— У вас немного читателей потому, что в газете нет кроссвордов, ребусов, — частенько говорят нам продавцы газетно-журнальной продукции. С этим мы не согласны.
Кроссвордов, загадок, ребусов у нас полно в каждом номере. Только взяты они не из Интернета, а из самой жизни. Недавно мы пытались разгадать медицинские тайны. Хотя бы одну из них – почему так резко, через полгода, закончились бесплатные лекарства, рассчитанные на весь год? А сегодня мы предложим нашим читателям медицинские ребусы.
Итак, ребус первый. При остром дефиците врачей в некоторых поликлиниках почему-то предпочитают отказываться от высококвалифицированных специалистов пенсионного возраста. При этом они вроде бы и увольняются по собственному желанию, но чаще всего происходит это после того, как им либо создаются неприемлемые условия работы, либо они чувствуют себя униженными и оскорбленными. Такие примеры приводят наши читатели.
Для информации. По данным управления здравоохранения ВКО дефицит врачей в Усть-Каменогорске составляет 72 вакансии по следующим специальностям: невропатолог, кардиолог, оториноларинголог, анестезиолог – реаниматолог, акушер-гинеколог, дерматовенеролог, психиатр, токсиколог, неонатолог, офтальмолог, детский хирург, клинический фармаколог, фтизиатр, рентгенолог, патоморфолог, онколог. Важнейшие специальности!
Тут мы переходим ко второму ребусу. Наша читательница Валентина Б. уже с июня жалуется на боли в позвоночнике. Ей нужно обязательно попасть к невропатологу. В той больнице, где она лечится, такого специалиста нет. Но и в другие медицинские учреждения, где пока ещё имеются невропатологи, пожилую женщину не направляют! Всё лечение ограничивается пилюлями, выписанными терапевтом. Но пилюли эти, что мёртвому припарок. А ведь по новой системе её обязаны направить к узкому специалисту той больницы, с которой заключен договор. Почему же не направляют?! Чего ждут врачи? Что болезнь сама собой рассосётся?! Или, что бабушка отдаст Богу душу, и вопрос решится окончательно и бесповоротно?!
Точно также не направляют на приём к кардиологу и ещё одну нашу читательницу. Говорят, что договор с диагностическим центром уже закончился. Как же он может закончиться, если до конца года ещё целых два месяца? – задаёт она резонный вопрос. И что теперь делать? У неё пульс снижается до 40 ударов, а нижнее давление до 54-60. Тут госпитализировать нужно такого больного, а ей говорят – у нас договор закончился.
Причём, даже на лекарства нельзя надеяться. Ведь бесплатных лекарств по многим заболеваниям, в том числе и по сердечным, до сих пор так и нет. С мая, июня их нет! И если ранее говорили, что лекарства кончились, а денег на их закупку нет, то теперь уже ничего не говорят. Потому что дополнительное финансирование на закупку бесплатных лекарств выделили на сессии областного маслихата в октябре, а лекарств так и нет! На многочисленных заседаниях, совещаниях обсуждают всё, что угодно. Но почему-то не бьют в колокола – а как же выживать больным без лекарств?! Почему-то не вызывают на «ковёр» тех, кто отвечает за поставку этих лекарств – чиновников управления здравоохранения, руководителей фирм, выигравших тендер. А врачи теперь даже не выписывают рецепты – дескать, всё равно лекарств нет. И ограничиваются дружеским, «гуманистическим» советом: «Неужели вы не можете купить лекарства?». Таким «гуманистам» можно посоветовать попробовать прожить на пенсию в 38 тысяч тенге, и при этом умудрится купить лекарство за 10-15, а то и 20 тысяч за одну упаковку! Вот вам и ещё один ребус.
Что же делать? Вызывать «скорую помощь»? И эта единственная спасительная соломинка утопающему, похоже, уже не будет протянута. Да, «скорая» выезжает на вызовы. Но в стационар больного не везёт. Потому что у врачей «скорой» есть жёсткие инструкции. К тому же, они знают, что больного всё равно не госпитализируют, а обратно домой они его не повезут, не положено. И придётся добираться несчастному или на такси, или на общественном транспорте, или вообще пешком. И даже поставить укольчик не всегда получится. Сейчас я перечислю «букет» болезней инвалида II группы, пожизненного инвалида: бронхиальная астма, диабет по II типу (сахар доходит до 27-31), ишемия, гипертония. Так вот, когда престарелая женщина вызвала «скорую помощь», то врачи не смогли ей даже снять приступ. Поскольку лекарства у больного должны быть свои, а дело врачей – только поставить укол! Таких медикаментов у них в наличии нет. И это ещё один ребус.
Наконец, давайте ответим на такой вопрос нашего ребуса – кроссворда: кем является сегодня для медицины больной? Человеком, которому по человеческому и профессиональному долгу нужно оказать помощь, или униженным просителем, который посмел побеспокоить своими болячками? Как вам такой кроссворд? Думайте, разгадывайте!
Денис Данилевский