В Семее состоялась Акция Мира, посвящённая 25-летию закрытия Семипалатинского испытательного ядерного полигона.
29 августа – важная памятная дата для всех казахстанцев. В этот день, 25 лет назад, Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым принято судьбоносное решение о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона.
На острове Полковничьем собралось порядка 25 тысяч человек. В этот знаменательный день вместе с тысячами семейчан в «Акции мира» приняли участие аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов, профессор Токийского университета Тэкуо Окадо, аким Семея Ермак Салимов, а также ученые и руководители международных общественных организаций, ведущие активную работу по пропаганде мира и полного разоружения государств от ядерного оружия. Значимость 25-летия закрытия Семипалатинского полигона высоко оценил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Текст его официального обращения был зачитан во время проведения митинга.
— Международное сообщество высоко оценивает действия Нурсултана Абишевича как признанного мирового Лидера, — сказал Даниал Ахметов. — Восточноказахстанцы самые активные сторонники инициатив в области ядерного разоружения, потому что на себе познали разрушительную мощь этого оружия. Уверен, что мирные инициативы нашего Великого Современника Нурсултана Назарбаева и принципы мирового развития, изложенные в его Манифесте «Мир. XXI век» найдут широкую поддержку во всех странах.
Участница Акции Мира из Японии, профессор университета Токио Тэруэ Окадо рассказала о том, что ее земляки на себе испытали масштабные последствия ядерного оружия, и она понимает, что отказ от него важен для всех стран.
— Я родилась и выросла в городе Хиросима, в месте, ставшем пустой равниной после ядерного удара в 1945 году. С малых лет мне не раз приходилось слышать рассказы переживших тот страшный день. В 1989 году прокатилась волна движения «Невада-Семей», и я поняла, что в мире есть такие же пострадавшие от ядерного оружия, как и в Японии. Ваш президент Нурсултан Назарбаев совершил поистине решительный и важный шаг, избавив свой народ от ядерного монстра. И теперь Казахстан стал оплотом мира и согласия, продвигающим идеи отказа от ядерного оружия по всей Земле, — сказала Тэруэ Окадо. — Ваша страна добровольно отказалась от высокого ядерного потенциала. Это пример для всего мира! В следующем году Казахстан будет непостоянным членом Совета Безопасности ООН, и мы надеемся, что наши страны добьются высоких результатов в области ядерного разоружения.
Затем приглашенные гости возложили цветы к монументу «Сильнее смерти» и почтили память жертв испытаний ядерного оружия минутой молчания.
— Мы, казахстанцы, испытываем особую гордость от того, что первый и наиболее крупный вклад в процесс ядерного разоружения, обеспечения мира и стабильности на Земле был внесен нашим президентом – подчеркнул Даниал Ахметов.
42 года испытаний на полигоне – это страницы мировой истории и истории нашего края. Символично, что полигон был закрыт именно в тот день, когда состоялся самый первый ядерный взрыв – 29 августа. В 1949 году именно 29 августа впервые на полигоне провели испытание атомной бомбы.
Вот что вспоминает Владимир Пигаваев, житель Семея, долгое время работавший в Семипалатинском обкоме партии. Владимир Николаевич скрупулезно изучает историю полигона, он и сам немного причастен к этим событиям.
«В бывшем Советском Союзе за период с 1949 г. по 1990 гг. было осуществлено 715 ядерных испытаний и ядерных взрывов в промышленных целях. По данным Минатомэнерго РФ, за период 1949-62 гг. на этом полигоне было произведено 124 наземных, атмосферных и высотных взрывов. Здесь впервые были испытаны урановая, водородная, термоядерная бомбы.
В СССР 1962 год можно считать годом максимальной интенсивности проведения атмосферных ядерных испытаний. В течение этого года было осуществлено 79 испытаний, из них на Семипалатинском полигоне 41 испытание мощностью от 0,001 килотонн до нескольких десятков кт.
10 сентября 1956 г. на полигоне было проведено войсковое учение с применением атомной бомбы мощностью 40 кт, которая была сброшена с высоты 8 км с расчетом взрыва на высоте 300 метров. В учении было задействовано 1,5 тыс. военнослужащих. К эпицентру взрыва на расстоянии 500 метров десантировалось 272 человека. Участники этого учения подверглись переоблучению. Выжившие ветераны учений в конце 1980 г. создали Комитет подразделения особого риска для отстаивания своих прав.
