Как развалить систему образования

Газета "Flash!"

Как развалить систему образования за семь шагов?

Предлагаем воспользоваться методологией Стругацких применительно к системе образования. Предположим, на постсоветском пространстве действует банда регрессоров, задача которых – развалить сложившуюся при СССР систему образования. Их программа такова.

1. Снижение творческой мотивации педагогов

Как это сделать? Их нужно унизить. Унизить так, чтобы возникла жесткая обида на систему, которой они служат. Обостренное чувство справедливости, обычно присущее самомотивированным людям, в данном случае сделает свое черное дело – они не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно унизила.

Конкретные действия. Надо сделать так, чтобы у профессоров и доцентов зарплаты были на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц. Во-первых, это снизит статус педагога в глазах общества. Во-вторых, это унизит педагогов и породит обиду на систему. Дополнительно в ВУЗах следует создавать иррациональные дефициты: бумаги писчей и для распечатки, туалетной бумаги, учебников, порошка для принтера, самих принтеров и т.п. Достойный рыцарь не служит господину-идиоту, а уважающий себя профессор не сможет с полной отдачей служить ВУЗ-придурку.

2.Подрыв авторитета педагогов

Реализуя пункт 1, мы убиваем сразу несколько зайцев. Поскольку богатство является показателем социального статуса человека, студенты в основной массе будут презрительно относиться к преподавателям-нищебродам, считая их лохами и неудачниками. При таком положении процесс передачи знаний приобретет эффективность, близкую к нулевой.

Конкретные действия. Смотри пункт 1.

3.Бюрократизация учебного процесса

Армейская мудрость гласит, чтобы солдату в голову не приходили дурные мысли, он должен быть постоянно занят, не важно чем, главное – занят. Чтобы в голову педагогов не проникли хорошие и умные мысли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой работой. Поскольку красить траву в среде преподавателей как-то не принято, нужно изобрести аналог «покраски травы» для профессуры.

Конкретные действия. Аналогом «покраски травы» в ВУЗах может быть заполнение бесчисленных и никому не нужных бумаг и отчетов. Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать заново. Но педагоги (особенно советской закалки) – люди вредные, упертые и стойкие. Даже в бессмысленном деле они запросто могут найти творческую составляющую. Чтобы исключить эту возможность, необходимо в документооборот ввести элемент авральности: около 30% всех бумаг следует требовать предоставить срочно и именно «с сегодня на завтра».

4.Либерализация учебного процесса

Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает сопротивление. Поэтому насилие есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса. Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения. Человек- существо ленивое (студент – в особенности), поэтому студенту, вырвавшемуся из под контроля школы и родителей, и не попавшему в другую систему контроля, будет явно не до учебы.

Конкретные действия. Свободное посещение лекций, выбор студентами педагогов, неограниченное количество пересдачи экзаменов и зачетов, минимальное отчисление (в идеале – вообще избавиться от угрозы отчисления) студентов. Побольше развлечений: капустников, КВНов, конкурсов красоты и т.п.

5.Разрушение интеллектуальной атмосферы

В ВУЗе главное – это создание образовательного поля. Поэтому ВУЗы охотятся за нобелевскими лауреатами и известными учеными и готовы платить им килобаксы просто за факт присутствия. Сотня светлых голов в одном месте создает уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на глазах и рождают хорошие идеи. Достаточно ввести в это поле десяток идиотов — и поля больше нет. Если идиотов будет больше, то они уже начинают создавать свое поле идиотства, в котором люди глупеют.

Конкретные действия. Необходимо устранить законы, препятствующие приему в ВУЗы идиотов, бескультурных, агрессивных личностей. Для этого необходимо:

-лишить педагогов ВУЗов права отбирать студентов самостоятельно;

-сделать прием в ВУЗы безличным (элементарный фэйс-контроль легко выявляет вышеуказанные патологические типы);

-снизить порог поступления до уровня двоечника (для этого надо увеличить набор студентов).

Чтобы повышение количества обучаемых не потребовало дополнительных бюджетных средств, делаем следующее: излишки студентов должны сами оплачивать свое обучение, количество преподавателей не увеличивать, увеличить нагрузку каждому педагогу (это поможет реализация пунктов 1 и 3 программы). Увеличение количества студентов, приходящихся на одного педагога, выгодно еще и потому, что обезличивает учебный процесс, превращая его в потогонный конвейер.

