Феноменальную популярность «Гарри Поттера» в США объяснить трудно. По признанию писательницы, она для нее загадка: «Настолько это британские книги… в них нет ни американских героев, ни американской обстановки»
С какой стати в рамках буржуазного уклада жизни вдруг начинают отменяться семейные ценности, которые для этого уклада являются определяющими? С какой стати начинают отменяться эти ценности, не подвергавшиеся ревизии на более ранних этапах существования человечества?
Налицо очевидное желание помешать семье воспроизводить то, что именуется «традиционной матрицей ценностей», ослабив воздействие родителей на ребенка. Как воздействовать на сознание ребенка с тем, чтобы в нем не формировались эти самые традиционные ценности? Раскручивая определенную детскую литературу. Такую, как «Гарри Поттер». Присмотримся и к этой книге и к тому, как ее раскручивали.
Первая книга английской писательницы Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» вышла в 1997 году. После чего появилось еще семь книг о мальчике-волшебнике Гарри Поттере.
Возникший в результате этого поттеризм отнюдь не сводится к тому, что экземпляры «Гарри Поттера» есть в каждой библиотеке, в каждом книжном магазине. Или к тому, что в соцсетях работает множество групп, так или иначе связанных с поттеровской темой. Или к тому, что уже снято восемь фильмов и до 2020 г. ожидается выпуск новых.
Он не сводится даже к обычной «суперхитовости», включающей в себя прибыльность торговой марки «Гарри Поттер», фантастическое обогащение ключевых фигур, формирующих поттеризм (автора, актеров, режиссеров, издателей и так далее).
Возникли видеоигры о Поттере, аттракционы о Поттере (с появлением которых наблюдался даже спад посещений «Диснейлендов»), тематические магазины, рестораны, магазины сувениров, игрушек. Перечисление можно было бы продолжить.
Мало ли было в разные эпохи сверхпопулярных произведений детской литературы, по мотивам которых снимались сверхпопулярные фильмы? Это никогда не порождало и десятой доли той индустрии, которая ныне возникла вокруг поттеризма.
Можно констатировать, что за последние без малого 20 лет была сформирована особая детская субкультура вокруг этого самого Гарри Поттера.
Проект «Гарри Поттер» очевидным образом имеет мировой масштаб. И это первая отмечаемая нами особенность. Никогда ранее книги (тем более детские) не продавались в таком количестве. За исключением Библии, которая издана совокупным тиражом в 8 млрд. экземпляров. Первые шесть книг в серии о Поттере были переведены на 64 языка и изданы тиражом в 325 млн. При этом надо учесть, что большая часть земного шара говорит всего на десяти языках (английский, русский, испанский, французский, немецкий, арабский, турецкий, китайский, японский, хинди).
Серия фильмов по произведениям Роулинг стала самой кассовой в истории кино. Рекордсменом по кассовым сборам остается первый фильм — около $1 млрд. Бренд «Гарри Поттер» (по данным журнала «Форбс»), оценивается в $15 млрд. А сама Джоан Роулинг стала единственной женщиной Великобритании в списке миллиардеров Forbes за 2007 год, заработав, по некоторым оценкам, более $1 млрд.
Для сравнения масштабов издания «Гарри Поттера» с другой литературой можно рассмотреть объемы книгопечатания в Советском Союзе. В СССР в 1988 году совокупный тираж художественных книг составил 1 150 500 000 штук при количестве наименований 10 400. В Российской Федерации в 2008 г. совокупный тираж составил уже 304 000 000 (при 31 434 наименованиях), то есть меньше, чем тираж книг о Поттере.
Что касается издания произведений отдельных писателей, то самым издаваемым в СССР за 1918–1982 годы был Л. Н. Толстой, совокупный тираж книг которого превысил 323 млн. экз., что, как мы видим, вполне сравнимо с тиражами «Гарри Поттера».
Возникает вопрос, благодаря чему в относительно короткий промежуток времени были побиты рекорды в книгопечатании и появились детские книги, по количеству страниц сопоставимые с томами «Войны и мира»? Которые вдруг стали читать дети, хотя их и тонкую книгу не часто заставишь читать?
Вряд ли такие транснациональные корпорации, как Time Warner Inc, чьим подразделением является Warner Bros. Entertainment, снимающая фильмы про Гарри Поттера, готовы работать себе в убыток. По рейтингу Forbes, Time Warner Inc. занимает четвертое место среди медиакорпораций мира, уступая только Comcast, Walt Disney Company и Twenty-First Century Fox, Inc.
Между тем есть основания предположить, что раскрутка, которая породила превращение Гарри Поттера в некую субкультуру, новый детский супермиф и так далее, обошлась раскрутчикам в суммы большие, нежели вся прибыль от начинания. А значит, надо присмотреться к содержанию поттеризма, к тем программам, которые этот поттеризм закладывает в сознание. Кто-то, видимо, готов оплачивать программирующий сознание детей поттеризм более щедро, нежели оплачиваются обычные рыночные прибыльные начинания. За что же платят?
