Почему казахстанские ВУЗы должны платить «дань» Европе?

Газета "Flash!"

«Международная аккредитация или разгром высшего образования?» — так называлась статья, опубликованная в нашей газете 21 апреля этого года. И действительно, введение международной аккредитации ВУЗов после внесения поправок в Закон «Об образовании», может стать приговором для части высших учебных заведений Казахстана.

А ты прошёл аккредитацию?

Вроде бы международная аккредитация – процесс совсем не обязательный. Дело добровольное. Но вся изюминка в том, что государственный заказ с 1 января 2017 года смогут получить только те ВУЗы, которые прошли такую аккредитацию. А госзаказ – это основной источник финансирования высшего образования. Желающих получить образование на платной основе за свой счёт не так уж и много, особенно, учитывая похудение кошельков простых казахстанцев в период кризиса.

После известия о необходимости прохождения международной аккредитации руководители ВУЗов, педагоги сразу заговорили о высокой стоимости этой процедуры. К тому же, практически все университеты и институты уже прошли национальную аккредитацию в национальных агентствах. А эти агентства, в свою очередь, входят в международную ассоциацию по обеспечению качества высшего образования. Так зачем же ещё одна аккредитация? Резонный вопрос, если учесть, что и на межгосударственном уровне принимаются соглашения о признании казахстанских дипломов в других странах.

В апреле мы так и не получили внятного ответа от министерства образования и науки РК. Нам сообщили, что вопрос ещё изучается, и ответ дадут позднее, в июне – июле. Что самое удивительное – ответ действительно поступил, и даже в обещанный срок – 27 июля.

Вице-министр образования и науки РК Б. Асылова сообщает, что поправка в закон о необходимости прохождения ВУЗами международной аккредитации вызвана тем, «что Казахстан является участником основных международных документов, относящихся к высшему образованию, в том числе Болонской декларации».

В министерстве признают, что сроки подготовки к аккредитации действительно сжатые. Проводится оценка готовности ВУЗов к этому процессу. Также ведётся работа с национальными аккредитационными агентствами, чтобы они вошли в международную сеть по обеспечению качества образования. О готовности учебных заведений и агентств будет доложено правительству и парламенту.



Сколько стоит

это удовольствие?

Как только стало известно об аккредитации, в ВУЗах сразу посмотрели прайс-листы международных аккредитационных агентств, и за голову схватились. Так, например, аккредитация для образовательных программ по инженерным наукам, информатике, естественным наукам согласно прайсу обойдётся в 41700 евро плюс налог на добавленную стоимость.

Однако в министерстве называют несколько иную цифру: «Стоимость аккредитации одной образовательной программы в европейских аккредитационных агентствах составляет 5-10 тыс. евро, а при аккредитации нескольких программ сразу -3,3 тыс. евро. Срок действия аккредитации – 5 лет». Зарубежные аккредитационные агентства специализируются по направлениям: FIBAA и AQCUIN – гуманитарные специальности, ASIIN – инженерные, естественнонаучные.

Кратко познакомим читателей с этими организациями, которые теперь дают оценку качества образования в ВУЗах почти на всем постсоветском пространстве. FIBAA – фонд аккредитации образовательных программ в области бизнес-администрирования. Основан в 1994 году Торгово-промышленными палатами Германии, Швейцарии и Австрии. Штаб-квартира в Бонне.

AQCUIN – институт аккредитации, сертификации и обеспечения качества образования. Основан в 2001 году в Германии. Работает по лицензии аккредитационного совета Германии.

ASIIN – Агентство по учебным программам в области инженерии, информатики, естественных наук и математики. Основано в 1999 году в Германии. Штаб-квартира в Дюссельдорфе.

Для чего мы столь подробно сообщаем эти сведения? Чтобы читатели знали, куда уходят деньги, которые могли быть направлены на развитие образования. А уходят они, оказывается, в Германию, и поддерживают германскую экономику.

