Нужны ли нам мужественные люди?

Газета "Flash!"

Современные гаджеты, смартфоны, айфоны и другие технические новинки всё чаще заменяют ребёнку полноценное общение, что, в свою очередь, негативно сказывается на физическом и духовном развитии детей. Что же не так, почему наши дети становятся не только чужими, но и беспомощными и безвольными?

Когда окружающая псевдореальность воспринимается как истина в последней инстанции, где экран компьютерного монитора заменяет собой абсолютно всё. Потому что так гораздо «удобнее», наверное, и для самих родителей, и для общества.



«Удобный» ребёнок — хорошо это или плохо?

Представим такую картину на примере шестилетнего Васи. С нетерпением и до боли в пятках Вася Пупкин мчался в школу, а вот и наступил первый класс. Всё интересно, много чего непонятно, от этого ещё интереснее. Здесь своеобразная система оценок, где вместо привычных отметок, «отлично», например, расценивается звёздочкой. Для Васи это выглядит как стимул — ему хочется заработать побольше пятёрок и порадовать родителей.

Так проходит день за днём. Вася замечает, что у него болит голова (нагрузка — то у Васи такая, будто он в гении стремится), уроков у школяра порой бывает и пять, и шесть в день. А после занятий вместо развивающих упражнений или активного досуга, школьники все дружно спят на партах, согнувшись в три погибели, разумеется, пока вечером уставшие родители после любимой работы не заберут своё чадо.

Что же дальше? А дальше утопический сценарий, к сожалению, в действии — активный ребёнок, по природе которому всё время хочется бежать сломя голову, прыгать, скакать, подчиняется всеобщему «седалищному» методу познания жизни, как назвал его российский учёный, врач и педагог-новатор Базарный Владимир Филиппович. «Седалищный», потому что ребёнок на протяжении длительного времени находится в сидячем положении.

А ведь в советское время зарядку делали все — как дети, так и взрослые. Это было неотъемлемой частью жизни каждой семьи, а сейчас зарядка для общества как рудимент. Мы стали слишком мало двигаться. Недаром говорят, что движение есть жизнь.

О том, что большую часть заболеваний ребёнок приобретает в школе, и что система, применяемая в наших учебных заведениях, призвана «сломать» ребёнка, мы писали в материале «Каникулы без каникул» в №10 от 19.05.2016 г.

Приведём вкратце некоторые отрывки из того материала. Министр здравоохранения СССР в 80-е годы, академик Евгений Иванович Чазов: «За голову хочется схватиться, до чего мы довели детей в школе! К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в пять раз чаще, желудочно-кишечные в четыре раза, а мочеполовые в два раза. Помилуйте, но ведь эти все болезни чиновничьи! Да-да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами среди бумаг, интриг и застойных явлений. А дети-то причем?».

В нашей искусственной среде — «дом-работа» — нет никакой природы, походов, приятных бесед у костра, моря впечатлений, в результате которых ребёнок узнает много нового, в том числе и как выжить в экстремальных условиях: как развести костёр, если у тебя нет подручных средств, как природным способом профильтровать воду из речки, как открыть банку сгущёнки, если у тебя нет открывалки, и много другого.

Дети после такого живого общения с природой приезжают домой довольные, с красным здоровым румянцем на щеках, и им хочется снова и снова побывать в удивительных уголках нашего края.

Казалось бы, знакомство с флорой и фауной, познание лесного мира — вот что действительно значимо, если мы хотим вырастить настоящего человека. И почему-то в наше время об этом благополучно забыли, или же нам специально навязали такой образ жизни, потому что с инфантильными, и, ни на что не способными людьми очень даже удобно. А ведь ещё великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский подметил: «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин».

А корень проблем, на наш взгляд, нужно искать в нашем отношении к детям, а именно в чрезмерной опеке, подчёркиваем, чрезмерной. Вся эта гиперзабота наносит колоссальный вред ребятишкам. Добрые, весёлые, отзывчивые мальчики и девочки превращаются в жестоких, эгоистичных, беспомощных людей. И тем самым создаётся благоприятная почва для власти и правящего класса, потому что такими людьми легче управлять.