6.Подбор руководящих кадров

На высшие руководящие должности в системе образования необходимо расставить людей, не соответствующих этим должностям.

Конкретные действия.

Кого следует назначать? Людей, которые не пользуются авторитетом и уважением в среде своих коллег. «Крепких хозяйственников», но не мыслителей, которые не в состоянии сформировать целостное представление о сложных системах. В-третьих, людей серых, не имеющих талантов и достижений. А также тупых, амбициозных, гиперактивных, агрессивных, трусливых, соглашателей, алчных.

7.Маскировка

Общая идея. Чтобы программа разрушения не встретила сопротивление общественности, ее необходимо замаскировать. Врать надо по-крупному. Социальная психология утверждает, чем чудовищнее обман – тем легче в него поверят.

Люди склонны думать, что их могут обмануть плохие люди (враги) исподтишка и по мелочам, но мало кто готов поверить, что их обманывают хорошие люди (свои), нагло и по-крупному.

Конкретные действия. Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, вхождении в «Болонский процесс» и т.п. Для этого можно успехи отдельных личностей (победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.) выдавать за успехи системы в целом. Во-вторых, необходимо отвлекать внимание общественности на второстепенные вопросы. Для этого периодически следует затевать бессмысленные реформы: менять 5-бальную систему оценок на 10- или 20-бальную, менять количество лет обучения то с 4 на 5, то с 5 на 4; сначала вводить, а потом отменять бакалавариат, магистратуру, профильное обучение и т.п.; предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом случае найдутся) летние каникулы и т.п. Пусть в борьбе против второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и распыляет свою протестную энергию.

Замечания к программе.

Данная программа рассчитана на 5-10 лет. После этого срока начинают действовать механизмы положительной обратной связи (когда выпускники ВУЗов сами идут преподавать в школы и ВУЗы, писать учебники и т.п.). После этого деградация образовательной системы приобретает необратимый и самоподдерживающий характер. Вот собственно и всё. Как видите – ничего сложного.



Концептуал

Как развалить систему образования за семь шагов?

Предлагаем воспользоваться методологией Стругацких применительно к системе образования. Предположим, на постсоветском пространстве действует банда регрессоров, задача которых – развалить сложившуюся при СССР систему образования. Их программа такова.

1. Снижение творческой мотивации педагогов

Как это сделать? Их нужно унизить. Унизить так, чтобы возникла жесткая обида на систему, которой они служат. Обостренное чувство справедливости, обычно присущее самомотивированным людям, в данном случае сделает свое черное дело – они не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно унизила.

Конкретные действия. Надо сделать так, чтобы у профессоров и доцентов зарплаты были на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц. Во-первых, это снизит статус педагога в глазах общества. Во-вторых, это унизит педагогов и породит обиду на систему. Дополнительно в ВУЗах следует создавать иррациональные дефициты: бумаги писчей и для распечатки, туалетной бумаги, учебников, порошка для принтера, самих принтеров и т.п. Достойный рыцарь не служит господину-идиоту, а уважающий себя профессор не сможет с полной отдачей служить ВУЗ-придурку.

2.Подрыв авторитета педагогов

Реализуя пункт 1, мы убиваем сразу несколько зайцев. Поскольку богатство является показателем социального статуса человека, студенты в основной массе будут презрительно относиться к преподавателям-нищебродам, считая их лохами и неудачниками. При таком положении процесс передачи знаний приобретет эффективность, близкую к нулевой.

Конкретные действия. Смотри пункт 1.

3.Бюрократизация учебного процесса

Армейская мудрость гласит, чтобы солдату в голову не приходили дурные мысли, он должен быть постоянно занят, не важно чем, главное – занят. Чтобы в голову педагогов не проникли хорошие и умные мысли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой работой. Поскольку красить траву в среде преподавателей как-то не принято, нужно изобрести аналог «покраски травы» для профессуры.