Примерно подсчитаем, сколько нужно заплатить за аккредитацию среднеказахстанскому университету. К примеру, в Восточно-Казахстанском государственном университете им. Д. Серикбаева 34 специальности. Даже если аккредитовать их не по одной, а несколько сразу, или, как сейчас принято говорить, кластером, то выложить нужно 20-25 тыс. евро. Курс евро, установленный Нацбанком на момент подготовки статьи, равен 371,95 тенге, округлим до 372. Итого от 7,8 млн. тенге до 9,8 млн. Немалая сумма даже для такого крупного ВУЗа. Если учесть, что сумма образовательного гранта, выделяемого государством на обучение одного студента равна 340 тыс. тенге, выходит, что только для аккредитации нужно потратить средства, выделяемые на обучение почти 30 студентов за год! А в Казахстане 125 ВУЗов. Если все будут проходить аккредитацию, сколько денег уйдёт в экономику Германии? Возьмём в среднем 15 тыс. евро с ВУЗа, умножим на 125, получается около 1,9 млн. евро, или более 746 млн. тенге. Или затраты на обучение почти 2000 студентов. А на 2016-2017 учебный год выделено всего 31 700 грантов. Вот такая арифметика.



Плата за Болонский процесс

А зачем «оно» нам нужно? – задаст вполне резонный вопрос читатель. Вот что по этому поводу говорит вице-министр образования и науки РК: «Казахстан, интегрируясь в европейское образовательное пространство, взял на себя обязательства по расширению доступа к европейскому образованию, дальнейшему повышению его качества, мобильности студентов и преподавательского состава на основе сопоставимой системы ступеней высшего образования, использования системы кредитов, выдачи выпускникам казахстанских вузов двух дипломов. Поэтому казахстанские вузы должны пересмотреть свои стратегии с точки зрения конкуренции на рынке образовательных услуг, и прохождение международной аккредитации как раз и является мерой, стимулирующей вузы повышать качество и интегрироваться в мировое образовательное пространство».

По задумке министерства, получается, что выпускники наших ВУЗов будут получать два диплома – местный и европейский. Или один, но признаваемый в Европе. И спокойно ехать устраиваться на работу куда-нибудь в Германию или Францию. Или продолжать обучение уже в европейских странах. А первый этап на этом долгом пути – обретение заветной бумажки от германских экспертов о прохождении международной аккредитации.

Впрочем, оказывается, в Независимом агентстве аккредитации и рейтинга (НААР) в Казахстане такая процедура стоит ещё дороже. Институциональная аккредитация (или, говоря простым языком, общая для всего ВУЗа) стоит от 3,5 млн. тенге (в апрельской статье мы приводили цифру в 4,6 млн.), а аккредитация нескольких программ – 650 тыс. тенге. В министерстве хотят довести национальные агентства до «уровня полноправных членов международных сетей обеспечения качества образования». «Такая работа с ними ведётся», — сообщает редакции вице-министр. «Ректора вузов уже согласовали единую позицию по требованиям к национальным аккредитационным агентствам. В частности, необходимо включение в состав органа управления (совет директоров, попечительский совет) представителей крупных отраслевых профессиональных сообществ. Создание таких сильных агентств позволит решить проблемы в долгосрочной перспективе, и все деньги оставить в Казахстане. Но студенты и государство должны получить гарантии качества услуг, предоставляемых вузами. Независимая аккредитация, в том числе и международная, является во всём мире одним из инструментов для контроля качества».

Для информации. По данным министерства, в Казахстане независимая аккредитация ВУЗов и организаций трудового и профессионального обучения проводится с 2012 года на добровольной основе. Её уже прошли в национальных агентствах 74% ВУЗов (институциональную) и 49% образовательных программ. Теперь зададимся вполне логичным вопросом: выросло качество образования после такой аккредитации? И неужели качество образования вырастет после получения бумаги о международной аккредитации?

Понятно, что европейские страны создали единое образовательное пространство. Это естественно, ведь они объединились в Европейский Союз, у них даже границ нет, и валюта общая. А зачем мы пошли в Болонский процесс? Для справки: «Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация». Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, Казахстан – в 2010. (Украина – в 2005 году, Беларусь – в 2015). Тем самым эти страны провозгласили желание построить у себя систему образования, аналогичную европейской. Формально некоторые чисто организационные структуры, аналогичные европейским, уже введены у нас. Это двухуровневая система образования (бакалавриат – магистратура и плюс докторантура PHd), курсы по выбору, введение системы зачётных единиц (кредитная система), балльно-рейтинговая система, теперь вот аккредитацию будут проводить те же агентства, что и в Европе. Единое национальное тестирование в школах – тоже оттуда, из Болоньи.