Подумаешь, кому они нужны, эти навыки самостоятельности, которые ещё и создают в будущем думающего, честного человека, нужен ли такой властной верхушке? Правильно, пусть лучше Нурлан или Маша дома сидят, тут теплее и спокойнее, чем в поход какой-то пойдут, да ещё и в палатках. Не дай Бог простынет, а рюкзаки — то какие тяжёлые! Нет, лучше уж дома, в безопасности.

Пора выйти из «футляра»

Невольно вспоминаешь гениальный рассказ великого русского писателя Антона Павловича Чехова — «Человек в футляре». Главный герой — учитель греческого языка Беликов, любил держать вещи в футлярах на все случаи жизни и сам жил, словно в футляре. Как пишет автор: «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате».

Не этот ли «футляр» мы готовим своим детям в качестве комфортного и спокойного существования? Но защитят ли эти ограниченные рамки от внешних влияний самой жизни?

К счастью, есть ещё энтузиасты, которые не согласны с этим постулатом, и в противовес общей тенденции к полному разложению наших детей, сами организуют походы, где наглядно разъясняют детворе, как выжить в условиях, где ты остался один на один с природой.

Это туристический, и уникальный в своём роде клуб — «АнТарес», действующий при Станции юного техника (СЮТ). Его основатель и идейный вдохновитель — Натали Шимолина вместе со своими друзьями: инструктором по выживанию — Андреем Кочубеем и медиком -инструктором — Татьяной Охрименко решили возродить детский туризм в нашем регионе. Внести свою лепту в положительное мировосприятие детей, в том числе в их духовное и физическое развитие.

— Идея создания туристического клуба «АнТарес» появилась еще в 2010 году. Случилось это после первой казахстанской олимпиады юных геологов, тогда мы, пятеро друзей, отправились в свой первый самостоятельный поход, — рассказывает основательница туристического клуба «АнТарес» Натали Шимолина. — Я отчетливо помню, когда мы сидели у костра, а взгляд приковывали мерцающие угольки, и тогда что-то во мне изменилось, наверное, это было зарождение мечты и цели всей жизни — создание молодежного туристического клуба.

Название для клуба мы выбирали все вместе, тогда еще в далёком пятом классе. Сидя на уроке самопознания, я решила полистать учебник астрономии, и названия нескольких космических тел меня заинтриговали, в их числе были: Сириус, Ика, Оберон, и, конечно же, Антарес. Я отправляю эти названия своим друзьям смс-сообщением, и все как один утверждают будущее название нашего клуба как «АнТарес».

Антарес, как оказалось — это огромный красный гигант (звезда) в созвездии Скорпиона. Позже выяснилось, когда нас осталось трое друзей из пяти, что первые три буквы названия нашего клуба, это еще и первые буквы наших имен — Андрей, Натали и Татьяна.

Настоящее миропонимание — это когда ребёнок, неся на себе непосильную ношу в несколько килограммов в виде огромного походного рюкзака весь день, должен бы и устать, но не устаёт. Ведь его путь окрашен дивными, живописными местами нашего самого красивого и удивительного Восточного Казахстана. И каждая мелочь, капля росы на утренней траве, чашка чая в момент созерцания небывалого тумана над озером, удивительный запах кедра – это познание и мира, и себя. А чего стоит, хотя бы одна ночь, проведённая под открытым небом в сопровождении всех созвездий, а может быть, среди них и есть такие, которые ещё неизвестны науке?

В походе учишься не только разводить палатку или разжечь костёр, ты получаешь гораздо большее — поддержку, доброту и заботу от всех участников похода, словно это большая дружная семья. Именно в такой ситуации проявляется вся сила духа и воли человека. Когда тяжело подниматься в гору по скользкой жиже грязи, но понимаешь: нет, я не могу подвести свою команду, я сильный, если что, я лучше кому-нибудь помогу, чем буду жалеть себя.

И мне посчастливилось побывать в походе с такими настоящими людьми и инструкторами от Бога — Натали Шимолиной, Андреем Кочубеем и Татьяной Охрименко.

Наш маршрут 24-26 июня текущего года проходил по следующим пунктам: река Кедровка и Сержихинское озеро. Огромную благодарность, пользуясь случаем, хочу выразить кружковым объединениям «Спортивный туризм» и «Кинопоиск» КГКП «Станция юных техников» акимата Усть-Каменогорска. Всего в походе участвовало около 20 человек.