Конкретные действия. Аналогом «покраски травы» в ВУЗах может быть заполнение бесчисленных и никому не нужных бумаг и отчетов. Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать заново. Но педагоги (особенно советской закалки) – люди вредные, упертые и стойкие. Даже в бессмысленном деле они запросто могут найти творческую составляющую. Чтобы исключить эту возможность, необходимо в документооборот ввести элемент авральности: около 30% всех бумаг следует требовать предоставить срочно и именно «с сегодня на завтра».

4.Либерализация учебного процесса

Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает сопротивление. Поэтому насилие есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса. Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения. Человек- существо ленивое (студент – в особенности), поэтому студенту, вырвавшемуся из под контроля школы и родителей, и не попавшему в другую систему контроля, будет явно не до учебы.

Конкретные действия. Свободное посещение лекций, выбор студентами педагогов, неограниченное количество пересдачи экзаменов и зачетов, минимальное отчисление (в идеале – вообще избавиться от угрозы отчисления) студентов. Побольше развлечений: капустников, КВНов, конкурсов красоты и т.п.

5.Разрушение интеллектуальной атмосферы

В ВУЗе главное – это создание образовательного поля. Поэтому ВУЗы охотятся за нобелевскими лауреатами и известными учеными и готовы платить им килобаксы просто за факт присутствия. Сотня светлых голов в одном месте создает уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на глазах и рождают хорошие идеи. Достаточно ввести в это поле десяток идиотов — и поля больше нет. Если идиотов будет больше, то они уже начинают создавать свое поле идиотства, в котором люди глупеют.

Конкретные действия. Необходимо устранить законы, препятствующие приему в ВУЗы идиотов, бескультурных, агрессивных личностей. Для этого необходимо:

-лишить педагогов ВУЗов права отбирать студентов самостоятельно;

-сделать прием в ВУЗы безличным (элементарный фэйс-контроль легко выявляет вышеуказанные патологические типы);

-снизить порог поступления до уровня двоечника (для этого надо увеличить набор студентов).

Чтобы повышение количества обучаемых не потребовало дополнительных бюджетных средств, делаем следующее: излишки студентов должны сами оплачивать свое обучение, количество преподавателей не увеличивать, увеличить нагрузку каждому педагогу (это поможет реализация пунктов 1 и 3 программы). Увеличение количества студентов, приходящихся на одного педагога, выгодно еще и потому, что обезличивает учебный процесс, превращая его в потогонный конвейер.

6.Подбор руководящих кадров

На высшие руководящие должности в системе образования необходимо расставить людей, не соответствующих этим должностям.

Конкретные действия.

Кого следует назначать? Людей, которые не пользуются авторитетом и уважением в среде своих коллег. «Крепких хозяйственников», но не мыслителей, которые не в состоянии сформировать целостное представление о сложных системах. В-третьих, людей серых, не имеющих талантов и достижений. А также тупых, амбициозных, гиперактивных, агрессивных, трусливых, соглашателей, алчных.

7.Маскировка

Общая идея. Чтобы программа разрушения не встретила сопротивление общественности, ее необходимо замаскировать. Врать надо по-крупному. Социальная психология утверждает, чем чудовищнее обман – тем легче в него поверят.

Люди склонны думать, что их могут обмануть плохие люди (враги) исподтишка и по мелочам, но мало кто готов поверить, что их обманывают хорошие люди (свои), нагло и по-крупному.

Конкретные действия. Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, вхождении в «Болонский процесс» и т.п. Для этого можно успехи отдельных личностей (победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.) выдавать за успехи системы в целом. Во-вторых, необходимо отвлекать внимание общественности на второстепенные вопросы. Для этого периодически следует затевать бессмысленные реформы: менять 5-бальную систему оценок на 10- или 20-бальную, менять количество лет обучения то с 4 на 5, то с 5 на 4; сначала вводить, а потом отменять бакалавариат, магистратуру, профильное обучение и т.п.; предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом случае найдутся) летние каникулы и т.п. Пусть в борьбе против второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и распыляет свою протестную энергию.

Замечания к программе.

Данная программа рассчитана на 5-10 лет. После этого срока начинают действовать механизмы положительной обратной связи (когда выпускники ВУЗов сами идут преподавать в школы и ВУЗы, писать учебники и т.п.). После этого деградация образовательной системы приобретает необратимый и самоподдерживающий характер. Вот собственно и всё. Как видите – ничего сложного.



Концептуал