А где же второй диплом, европейский?! Когда диплом, к примеру, Кызылординского университета будет равен диплому какого-нибудь европейского, хотя бы Пражского?! И выпускника из Кызылорды будут с руками и ногами брать на работу в европейские фирмы? Согласно стратегии развития Болонского процесса в Казахстане, уже в 2020 году выпускники ведущих ВУЗов Казахстана будут получать европейское приложение к диплому. Станут ли реальностью столь радужные планы – узнаем всего лишь через три года.

Из реальных достижений вхождения наших ВУЗов в Болонский процесс пока можно отметить возможность продолжения образования в Европе. Это называется академическая мобильность. Да, уже есть примеры, когда закончив в Казахстане этап бакалавриата (4 года обучения), студенты поступали в магистратуру европейских учебных заведений, учатся за рубежом и магистранты, и докторанты. Но это всё-таки не столь многочисленный процесс (0,4% от студентов бакалавриата, магистратуры – 16%, докторантуры – 27% — по официальным данным). Поехать учиться в Европу могут далеко не все – для этого нужны немалые деньги. А что же дал Болонский процесс остальным студентам, большей части, да и всему образованию в целом?

Предлагаем несколько мнений. Вот что думают о Болонье в России, вошедшей в эту систему гораздо раньше Казахстана.

Виталий Третьяков, декан Высшей школы телевидения МГУ им. М. Ломоносова, директор – главный редактор «Независимой издательской группы»:

«В основе Болонской системы лежат стандартизация, упрощение и удешевление массового образования со сниженным уровнем преподавания. Причём с задачей распространить систему на всю возможную периферию, «охвостье» Европейского союза – бывшие африканские колонии, страны Восточной Европы, постсоветское пространство и собственно Россию. Нам, и бывшим республикам Союза, в начале 90-х годов поставили условие – в обмен на кредиты Всемирного банка (которые, наверное, были нужны стране, но больше были нужны конкретным членам правительства) принять, в том числе Единый государственный экзамен (российский аналог казахстанского ЕНТ – автор) в школах и Болонскую систему высшего образования. Мы сейчас такой же шантаж наблюдаем на Украине – переписывание законов в обмен на финансы. Второе – бенефициарами реформ являются ведущие европейские и американские университеты, которые Болонской системой как раз не пользуются, а используют классические национальные системы образования. С помощью же Болонской они отбирают для себя со всего мира молодые «мозги».

Преподаватель Башкирского университета (Уфа) Рустем Вахитов считает, что Болонская система в России была внедрена чисто формально. На Западе бакалавриат – это этап всего лишь общей подготовки студента, а профессиональная подготовка осуществляется уже в магистратуре. В России же бакалавриат повторяет прежнюю, советскую систему специализированной подготовки. Только теперь срок этой подготовки уменьшился с 5 лет до четырёх. А магистратура является копией советской аспирантуры, только теперь выпускник магистратуры не пишет диссертацию, и не получает учёную степень. Отличается от западной в России и кредитная система (кредит начисляется за часы, а не за сданные курсы по предметам), нет в российских ВУЗах и реального свободного выбора курсов, и возможности перехода студента в другое учебное заведение с уже набранными кредитами. Отличается и балльно-рейтинговая система (на Западе нет начисления баллов за поведение, посещение занятий, там вообще свободное посещение). Нет и реальной мобильности студентов, они всё равно «привязаны» к одному ВУЗу. Всё дело в том, как полагает Р. Вахитов, что в России не сложилась реальная рыночная экономика, слишком велико влияние государства, экономика имеет не рыночный, а «раздаточный» характер, что отражается и на образовании, где также всё регламентируется государством.



Нужна ли торопливость?

