Как добраться до верхних этажей?

Газета "Flash!"

Предыстория темы

Появление первых многоэтажных жилых домов, оснащённых лифтовым оборудованием, в нашем городе относится к концу 60-х годов прошлого века. Тогда в районе дорожного кольца площади Ушанова и на улице Краснооктябрьской (ныне пр. М. Ауэзова) появились первые девятиэтажки из белого кирпича. Для города и горожан это было настоящим событием – на такое чудо архитектуры и жилищного сервиса специально приезжали из других районов города, посмотреть, а может и прокатиться на не изведанном до этого момента творении мысли человека.

В нашем городе лифты стали появляться уже в новом техническом и дизайнерском исполнении, и до сих пор являются основным средством передвижения на верхние этажи.

Однако, как известно, к хорошему люди привыкают быстро, а вот относится к нему бережно — не всегда. Многие помнят, что и в те времена были случаи варварской эксплуатации лифтов – то кнопки изуродуют, то кабину разрисуют, а то и неподъёмные и громоздкие вещи в неё напихают. А сколько было «праведных» возмущений по поводу запусков лифтов в эксплуатацию в новых домах, которые, как правило, разумно работники ЖКХ проводили спустя месяц-другой после заселения нового дома! Такие темы были постоянной рубрикой городских СМИ того времени и считались по меркам своей эпохи проблемными.

Эх, не ведали тогда беспечные граждане бывшей страны, что действительные проблемы, что называется «с большой буквы», ожидают их впереди, когда календари начнут отсчитывать последнюю десятилетку ХХ века.



Затяжное падение

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства стали нарастать вслед со сломом прежней системы экономической жизни. Причём, что любопытно, эта тенденция ярко ощущалась по схеме – от центра к периферии. До регионов этот хозяйственный тайфун доходил в полной мере спустя год-другой, поэтому, когда по столицам уже вовсю гуляла разруха, в том же Усть-Каменогорске по инерции всё ещё слаженно работали городские службы. Город без особых проблем пережил остаточные подземные толчки зайсанского землетрясения 1990 года. Эти толчки проверили на прочность качество жилого фонда города, прежде всего, высокоэтажные здания и их лифтовое оборудование. И нужно сказать, что за исключением нескольких случаев заклинивания и перекоса дверей лифтов, особых неприятностей для коммунальщиков подземная стихия не принесла, подтвердив высокое качество застройки современных на тот момент микрорайонов города с высотными домами.

Но, то что не удалось стихии, получилось у рыночных реформ. В результате погрома планового хозяйствования, разрушения производственных хозяйственных связей, ухода предприятий от поддержки социальной инфраструктуры и тому подобного, резко сократились бюджетные поступления и городские жилищно-коммунальные службы оказались на голодном пайке. Не стало средств и возможностей, закупать новые запасные части и материалы, осуществлять плановые ремонты действующего оборудования, как результат — уже к середине 90-х годов примерно половина лифтов в городе остановились.

Началась «эра металлолома», когда любая алюминиевая, медная, а затем и просто железная проволочка, стала вожделенным предметом, который можно было обменять на наличные, или палёную водку. В особой цене стали различные электродвигатели, с их большой начинкой из медной проволоки и дюралевых корпусов. Они в первую очередь попадали под демонтажные атаки воришек. В итоге, к началу жилищной приватизации в конце прошлого века потери и износ лифтового хозяйства в городе уже зашкалил за критическую отметку. Жилищная же приватизационная реформа смогла лишь существенно остановить прямое наступление разрухи. Но не смогла и не может до сих пор без поддержки государства осуществить переход на самостоятельную способность КСК и кондоминиумов за счёт средств исключительно жильцов решать вопросы поддержания всей домовой инфраструктуры в надлежащем виде. В результате возникла патовая ситуация в ЖКХ. Все уже давно поняли, что сами обладатели благоустроенных квартир, в большинстве своём, принципиально не могут остановить ползучий износ и обветшалость жилых зданий. Правительство запускает одну за другой различные программы по дополнительному участию жильцов в ремонте и модернизации жилого фонда, но ход их реализаций остаётся плачевным. Так, по программам термомодернизации жилого фонда, или по внедрению теплосберегающего оборудования и счётчиков учёта, на которые возлагались большие надежды, планы не выполнены и наполовину. Но остановимся на нашей теме по лифтовому оборудованию.

Лифт, как оказалось (раньше об этом граждане как-то не задумывались), предмет довольно дорогой. Приблизительно один лифт по ценам прошлого года, до девальвации, стоил порядка 7-8 миллионов тенге, можно допустить нынешнюю цену в пределах 10 миллионов. Сейчас по данным отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Усть-Каменогорска требуют замены 59 лифтов. Это уже тянет на как минимум полмиллиарда тенге! Цифры вроде бы внушительные и пугающие, за которыми вроде видится безнадёжность. Но так ли это?

