Умирает село – умирает школа

Газета "Flash!"

1 сентября не прозвенел первый звонок в школе – девятилетке им. Оралхана Бокея посёлка Белогорский Уланского района. По решению районного акимата школа была закрыта, как малокомплектная.

— В школе обучалось всего 15 учеников, 9 ребятишек младшего школьного возраста, 6 — старшего, — рассказывает заместитель акима Уланского района Роза Мамырбаева. – На это количество учеников работало 10 преподавателей и технический персонал. Содержание одного ученика обходилось бюджету района в 1,4 млн. тенге. Конечно, скромный районный бюджет не может больше нести такую нагрузку. В трёхэтажном здании использовался только первый этаж, два других были законсервированы.

Учителя, как могли, боролись за сохранение школы. Против закрытия школы выступали и сельчане, под письмом с просьбой оставить учебное заведение подписались 23 жителя посёлка. Преподаватели даже скинулись на поездку в Астану, и даже смогли добиться 23 июля встречи с вице-министром образования и науки Эльмирой Суханбердиевой. Чиновница министерства их успокоила – возвращайтесь домой, школа будет работать. Но, как оказалось, эти громкие слова были лишь способом отделаться от назойливых посетителей. Ведь содержится школа районным бюджетом, и принимать решение о функционировании учебного заведения вправе только акимат района.

Вообще учителя этой школы – пример для подражания, этим женщинам нужно поклониться. У них у самих собственные дети, а они взяли в семьи ещё и пятерых патронатных детей из детского дома. У одной из преподавательниц своих пятеро, и патронатный ребёнок – шестой. На это обстоятельство и били учителя в надежде отстоять школу. Ведь согласно договору на патронатное воспитание, ребёнок должен проживать в семье. А если учителя лишаются работы, им придётся переезжать из посёлка, а детям вернуться в детдом.

— Все эти вопросы решены, — заверяет Роза Узаковна. – По всем учителям мы отработали точечно, и всем помогли с трудоустройством. У нас работали учителя, прописанные в Усть-Каменогорске и других населённых пунктах. Всем мы нашли работу в областном центре. Последнему преподавателю, которая оставалась без работы и официально проживает в селе Прапорщиково, предложена работа в СШ №32 Усть-Каменогорска. Часть преподавателей будет работать в Ахмирово, Бозанбае и посёлке Касыма Кайсенова. Поскольку у патронатной мамы есть работа и жильё, то и патронатный ребёнок будет находиться с семьёй, ни один из них не будет возвращён в детский дом.

Заместитель акима района говорит, что понимает значение школы для села.

— Конечно, школа – это какой-то центр жизни в сельской местности. Закрывается школа – и жизнь замирает. Я бы сама сделала всё возможное, чтобы эта школа продолжала работать. Но здесь на первый план вышли даже не непомерные финансовые расходы, а качество знаний. Дети страдают, не получая должных знаний. В школе нет преподавателей более чем по половине предметов. Предметы ведут по совмещению, причём учителя естественных и точных наук ведут гуманитарные предметы, и, наоборот, гуманитарии – технические науки. Какие могут быть в такой обстановке знания? Это показал и контрольный срез знаний, например, диктант ребята написали на «двойку». В дальнейшем эти ученики будут просто неконкурентоспособными. Дети должны получать хорошие знания, чтобы в дальнейшем продолжить образование.

В акимате рассматривали разные варианты дальнейшего обучения.

— Да, был вариант отвозить детей в другую школу в одном из соседних сёл. Но это нереально. Зимой в этих местах так заметает, что только К-700 может расчистить дорогу. Поэтому все ученики были рассредоточены по другим школам. Основная часть школяров – это дети самих учителей, и они перейдут в другие школы с родителями.

— Что будет со зданием школы?

— Его выставят на продажу через аукцион. Оно прекрасно подойдёт, например, под организацию базы зимнего отдыха, места здесь живописные. Здесь может разместиться и социальное учреждение. Этот вопрос будет решён — открыто и гласно.

— А где же будут учиться сельские дети, которые сейчас ещё в дошкольном возрасте?

— Пока в обозримой перспективе этот вопрос не актуален.

Вот в этом и вся трагедия. Звонкий, счастливый смех детворы уже не слышится во многих наших сёлах. Молодёжь и люди среднего возраста уехали, остались лишь пожилые, и детей либо нет совсем, либо их единицы. Роза Узаковна рассказала, что в прошлом году была закрыта школа, где учились лишь три ученика. Сёла умирают.

В 1985 году в посёлке Белая Гора проживало 2000 человек, и практически все работали на одноимённом руднике. Перестройка и приход рыночных отношений поставили крест на деятельности рудника. И некогда процветавший посёлок пришёл в запустение. В 2003 году там проживало уже 499 человек, население уменьшилось в 4 раза! А в 2016 году дело дошло до закрытия школы. А ведь когда — то эта трёхэтажная школа жила, звенела, гудела ребячьим гомоном. Но умирает село – умирает и школа. На одной из сессий областного маслихата было принято решение об изменении в административно – территориальном устройстве области. Депутаты просто формально проголосовали за то, чтобы считать утраченными более 10 населённых пунктов. Их удалили с карты области, там не осталось ни одного жителя. И такие печальные перемены на карте ВКО происходят постоянно.

Денис Данилевский