Как преодолеть безработицу

Газета "Flash!"

В этой заметке речь пойдёт о сегодняшних усилиях государственной власти, направленных на эффективное решение одной из самой злободневных социальных проблем современного общества – сокращению безработицы и предоставлению людям достойных рабочих мест.

Фото — profi-forex.orgА



К истории вопроса

Прежде чем познакомить читателей с современными формами и методами по трудоустройству населения, вспомним недавнюю отечественную историю по данной теме.

Как мы помним, вопрос с безработицей стоял очень остро после революции и гражданской войны. В эпоху НЭПа, в середине 20-х годов прошлого века, только в официальном порядке на биржах труда числилось до 15% трудоспособного населения молодой республики. В реальном исчислении количество полностью или частично безработных было ещё более высоким. Государство тогда также пыталось как — то помочь таким людям, выплачивая небольшие пособия, подыскивая для них рабочие места.

Но вот какая любопытная тогда сложилась ситуация. Трудовых вакансий вроде было не мало, а вот желающих трудиться на этих рабочих местах было намного меньше. Парадокс? Не совсем. Ведь в стране царила эпоха «угара НЭПа», характеризующаяся таким же сильным расслоением общества по доходам и заработкам, что и в современную эпоху. Простые обыватели, глядя повсеместно на жизнь на широкую ногу бизнесменов-нэпманов, чиновников, помогающих продвигать интересы этого класса, конечно же не испытывали особого желания трудится на рядовой работе с сопутствовавшей ей зарплатой. Взглянем на срез общества того времени, представленный писателями той эпохи – Ильфом и Петровым, Булгаковым, Зощенко. В их произведениях практически начисто отсутствуют настоящие труженики. А все персонажи, если не заняты добыванием средств сомнительным образом, то числятся на непыльных офисных работах. Пусть и за жалкие 46 рублей в месяц, как у гражданина Корейко из книги «Золотой телёнок». Даже у такого революционера-писателя, как Николай Островский, мы видим, как разлагающе подействовала мелкобуржуазная психология НЭПа, в том числе и на советские и партийные кадры, у которых стал пропадать первоначальный позыв к созидательному труду.

Немудрено, что в такой атмосфере происходили любопытные казусы с трудоустройством, как например, случай во время начала строительства одного из индустриальных первенцев той эпохи – ДнепроГЭСа. Парадокс поначалу заключался в следующем – рабочих нужно было на стройку много, а желающих трудится на тяжёлой физической работе, с помощью лопаты и тачки, мало. При этом, в рядом расположенном Киеве более 50-ти тысяч человек числились безработными и проживали на скудное государственное пособие. Но вот им объявили о наличии огромного количества трудовых вакансий на начинающейся стройке. Однако желающих поменять скудное пособие и комфортные условия проживания в городе на скромную, но честную зарплату разнорабочего и жизнь в рабочем общежитии, нашлось совсем немного. С таким отношением к труду, ни о какой индустриализации нельзя было и помыслить. Вот тогда руководство страны и взялось за применение шоковой трудотерапии. Принуждение к труду было комплексным, по многим направлениям, отметим только самые радикальные. Первое – вслед за началом всеобщей коллективизации сельского хозяйства, во время перехода на новые хозяйственные рельсы, резко обострилась продовольственная проблема в стране, из-за которой была введена карточная система по снабжению населения продуктами питания и основными товарами широкого спроса. Причём нормы получения продуктов и товаров по карточкам были разные для различных слоёв населения. Для иждивенцев, безработных — они были минимальными. Для занятых производительным трудом — более насыщенными по объёму и видам получаемых продуктов. Такой метод сработал моментально. Ситуация пришла в норму: хочешь больше потреблять- иди работать по необходимой обществу профессии. Другое подтверждение эффективности такого метода, выразилось в народном афоризме: «Кто не работает – тот не ест», который на десятилетия закрепился в жизни и сознании абсолютного большинства советских людей. Ну, а для тех, кто не желал соответствовать такому общественному постулату, была приготовлена побудительная статья уголовного кодекса, в которой речь шла о тунеядстве. Многие и сейчас вздыхают о ней, как о необходимом лекарстве для современного поколения.