Государство протягивает руку помощи

На отчетной встрече зимой этого года руководства города с населением, бывшему акиму города Темирбеку Касымжанову была обращена мольба о помощи от жильцов дома №20 по Набережной Иртыша им. Славского. От их имени выступила Галина Петренко: «Мы уже 4 года живём без лифта. Жизнь превратилась в пытку. Есть инвалиды, у которых теперь не имеется никакой возможности выйти на воздух, спустится вниз даже по самой острой необходимости. Пешком на 9-й этаж поднимаются врачи скорой помощи, а ведь за это время может произойти самое страшное. От отчаяния мы готовы всем домом, всеми шестью подъездами просить Вас о помощи».

Ответ градоначальника был следующим:

— С лифтами положение очень непростое. Они находятся в общедолевой, частной собственности. Имущество, находящееся в частной собственности, мы не имеем права ремонтировать за счёт бюджетных средств. Поэтому мы переводим лифты в государственную собственность, чтобы была возможность их отремонтировать или заменить новыми. После ремонта лифты возвращаются в общую долевую собственность жителей дома. Из 94 лифтов в жилом секторе – 59 сейчас не работают. В 2015 году было отремонтировано 18 лифтов, в 2016 – будет только 6.

Есть ещё вариант ремонта лифта через программу модернизации жилья. Государство выделяет деньги, а жители потом в течение 7 лет возвращают эти средства.

В своём ответе бывший градоначальник дал ясную подсказку — как можно решить проблему с лифтами. Хотите замену лифта на новый работающий, но при этом, не желая вкладывать в это собственные средства – ждите годами в очереди. Желаете достаточно быстро – включайтесь в госпрограмму и постепенно оплачивайте замену или капитальный ремонт лифта. Выбор за Вами, господа собственники квартир.

Теперь остаётся проверить – по какому варианту предпочитают решать свои проблемы с лифтами жители нашего города. Ответ находим в информации от того же городского отдела ЖКХ: «В городе из 59 лифтов, требующих замены, передано в коммунальную собственность, то есть баланс ГКП «Оскемен Тартiп» города Усть-Каменогорска, 47 лифтов. Далее, по мере выделения бюджетных средств будет производится ремонт лифтов в порядке очерёдности по дате передачи в коммунальную собственность».

Судьба жильцов таких подъездов с неработающими или плохо работающими лифтами уже ясна, это будет напоминать историю того же дома №20 по Набережной Иртыша, о которой рассказала сотрудник КСК «Огонёк» к которому относится данный дом, Таисия Санникова:

— В нашем КСК 11 домов и 12 лифтов, из которых один лифт не работает уже 10 лет. Его поначалу отключили за неуплату услуг и постепенно растащили на металлолом. Из оставшихся лифтов – 6 лифтов с просроченным сроком обязательного ремонта. В доме №20 у всех лифтов истёк срок годности по эксплуатации, но они по — прежнему работают, но плохо, до недели простоя, и он всё увеличивается, как в том же 6-ом подъезде, где он не работал 2 месяца. Жители дома единодушно переписали лифты на коммунальную собственность в 2015 году. Пока поменяли один лифт в 6-ом подъезде, и то по причине наличия ребёнка-инвалида, проживающего там. Остальные ждут своей очереди на замену.

Плата за услуги лифта в нашем КСК составляет 400 тенге в месяц с человека. Есть долги жильцов за пользование лифтами, в целом не очень существенные, хотя у некоторых они достигают 50 тысяч тенге.

Вот такой расклад с лифтами сегодня присутствует в нашем городе. Он был куда более печален, если бы не 24 отремонтированных лифта за последние полтора года с помощью государства по Программе «Организация сохранения государственного жилого фонда», однако уповать на то, что такая помощь будет только бесконечно расширяться за государственный счёт, как на то надеются наши граждане, не стоит. Мало того, по динамике замены лифтов (12 – в 2015г. и только 6 – в 2016 г.), ясно, что многие обречены топать на верхние этажи только за счёт собственной энергии.

Не вдаваясь во все причины подобного положения вещей, и не скатываясь в очередной раз в сопоставление двух различных социально-экономических эпох, а принимая только сегодняшнюю действительность, можно сказать – наше общество ещё не сумело адаптироваться к рыночным реалиям жизни, пониманию того, что социализма и поголовной государственной собственности и опеки давно нет. За всё теперь нужно платить индивидуально, и это справедливо для всех при капитализме. Вот и сейчас, многие не верят, что в нашей стране по — прежнему граждане тратят на квартирные расходы куда меньший процент своих доходов, чем в развитых странах. Подчёркиваем – процент от доходов, а не сами доходы. Там, в лучезарных странах, у населения от трети до половины всех расходов уходит на оплату жилья и коммунальных услуг! Теперь подсчитаем, сколько отечественная самая скромная семья, с доходом не более 120 тысяч тенге в месяц, тратит на оплату жилья и коммуналки. Вряд ли больше 10-15%.

