины так выпирают, что занимают ещё и часть левой полосы. Да ещё и яма на яме. Вот так и мне пришлось объезжать одну из ям. Естественно, я чуть-чуть вильнул. А возле трамвайного парка меня уже остановили – якобы выехал на встречную полосу. А там разметки вообще нет! Спрашиваю, вы как определили, что я на встречную выехал, без разметки? Говорят, на снимке с камеры провели мысленно линию! В этот раз мне удалось отстоять свою позицию. Я сказал: принимайте меры, чтобы нанесли разметку, отремонтировали дорогу (кстати, её ремонтировали в прошлом году, и снова ямы!), и чтобы расчистить правую полосу, движение должно быть по двум полосам. Но ведь завтра мне снова ехать по этой улице, и опять придётся доказывать, что я не виноват.

С этим же вопросом мы обратились в Департамент внутренних дел ВКО. Вот что нам ответил руководитель управления государственного языка и информации Бахытжан Торгаев:

«В адрес ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорск» было направлено письменное распоряжение о проведении ямочного ремонта на автомобильной дороге по улице Мызы и об установке дорожного знака «Остановка запрещена» на отрезке автодороги от конечной остановки трамвая до базара «Тала».

Ну и что от того, что направили распоряжение?! Ремонт так и не проведён, разметка не нанесена, знак не установлен. Как было столпотворение припаркованных машин, так и есть! Получается, что полицейские каким-то самоудовлетворением занимаются – напишут бумажку, и на этом всё. А будут выполняться их распоряжения, или на них просто наплюют – им до этого никакого дела нет. Куда проще водил ловить и выдумывать для них нарушения, чем заставить отдел ЖКХ выполнять собственные распоряжения.

Если же говорить об оптовках на ул. Мызы, то городским властям пора бы заняться состоянием этих рынков. Ведь как получили их нынешние владельцы в 90-х годах (мы, конечно, не знаем, в какую сумму обошлось им это великолепное приобретение, но можно предположить, что сумма эта была «смешной»), в таком состоянии они и остаются. Те же склады, та же грязь, те же убогие киоски, то же столпотворение людей и машин. И всё это длится годами! Почему бы не обязать владельцев оптовок провести реконструкцию территории и оборудовать вместительную парковку с бесплатным въездом? А то ведь берут деньги с торговцев за аренду каморок в холодных складах, берут деньги за въезд – а куда все эти немалые средства идут? Где развитие? Впрочем, это отдельная тема. Вернёмся к нашим полицейским, разметкам, знакам.

Иногда действительно диву даёшься – наши многочисленные управленцы как будто специально только тем и занимаются, что думают – как бы в очередной раз усложнить жизнь своему народу. И пример такой своей деятельности они показывают не только в каких-то глобальных вопросах, но и, вроде бы в мелочах. Но только «мелочи» эти на самом деле сильно отравляют и без того не очень сладкую жизнь народа.

Момент реконструкции главной транспортной артерии левобережья – проспекта Сатпаева, власти безнадёжно упустили, не сработали на опережение. Теперь выехать утром с левого берега Иртыша в центр города очень проблематично. Поток машин просто встает. В какой-то мере выручает Самарское шоссе, жители Куленовки, пос. Ульбинский едут по этой дороге. Да и с района КШТ частенько водители едут по Самарскому шоссе, пытаясь объехать пробку на Сатпаева. Но в последнее время этот манёвр не срабатывает. Вместо пробки на Сатпаева попадаешь в другую пробку – у светофора на перекрёстке Сатпаева – Жибек жолы. Всё дело в том, что раньше на Иртышский мост можно было поворачивать с двух полос из трехсуществоваших, а теперь только с одной – крайней правой, и полос стало всего две. Вот весь поток и стоит, ждёт своей очереди. Какому «умнику» пришло в голову изменить схему движения? И, самое главное – зачем?

И на этот вопрос в ДВД ВКО стандартный ответ. «В целях увеличения пропускной способности на участке автодороги по ул. Базовая перед пересечением пр. Сатпаева и ул. Жибек жолы в ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорск» было направлено письменное распоряжение о расширении дороги и о смене дорожного знака (с левой крайней полосы прямо и налево, со средней полосы – на право, с правой крайней полосы на право)».

Опять письменное распоряжение. И опять никакого результата. Как висел знак с одной стрелкой направо, так и висит. Как были пробки, так и есть, да ещё и гололёд усугубляет ситуацию. И зачем было сначала менять направления движения, а потом выдавать распоряжение, чтобы вернули прежний знак?! И кто теперь заставит отдел ЖКХ всё-таки повесить старый-новый знак? Опять Алексею Божкову в суд подавать? Но вот беда, по той дороге он редко ездит, живёт в другой части города. Или может быть, нам стоит уже поставить знак «Стоп!» подобной работе и полиции, и чиновников, живущих за счёт наших же с вами налогов? Ведь то, чем они занимаются (работой это назвать язык не поворачивается) – сплошные знаки препятствия для народа.



Денис Данилевский