Одним словом, всего за несколько лет слово «безработица» исчезло из отечественных оборотов речи. О ней наши граждане узнавали только из рубрик прежних СМИ, посвящённых жизни за рубежом. Затем поднялись поколения, которые даже умозрительно не могли представить ощущения человека без работы на себе. Но шли годы, менялось руководство страны, настроения и взгляды в обществе. И вот уже в эпоху застоя (70-80 годы), в бытовой речи, или с экранов (пока только в комедиях) зазвучало, что честно выполнять свой трудовой долг перед страной и обществом уже не есть добродетель в абсолютной инстанции. Стали распространяться слухи – за рубежом даже безработные на пособия живут лучше, чем мы, работающие. Появилось даже целое течение, в основном среди «молодых-продвинутых». Они формально выполняли нормы закона о тунеядстве, затесавшись на какую-нибудь не обременительную работёнку – ночного сторожа, страхового агента, лектора-общественника, и тому подобные, и имели массу свободного времени, занимаясь более любимым занятием (жить за счёт родных, спекулировать шмотками, или другими сомнительными родами деятельности). Но в целом государство до последнего несло на себе заботу о трудоустройстве человека, причём самую разнообразную по формам, предлагая различные варианты трудовой карьеры и повышения материального положения. В ход шло всё рациональное – получение за государственный счёт дополнительного образования любой формы, создание новых высокодоходных рабочих мест (районы Севера), внедрение мобильного вахтового способа трудовой деятельности, первоочередное предоставление работы молодым специалистам и масса других льгот по трудоустройству. То есть плановая экономика до последнего ограждала человека от такого явления как безработица.

Всё это закончилось четверть века назад. Государство просто умыло руки по воздействию на рынок труда, на котором в мгновенье ока воцарилась анархия дикого неуправляемого рынка. Про мытарства и обречённость людей в этот период, пожалуй, и не стоит рассказывать, так как эти годы ещё слишком свежи в народной памяти. Но, всё же, хочется одним ярким штрихом показать, до чего были доведены все – экономика, правовая сфера, судьбы и чаяния людей на стыке двух веков.

Штрих будет следующий. Откройте подшивки местных газет того времени, где в разделах «Ищу работу», явочным порядком давались следующие объявления: «Ищу посредника, для трудоустройства на постоянную работу. Желательно УМЗ, ТМК или СЦК на любую должность. Материальное вознаграждение посреднику гарантировано». В таком объявлении вся картина тех лет.

Но, долой грустные воспоминания. Времена стали меняться. Государственный подход ко многому, происходящему в нашем обществе, ощущается всё более явно. Может, и не совсем последовательно и быстро, как кажется некоторым, но он ощутим для всех. Государственный корабль разворачивается на курс проведения рациональной и методичной социальной политики, с большим использованием багажа планового подхода при решении основополагающих и долгосрочных программ и проектов. К таким по праву можно отнести и выполнение государством конституционной нормы по обеспечению каждого человека возможностью трудится.



Новые подходы к старым вопросам

На днях новый руководитель областного Управления по координации занятости и социальных программ Елена Старенкова рассказала о реализации главной государственной программы «Дорожная карта занятости – 2020».

— Программа «Дорожная карта занятости — 2020» (ДКЗ) является действенным механизмом содействия продуктивной занятости населения, содействует повышению его благосостояния и снижению роста безработицы. Программа работает с 2011 года, в ходе её реализации постоянно вносятся дополнения и усовершенствования по более эффективному применению.

Государство уделяет этому направлению социальной жизни большое внимание. Так на реализацию Программы из республиканского бюджета на 2016 год на нашу область выделено 9 млрд. 194,3 млн. тенге. Это значительная сумма, которая показывает всю заинтересованность государства данным социальным направлением.