О содержании и спорах
вокруг книг о Гарри Поттере
В работе И. Медведевой и Т. Шишовой «Гарри Поттер»: стоп. Попытка экспертизы» убедительно представлены разрушительные для детской психики идеи, заложенные в книге. Это:
• вседозволенность тех, кто принадлежит к обществу избранных (магов);
• отсутствие сострадания и сопереживания;
• девальвация понятия смерти;
• размывание границ добра и зла (что характерно для оккультизма, где добро и зло пребывают в единстве).
Поттеризм закладывает такие программы в сознание детей, используя эмоциональную податливость детей и их интеллектуальную открытость.
Медведева и Шишова считают, что книги о Гарри Поттере больше похожи на учебники по магии, чем на художественную литературу, «в литературном же отношении это беспрецедентная халтура, беззастенчивая игра в поддавки».
Опытных детских психологов волнуют очевидные элементы отклоняющегося поведения, порождаемого прочтением книг и просмотром фильмов о Гарри Поттере. Они обеспокоены тем, что в произведениях о Гарри Поттере присутствует избыточное количество натуралистичных подробностей из жизни нечисти. И что эти подробности могут вызвать у детей школьного возраста только образы, растормаживающие психику, оскверняющие воображение, тревожащие сон и так далее.
Герои Роулинг часто врут, воруют, проявляют жестокость к людям и животным, глумятся, презирают физический труд, систематически нарушают школьные установления. Гарри и его друзья внеморальны. Они — над человеческими законами. Психологи предупреждают, что взрослым следует приготовиться к тому, что, «заразившись» от Поттера беззаконием и вседозволенностью, дети могут совершать ненормативные поступки, искренне считая это новой нормой.
Отнюдь не случайно книги о Гарри Поттере, несмотря на масштабную и дорогую рекламу, встречают сопротивление со стороны всех религиозных конфессий, а также общественности. Сопротивляющиеся крайне недовольны тем, что в книгах культивируется колдовство и магия, специфически описан оккультный расизм, оккультные представления о добре и зле.
Поклонники книг о Гарри Поттере, возражая противникам этих книг, утверждают, что книги эти — «всего лишь сказка». Однако это как минимум — лукавое утверждение.
«Гарри Поттер» не обычная сказка. В книгах о Гарри Поттере нарушены основные принципы существования сказочных персонажей. Гарри Поттер — волшебник, причем всесильный, противопоставляемый обычным людям. В классической сказке главное действующее лицо — человек, с его личными качествами, волшебники же исполняют второстепенные роли, являясь либо противниками, либо помощниками человека. Кроме того, сказка, укорененная в той или иной культурной почве, создает определенную модель мира. А та модель, которая создается «Гарри Поттером», не может быть укоренена ни в одной из существующих культурных традиций. Потому что, согласно всем этим традициям (а уж христианской — в особенности), миром не должны править маги и чародеи.
Мнение же о том, что это — «добрая» книга, опровергает сама автор — Роулинг, утверждая, что «основной темой серии книг о Гарри Поттере является смерть» («My books are largely about death»).
Даже на родине автора Д. Роулинг, в Англии, нет единодушного принятия книги и фильмов. И первоначально противостояние было достаточно массовым. Так, генеральный секретарь Союза педагогов и университетских профессоров Англии Питер Смит предупреждал, что «премьера фильма о Гарри Поттере приведет (ни много ни мало) к появлению нового поколения, открывшего для себя мир магии». Так, может быть, за это и платят силы, обеспечивающие беспрецедентную раскрутку обсуждаемого нами поттеризма?
В 1999 году в США книги про Гарри Поттера пытались запретить 23 раза в 13 штатах.
Согласно данным Американской библиотечной ассоциации, книги стали наиболее оспариваемыми книгами XXI века.
Было зарегистрировано около пяти тысяч письменных протестов против книг за их «оккультно-сатанинский» характер. Писательница Джоан Роулинг с изумлением узнавала, что в США некоторые магазины отказывались торговать ее книгами, поскольку «им не место рядом с христианской литературой».
Не менее шести раз книги Гарри Поттера сжигали на костре, как пропагандирующие чернокнижие и колдовство. Однако постепенно противостояние Гарри Поттеру стало ослабевать, книги о нем уже не возглавляют список самых оспариваемых книг в американских школах.
Возможно, это связано с отказом школьных библиотек вести политику, которая бы позволяла родителям запрещать книги. Возможно, это связано с тем, что Гарри Поттер «вошел в жизнь» и к нему привыкли как к неизбежности. Возможно, наконец, это связано с тем, что нравы за последние 20 лет очень сильно изменились во всем западном мире, в том числе и в США.
Роман Якин
Газета «Суть времени» (печатается в сокращении)