В Казахстане есть даже специальный Центр Болонского процесса и академической мобильности при министерстве образования и науки. В документах Центра отмечается, что и у нас в Казахстане идёт формальное декларирование реализации Болонского процесса. Среди проблем — неконвертируемость (т.е. непризнание) казахстанских дипломов за рубежом. Явная проблема — и плохая востребованность выпускников ВУЗов на рынке труда (не только международном, но и казахстанском). Отмечается слабая языковая подготовка не только студентов (даже докторантов, не говоря уже о бакалаврах), но и преподавателей! О каком обучении в европейских ВУЗах можно говорить при такой подготовке? Среди главных проблем, тормозящих внедрение Болонской системы в Казахстане – отсутствие квалифицированных кадров, способных эффективно осуществлять контакты с зарубежными ВУЗами. Специалисты Центра Болонского процесса обращают внимание и на экономические и политические изменения в Европейском Союзе, что является угрозой для Болонской системы в самой Европе. Действительно, ЕС начинает трещать по швам, Европу захлёстывают волны самых серьёзных проблем. Здесь и наплыв мигрантов, и рост терроризма, проблема финансовых взаимоотношений между странами – членами Союза. Европа уже не выглядит столь привлекательно, и вряд ли остаётся эталоном жизни. И, наконец, главная проблема, о которой также говорится в аналитическом материале Центра Болонского процесса: различия в устройстве казахстанской и европейской систем образования.

Возникает вопрос: «Если пока ещё две системы образования, казахстанская и европейская, так далеки друг от друга, то, к чему вся эта затея с международной аккредитацией»? Да, пусть ВУЗы, которые хотят пройти такую аккредитацию, и чувствуют свои силы, приглашают к себе европейские комиссии, получают сертификат, и вешают его на стеночку в кабинете ректора. Но не пройдёшь международную аккредитацию – не получишь госзаказ. А без госзаказа можно сразу закрываться. Это обязательное условие не касается только военных и специализированных учебных заведений. «Прохождение ВУЗами специализированной аккредитации (по каждой программе – авт.) позволит пересмотреть свои образовательные программы и оптимизировать невостребованные специальности, на которых обучается небольшой контингент студентов», — сообщает вице-министр Б. Асылова. А кто же тогда будет готовить специалистов по таким, вроде бы «невостребованным» специальностям, например, работников культуры?

Да, глобализация шагает по планете семимильными шагами. К сожалению, страны, образовавшиеся на месте бывших союзных республик Советского Союза, как проигравшие в глобальном сражении систем, вынуждены встраиваться в западную систему. Систему победителей. Образование — в том числе. Необходимость изменений в образовании диктует и совершенно другая экономическая система: капитализм вместо социализма. Но получается, что мы отбросили всё хорошее от советской системы высшего образования, и пока не смогли взять лучшее от западной. Так стоит ли торопиться и бежать получать бумагу о соответствии учебных заведений международным, в частности, европейским стандартам?! Ведь до этих стандартов пока ещё очень далеко в реальности. А ректору ВУЗа где-нибудь в Костанае или Таразе нужно думать – или покупать новое оборудование, или находить несколько миллионов на аккредитацию. Вся эта затея действительно похожа на выплату «дани» Европе, и переделу образовательного рынка страны в пользу самых крупных ВУЗов. Хотя в министерстве категорически отрицают возможность лоббирования интересов крупных казахстанских университетов.

«Все предпринимаемые шаги в рамках данного вопроса широко обсуждаются среди научно-педагогической, родительской общественности и других заинтересованных сторон» — заверяет вице-министр. Только вряд ли руководители учебных заведений и педагоги выскажут своё несогласие. Они зависимы от «административного ресурса», а у нас, как всегда, не допускается отступление от «генеральной линии».

Кстати, ведущие европейские университеты, вроде Кембриджа, Оксфорда, Сорбонны – не вошли в Болонскую систему, и продолжают обучать студентов по принципам классического образования. Не стал бросаться в объятия Болонского процесса и Московский государственный университет им. М. Ломоносова. Ему это ни к чему, за рубежом уже давно признают диплом МГУ, и ещё в советское время приглашали выпускников университета и для продолжения учёбы, и на работу.

А казахстанские выпускники, между тем, делают выбор не в пользу отечественного образования. Аким ВКО Даниал Ахметов выразил обеспокоенность утечкой выпускников в российские ВУЗы. И даже была создана комиссия, проанализировавшая причины, и продумавшая меры, чтобы наши выпускники продолжали обучение дома. И вряд ли наличие сертификата в рамочке о международной аккредитации остановит это «голосование ногами».



Денис Данилевский