Основным показателем эффективности Программы является трудоустройство её участников. По состоянию на 1 сентября 2016 года трудоустроено всего почти 8,5 тыс. человек, из них 6,8 тыс. на постоянные рабочие места. Из этого количества, основную группу вновь трудоустроенных составили люди из числа безработных – 3686 человек и самозанятых – 3700. От общего числа охваченных мероприятиями Программы, молодёжь составляет почти 3 тысячи человек, женщины чуть более трёх тысяч человек и инвалидов – 176 человек.

В комплексе с другими мероприятиями в области достигнуты положительные результаты по основным показателям рынка труда. Уровень безработицы снизился с 5,7% в 2010 году до 5% по итогам первого полугодия этого года. Уровень молодёжной безработицы снизился более чем на 4% и сейчас составляет лишь около 3%. Пока хуже показатели женской безработицы – 6%. Большие усилия предпринимаются по снижению уровня самозанятого населения. Его количество снизилось на существенную величину, на 21,8% (на 52 709 человек), но всё ещё остаётся достаточно значительным – 189 638 человек, или 28,4% от численности всего занятого населения. Количество малообеспеченных граждан уменьшилось и составляет около 20 тыс. человек.

Выполнение Программы идёт по нескольким основным направлением: 1) по обеспечению занятости через развитие инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства; 2) по стимулированию предпринимательской инициативы; 3) по содействию в трудоустройстве через обучение и переселение в рамках потребностей работодателя.

По первому направлению Программы ДКЗ — 2020 на 2016 год выделены средства из республиканского бюджета в размере 5 млрд. 269,7 млн. тенге на финансирование 577 проектов по капитальному и текущему ремонтам объектов ЖКХ, школ, больниц, дорог и т.д. Под выполнение этих проектов планируется создать 2641 новое рабочее место, на которые будут трудоустроены 1420 человек безработных через центры занятости. Процедура оформления для желающих устроится работать по данному направлению довольно простая – нужно обратиться в центр занятости, где претендент получит консультации и информацию о вакансиях и работодателях, реализующих инфраструктурные проекты. Далее претенденту на вакансию нужно выбрать профессию, по которой он хотел бы работать, сдать документы. Затем центр занятости передаёт сведения о претенденте работодателю, дальше собеседование с работодателем, его согласие на работу и заключение социального контракта о трудоустройстве. С началом работы центры занятости продолжают отслеживать судьбу трудоустроенного человека. Дело в том, что сейчас повсеместно распространена практика испытательного срока для работников на 1-2 месяца и только потом заключается трудовой договор на постоянной основе. Вот этот период остаётся на контроле у работников центров занятости.

Теперь о втором направлении по стимулированию предпринимательской инициативы. В его рамках основные средства выделены на микрокредитование населения – 1 млрд. 950 млн. тенге и на обучение основам предпринимательства – 19,3 млн. тенге.

Для микрокредитования участников Программы произведён отбор 780 проектов на общую сумму 1 млрд. 950 млн. тенге через ВК филиал АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства». На начало сентября уже выданы кредиты 187 участникам на сумму 442,5 млн. тенге и дополнительно поступила 251 заявка от городов и районов на общую сумму более 610 млн. тенге. Условия получения микрокредита следующие – необходимо пройти месячный бесплатный курс обучения основам предпринимательства. Затем — целевое использование микрокредита, который выдаётся не более чем на 5 лет и на сумму не выше 3 млн. тенге, кредит не предоставляется на потребительские цели. Есть дополнительная поддержка при получении микрокредита, связанная с развитием инфраструктуры объекта бизнеса, или приобретением сопутствующего оборудования, а также с получением сервисных услуг по сопровождению проекта (маркетинговые, юридические, бухгалтерские и прочие услуги) сроком до одного года.