Учебный туристский поход к вершине Сержихинского белка, с абсолютной отметкой 2060 метров над уровнем моря запомнится ребятам надолго. Настолько ребята зарядились положительными эмоциями и вдохновились на новые жизненные и творческие подвиги, что уже после похода просили, чтобы их взяли и в следующие экспедиции.

И многие заметили одну интересную вещь: на природе, как правило, люди становятся добрее, словно сама матушка-земля оберегает человека, делая его сильнее, в том числе и духовно.

— Летом 2016 года мы провели несколько многодневных активных туров, где ребята, учащиеся одного класса, смогли погрузиться на три дня в совершенно новую для себя среду: надеть походный рюкзак и пройти путь в 30 км, провести незабываемые ночи в палатке, научиться готовить на костре и проверить сплоченность своего класса в экстремальных походных условиях, — говорит Натали Шимолина. — Для многих такие путешествия являются переломными в выборе дальнейшего пути в жизни, кто-то всерьез задумывается о службе в армии, спасении жизней в качестве спасателей или медиков, а кто-то понимает, что риск и авантюризм совсем ему не свойственен и выбирает иной жизненный путь.

То, чем мы занимаемся, сложно назвать работой, скорее мы воплощаем нашу мечту, ведь не даром девизом нашего клуба является фраза: *АнТарес-воплощая мечты*. А сейчас, когда мы начали работать с детьми, пожалуй, главной наградой является блеск в глазах у участников наших походов, их желание отправиться снова в путь, любовь к природе и интерес ко всему окружающему.

Главное для нас показать как можно большему количеству людей насколько прекрасна жизнь за пределами городских стен, насколько важно узнать себя в иной обстановке, попробовать свои силы, и главное — найти мужество дойти до своей цели и воплотить мечту, какие бы препятствия не встречались на твоем пути.

Стоимость туров зависит от выбранного маршрута и количества участников, выпускные стоят 2500-4000 тенге на человека, активные многодневные туры 5000-9000 тенге. В стоимость тура входит аренда снаряжения (рюкзак, палатка, спальный мешок), питание и проезд.

Юные следопыты познакомились с местной достопримечательностью — флорой и фауной, научились ориентироваться по картам с использованием туристского компаса. Смогли обустроиться и не растеряться в условиях дикой природы и разбить целый туристический лагерь, состоящий из палаток и мокрых вещей путешественников, которые тут же были развешаны на близлежащих ветках и высушены над костром (у некоторых участников похода, вещи даже немного подгорели, но это вызвало улыбку, а не разочарование).

Район Сержихинского белка представляет огромный интерес для туристов и краеведов, здесь можно познакомиться с уникальными природными зонами, с геологическим строением территории. Участники похода смогли приобрести опыт полевых исследований, прекрасно отдохнуть и насладиться красотой родного края.

— С 2016 года клуб «АнТарес» базируется на Станции юного техника, и теперь мы преподаем спортивный туризм для детей возрастом с 10 до 18 лет, — отметила Натали Шимолина. — Записаться к нам может любой желающий, в теплое время года у нас проходят учебные походы, а зимой мы готовимся к предстоящему походному сезону, изучаем медицину, топографию и другие важные дисциплины.

Главная цель, которую мы ставим перед собой во время занятий — это показать как можно больше прекрасных уголков нашей страны, рассказать ребятам, как важно сохранить и обогатить красоту природы. Мы стараемся воодушевить наших учеников, взрастить в них дух искателей и путешественников. Воспитать людей самодостаточных и интересных. Прекрасных собеседников, верных друзей и отважных туристов.

Сколько здесь живого общения, эмоций! И невольно задаёшься вопросом: почему мы будто утратили часть себя, забыли, что человек и природа должны жить в гармонии, как единое целое. А нынче человек стремится покорить природу.



Человек «служебный»

Наверняка читатели помнят следующую новость, которая прогремела, как гром среди ясного неба. В начале сентября на Ульбинском мосту две барышни засняли на видео молодого человека, пытавшего покончить жизнь самоубийством — спрыгнуть с моста. Ролик девушки сопровождали циничными комментариями с призывом скорее броситься с моста, а то видео получится слишком длинным и его будет сложнее загрузить в Инстаграм (социальная сеть — прим. авт.).

Считаем, этот вопиющий случай, когда не только молодые девушки, будущие жёны и мамы, проявили крайнюю жестокость, но и горожане, которые равнодушно проходили мимо — показателем болезни нашего общества, которое с каждым днём заболевает всё сильнее и сильнее. И лишь в конце злосчастного видео кто-то из горожан попытался поговорить с молодым человеком, оттащив его с края моста.