А как мы хотели? Чтобы платить мало, но иметь комфорт проживания как у них? Нет, так не получается. Поэтому там лифты исправные и рабочие, а у нас очередь на бесплатный ремонт на годы вперёд.

Теперь присмотримся ещё раз к суммам стоимости замены лифта. Возьмём максимально высокую цену – 10 миллионов тенге. Сумма действительно на первый взгляд очень внушительная – стоимостью в полноценную новую двухкомнатную квартиру. Но, а если раскидать эту сумму на весь подъезд? Опять специально усложним ситуацию – вычеркнем квартиры нижних этажей, всё равно остаётся не менее 30-40 квартир в подъезде, жильцы которых пользуются лифтом. Делим на них 10 миллионов, получается по 250-300 тысяч тенге на одну квартиру. Конечно, и эта сумма для многих велика. Но это, если не откладывать понемногу, в течение, хотя бы двух-трёх лет накануне завершения срока эксплуатации лифта. И вот уже остаётся не более 100 тысяч на одну квартиру в год на капитальный ремонт, или примерно по 10 тысяч ежемесячно. Что ни говори, ну нет уверенности в том, что жильцы одного из самых престижных районов города, в каком находится дом №20 по Набережной Иртыша, поголовно не в состоянии откладывать такие деньги на необходимую услугу своего проживания. Скажем сами себе откровенно – ведь мы бежим в магазины покупать новые модели смартфонов, или планшеты стоимостью в 50-80, а то и за 100-200 тысяч тенге, и не очень задумываемся, а зачем они нам? Мы даже берём кредиты, чтобы купить такие смартфоны, а вот заплатить за ремонт лифта не хотим! Парадокс? Получается, что смартфон важнее лифта?

Или посмотрим, а к кому обращаются жители города, проживающие в частном индивидуальном секторе, неужели также толпами осаждают акимат с мольбами о спасении? А таких домишек в черте города до 40 тысяч! Что они делают, если внезапно крыша потекла, забор обвалился, топливо нужно срочно запасти к зиме? Да они всё это заранее предвидят и всегда стараются откладывать на эти дела из собственных доходов, а если их не хватает, идут брать кредит, занимать у знакомых и родных, одним словом, находят варианты. И так было всегда, при любых эпохах. У них чувство личной ответственности за своё жильё, за комфортные условия в нём на порядок выше, чем тех, которые в своё время, получив бесплатное жильё от государства или предприятия, или по наследству от родителей, почему-то решили, что, приватизировав квартиру, можно отвечать в полной мере только за неё, а остальное пусть за счёт других ремонтируют? Вот что касается продать или купить квартиру, для многих в своё время получивших её бесплатно, или сдавать её в аренду, получая при этом недурной дополнительный доход – это нам позволено. А вот ремонт осуществить, даже не полностью за свой счёт, да ещё в рассрочку, что предлагает государство в своих программах по жилью – это мы не можем.

Спору нет, жильцы бывают разные. Есть и инвалиды, живущие на пособие, есть одинокие пенсионеры, получающие минимальный размер пенсий, матери-одиночки и т.д. Вот о ком должно заботится государство в первую очередь, и помогать им, беря на себя часть расходов по проживанию. Такая работа ведётся, может, она кажется недостаточной. Но это отдельная тема разговора, но чтобы всем и во всём, что касается жилья, оказывалась государственная помощь, зачастую за счёт других категорий нуждающихся в ней?! Да у нас не коммунизм, а капитализм на дворе, пора протереть глаза и принять такие реалии. Ведь что такое выделить из городского бюджета до 10 миллионов тенге на замену одного лифта? А это значит не построить для молодой семьи дополнительную квартиру. А семья ждёт своей очереди, снимая углы и отдавая за это до половины семейного дохода, зачастую вот этим самым арендаторам, которые потом просят о государственной помощи в починке лифта, и которые, якобы не имеют никаких личных средств для собственного участия в этом деле. Или, возможно, за счёт направления денег на ремонт лифтов опять отложить программу по расселению из ветхого жилья, где люди живут в нечеловеческих условиях многими годами, при этом за свой счёт умудряясь удерживать свои бараки от полного разрушения?

Вот над таким комплексным кругом жилищных проблем нужно подумать всем – городским властям, правлениям КСК и самим жильцам, ибо только трезвый взгляд на реальность поможет решать в дальнейшем вопросы, стоящие перед собственниками благоустроенного жилья нашего города. При этом надо отметить, что городские власти откликаются на проблемы жителей, и тот же лифт в доме №20 по Набережной Иртыша был заменен менее чем через полгода после обращения жителей, и под личным контролем уже нового акима города Ерлана Аймукашева.



Сергей Михеев