Третье направление состоит из двух компонентов. Первый — профессиональное обучение. Таким обучением в текущем году планируется охватить 956 человек по 32 востребованным специальностям, заявленных работодателями. На эти цели предусмотрено почти 182 млн. тенге. Есть такие формы поддержки по обучению – выплата стипендии на период обучения и возмещение расходов на проезд до места обучения, а также проживание в общежитии или возмещение затрат, связанных с арендой жилища. После завершения обучения претендент может быть направлен на социальные рабочие места с частичным субсидированием заработной платы (первые 6 месяцев до 50% зарплаты, но не более 26 тысяч тенге, следующие 3 месяца до 30%, и последующие 3 месяца до 15%).

Второй компонент направлен на сокращение дефицита рабочих кадров, который имеется в отдельных регионах. Здесь главная забота о трудовых мигрантах направлена, прежде всего, на строительство и приобретение служебного жилья, а также для выплаты субсидий на переезд к месту постоянной работы. На эти нужды на этот год запланировано выделение более 1 миллиарда тенге.

Помимо основных направлений по ДКЗ — 2020, уже на всей территории РК действует ещё проект, нацеленный на вовлечение населения в трудовую деятельность. Это проект «Орлеу». Его особенность – заменить получение скромной адресной денежной социальной помощи малоимущим слоям населения на возможность через трудоустройство поднять свой статус и материальное положение. Такая обусловленная денежная помощь государства лицам и семьям с месячным среднедушевым доходом ниже 60% от величины прожиточного минимума на условиях социального контракта по трудовой активизации семьи. Это создаёт условия для того, чтобы человек или член семьи смог устроится на работу и жить на заработанные деньги, а не сидеть на скромное пособие по безработице, теряя при этом трудовые навыки, погружаясь в нищету, превращаясь в патологического иждивенца. Смысл этого проекта – возможность людям осознать, что лучше жить на зарплату, а не на скромные пособия, на которые никогда не удастся быть успешным по жизни. По этому проекту, для людей, изъявивших своё желание, центры занятости также подыскивают работу, как и по программе ДКЗ — 2020, беря на себя часть затрат по переобучению, переезду к месту работы и т.д. Условие при этом такое – на период действия этого социального контракта приостанавливается выплата адресной материальной помощи.



Программы хорошие – важно исполнение

Судя по приведённым цифрам бюджетных средств, выделенных на поддержку по трудоустройству, государство, видимо, серьёзно взялось решать эту сложную проблему. Около 10 миллиардов только на ВКО. В масштабах всей страны это потянет на все 100 миллиардов тенге в год! Это серьёзные средства. Главное, что сейчас требуется, это не дискредитировать столь нужную Программу формальным подходом к делу, не удариться в банальное освоение средств, а донести их точно по каждому личному адресу нуждающимся в такой помощи с максимальным обоюдным эффектом и для отдельного человека, и для государства в целом. И ещё. На брифинге было много сказано о внешних усилиях по решению задач Программы, но раскрыты они, прежде всего, в виде количественных показателей, выраженных в миллиардах тенге и количестве людей. Желательно узнать и качественные показатели такой работы, с возможным ознакомлением со специальностями трудоустроенных, их средним заработком и т.д. То есть привлечь людей не только социальными рабочими местами, иногда возможно по самым простым, или сезонным видам работ, а показать, что по этим Программам можно получить и действительно престижные рабочие места, требующие хорошей квалификации и достойной зарплаты. Такие примеры нужно популяризировать для более активного участия населения в подобных Программах. Ведь и сегодня немалое число людей, не имеющих постоянной работы, и не желают её иметь. Перебиваются случайными заработками, сидят на шее у родных, попрошайничают, словом, существуют любыми способами, а вот напрягаться на работе не хотят. Возрождать престиж труда и нужно на положительных примерах воплощения в жизнь государственных программ по преодолению безработицы.



Подготовил

Сергей Михеев