К чему мы связываем эту тему с общей концепцией статьи? Да, к тому, что власть имущим, как раз более выгодно выращивание человека служебного. Нет, это вовсе не утопии, а суровая реальность. А если бы эти девушки развивались духовно и физически, оправились бы в поход на пару дней, потаскали бы рюкзак весом 15 килограммов и более, развели бы костёр, палатку, и смогли вообще хоть как-то приспособиться к природе, то наверняка, девушки повели бы себя по-другому.

О том, что сейчас «ломается система базовых моральных принципов и создаются альтернативные ценности, которые не вписываются в настоящую жизнь», заявил директор Курчатовского института Михаил Ковальчук.

«Сегодня возникла реальная технологическая и биологическая возможность создать принципиально новый подвид человека: вместо Homo Sapiens (человек разумный) — «человек служебный». Основные свойства подобной популяции следующие: ограниченное самосознание, управление размножением и дешевый корм — генномодифицированные продукты. В качестве примера можно привести американское агентство DARPA, которое проводит исследования, ведёт работы в области управления сознанием, создания этногенетических систем».

Фактически сегодня возникла реальная технологическая возможность выведения служебных подвидов людей. И этому помешать уже не может никто. И очень важное обстоятельство — абсолютизация свободы личности. На всех уровнях нам сейчас говорят, что ребёнок важнее родителей. Личность важнее суверенного государства и так далее.

А по сути, это призыв к слому суверенитета государства. А дальше у вас (государства) нет защиты, у вас толпы людей, которые борются друг с другом и ими легко управляют извне».

Здесь какие-либо комментарии излишни. Нам есть над чем задуматься. Пока есть время и выбор — хочу я для своего ребёнка действительно что-то лучшее или гораздо удобнее вернуться в привычные рамки, не замечая, что же на самом деле твориться вокруг нас.

Приведём мнение российского журналиста Олега Верещагина. Вот что он пишет в своей замечательной статье «Смертоносная безопасность»:

«Если человека ничему не учить, он ничего не будет уметь. Если человеку внушить, что виртуальный мирок его огромного города — это и есть жизнь, он уже будет не «не уметь». Он начнет активно не хотеть уметь. Мы сейчас наяву и воочию видим, как чиновники отрезают это желание — уметь что-то! — и тем не так уж многочисленным детям, которые его еще имеют, это желание…

Я хочу вам напомнить цифры: сейчас к 6 годам абсолютно здоровы только 27% детей. К шести годам! К возрасту школы! (Из школы, впрочем, здоровыми выходят едва 8%.) Кошмарными темпами распространились среди дошколят аллергии, ожирение, болезни сердца и опорно-двигательного аппарата, восьмикратно выросло число детей-аутистов, втрое – детей-даунов. Матери тратят гигантские суммы на дорогие таблетки, на то, чтобы свозить детей «к теплому морю» …

А между тем попалось мне замечательное, на мой взгляд, мнение о детском летнем отдыхе доктора Е.О. Комаровского: «Ребенок должен отдохнуть от контактов с множеством людей, от городского воздуха, от хлорированной воды и бытовой химии. В подавляющем большинстве случаев отдых «на морях» не имеет к оздоровлению часто болеющего ребенка никакого отношения, поскольку большинство вредных факторов сохраняется, плюс добавляется общественное питание и, как правило, худшие, в сравнении с домашними, жилищные условия. Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так (важно каждое слово): лето в деревне; надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; форма одежды – трусы, босиком; ограничение на использование мыла; кормить только тогда, когда закричит: «Мама, я тебя съем!» Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей, за 3-4 недели восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью».

В конце статьи, хотелось бы выразить благодарность тем энтузиастам, на которых держится всё лучшее в нашем мире. Для них главная цель — это привить детям любовь к природе, при этом совершенствуясь самим. «В здоровом теле – здоровый дух!» — гласит вековая мудрость. Судя по всему, сегодня делается всё возможное, чтобы у подрастающего поколения не было ни здорового тела, ни, тем более, здорового духа. Нужны ли сегодня мужественные люди? Вопрос этот скорее риторический. Но, в конечном счёте, каждый сам делает собственный выбор.



Анжелика Бакирова

Фото автора и участников похода