Полагаю, что мой рассказ о полигоне не будет полным, если не расскажу вам о своих ощущениях (даже страхах) во время проведения испытаний в радиусе около 3-х км от эпицентра взрыва. На этот раз на «показательном» взрыве присутствовали журналисты центральных, республиканских СМИ. Мое ходатайство о присутствии местных СМИ не увенчались успехом. Ничего не поделаешь.
До взрыва остается где-то 10 минут. Напряжение нарастает. Я стою с корреспондентами программы «ВРЕМЯ» и смотрю, как они готовятся к съемкам. На журнальном столике они установили гранёный стакан, наполненный до краев «Пепси –Кола». Все смотрим на военных, как они себя ведут, все же интересно. Они вдруг ноги расставили, как бы готовые к прыжку. Вдруг гора приподнялась, будто какая-то чудовищная сила, стремясь вырваться наружу, дохнула из недр земли. Казалось, еще немного, и гора опрокинется, и я, и все увидим огненный шар, грибовидное облако, быстро устремляющееся ввысь. Но этого не происходит. Гора медленно опускается, засыпая своими глыбами адский огонь. Смотрю, как гранёный стакан с «Пепси-Кола» приподнялся, как живой и снова с грохотом опустился на место, но не опрокинулся. Эти кадры потом постоянно показывали по Центральному телевидению в программе «Время». Но вдруг, что это? Почва под моими ногами уходит вниз, и я как будто повисаю в воздухе, затем поднимается, и мои ноги непроизвольно согнулись в коленях. Это повторяется снова, и мне кажется, я стою не на земле, а на небольшом куске льдины, плывущей по Иртышу. Льдина качается и вот-вот сбросит меня в воду. Смотрю, военные, как стояли в позе к прыжку, так и стоят. А нас не предупредили и не консультировали, как себя вести во время взрыва.
До начала взрыва каждому из нас выдали армейские дозиметры (похожие на чернильную авторучку), в эпицентре каждый из нас зафиксировал радиационный фон. Где-то через час после взрыва, нас посадили в автобусы и повезли на место испытания. Там уже успели залить бетоном трещины земли, никаких признаков испытаний. А армейские дозиметры показывали первоначальный фон радиации, лишь у тех, у кого были японские дозиметры, трещали как сумасшедшие…».
Знаменательную дату закрытия полигона отметили не только в Семее. В Москве, в Российском государственном гуманитарном университете состоялась международная научно-практическая конференция на тему «25 лет борьбы за безъядерный мир: от закрытия Семипалатинского полигона к глобальной инициативе Манифеста Н.А.Назарбаева «Мир. XXI век».
Заместитель министра иностранных дел Казахстана Ержан Ашикбаев в своем выступлении выразил убеждение, что конференция является вкладом в обширную программу мероприятий по случаю Международного дня действий против ядерных испытаний, который по решению Генеральной Ассамблеи ООН ежегодно отмечается 29 августа.
«Глава казахстанского государства обращает внимание мирового сообщества, что движение к безъядерному и бесконфликтному миру потребует глубоких ментальных изменений, новых многосторонних политических решений, высокого уровня доверия в международных отношениях. Его предложения по преодолению застоя в глобальном разоруженческом процессе являются не только всеобъемлющими, комплексными и новаторскими по сути, но, что более важно, выстраданы пережитым», – заявил казахстанский дипломат.
Посол Казахстана в России Марат Тажин заметил, что лица, принимавшие решение о месторасположении ядерного полигона в Восточном Казахстане, цинично воспринимали этот регион как «empty space» – пустое пространство – но он не был таковым в истории, памяти и культуре казахов.
«Это одна из самых важных областей в национальной культуре, – напомнил М. Тажин. – Восточный Казахстан – и в глобальной истории – место рождения алтайской цивилизации, по некоторым признакам гораздо более древней цивилизации, нежели все, что найдено в междуречье Тигра и Евфрата или в Восточной Азии. И значение решения Президента Казахстана о закрытии ядерного полигона, помимо всех прочих несло за собой эту очень важную миссию – восстановление подлинного исторического сознания и памяти».
Участники акции в Семее выразили надежду на то, что будущие поколения не повторят ошибки, из-за которых пострадали жители Японии и Казахстана. Они призвали другие страны поддержать работу, начатую Президентом РК за мир во всем мире.
Болатбек Темербаев
г. Семей