ТРОПОЙ ХО ШИ МИНА ЧАСТЬ VI СХВАТКА С ДЬЯВОЛОМ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Газета "Flash!"

Продолжение, начало в №2-6,9,11,13 — 2016 г.

«Зачем нужна была эта война?» — этим вопросом задаются не только американцы. Всё чаще и активнее на эту тему говорят и сами вьетнамцы. Ещё с десяток лет назад такой вопрос был бы просто кощунственным. Война за независимость, за объединение Родины, война против американских империалистов – это святое, столько жертв, крови, страданий! Но, прошло время, уже более 40 лет со дня великой победы вьетнамцев, и вот он разрушающий червь уже начинает поедать здоровый вьетнамский организм.

Так украшены здания к 70-летию августовской революции



Кстати, этот вопрос вам ничего не напоминает? Эту же тему уже давно муссируют либералы всех мастей на постсоветском пространстве. Дескать, зачем воевали в 1941-1945 годах, подняли бы руки вверх, как французы или датчане, и не было бы крови и жертв. У нас ведь сейчас находятся и те, кто полагает, что было бы гораздо лучше, если бы победила фашистская Германия. Стали бы германской провинцией, пили бы баварское пиво, кушали жареные колбаски, одним словом, «жили бы как люди». А националисты всех мастей вообще говорят, что это была «чужая война», воевала Россия, а остальных «пристегнула» к этой войне. К сожалению, сегодня мы уже привыкли к таким разговорам, привыкли к тому, что память о войне очерняют, обливают грязью, принижают, стирают из нашего сознания, и особенно стараются, чтобы о войне ничего не знали наши дети и внуки. А когда начались в Советском Союзе такие разговоры? С приходом перестройки, а пришла она к нам в 1985 году, через 40 лет после Победы. Так вот, и во Вьетнаме в прошлом году праздновали 40-летие Победы и 70-летие августовской революции.

Все города во Вьетнаме в августе прошлого года были окрашены в красный цвет. Плакаты, посвящённые 70-летию революции, тоже всюду: на государственных учреждениях, домах культуры, на главных проспектах и центральных площадях. Везде портреты вождя – Хо Ши Мина. На флагштоках развеваются два красных флага. С пятиконечной звездой посредине – это государственный флаг. С серпом и молотом – флаг Коммунистической партии Вьетнама. Кажется, что в Социалистической Республике Вьетнам всё незыблемо. Но это только на первый взгляд.

«Зачем нужна была эта война?» — этот вопрос подняла в своём рассказе наш гид Ань. С Ань (она попросила нас называть её Аней) мы провели два дня в Хошимине, в дельте реки Меконг, времени было много, и Ань очень хорошо знает свою работу. Чувствуется, что Ань тяготеет к либеральным взглядам. Сама она родом с Севера, жила в Ханое, училась в Советском Союзе. Но уже 10 лет, как переехала в Хошимин. Кстати, она практически не употребляет это название города. Да и сами жители Хошимина называют его по-прежнему Сайгон. «Мало времени прошло, название ещё не прижилось», — пояснила Ань, отвечая на мой вопрос. На Юг Ань переехала, потому что здесь, по её словам, больше возможностей. Под возможностями Ань подразумевает более активное развитие рыночных отношений на Юге. Да, Юг, только в 1975 году вошедший в состав единого Вьетнама, очень активно воспринял вьетнамскую перестройку. Сказывается наследие длительного пребывания здесь французов и американцев. Так вот, среди южан сейчас всё активнее и муссируется эта тема: мол, были бы друзьями с американцами, или вообще под американцами, может, и жили бы лучше? Вон, Южная Корея живёт с американскими военными базами, и нормально. И у нас был бы самостоятельный Южный Вьетнам. А в буддистском храме Хошимина выставлен огромный портрет марионеточного президента Южного Вьетнама Нго Динь Зьема, того самого, которого, говорят, хлопнули сами американцы. Портрет утопает в цветах и угощениях, который несут жители города. Теперь этот американский ставленник – почти национальный герой.



Марионеточный президент Южного Вьетнама теперь почти национальный герой



За 30 тыс. долларов Ань купила в Хошимине небольшой дом, из одной комнаты и кухни. Её дочь учится в Сингапуре. Дети южан больше настроены на учёбу в Сингапуре или в Малайзии. Дома учится уже не хотят, и родители копят на заграничное образование детей. Высшее образование во Вьетнаме бесплатное при условии набора определённого количества баллов на экзаменах. За среднее образование платят 3-5 долларов в месяц, может и дороже, в зависимости от учебного заведения. При средней зарплате в 200-250$, а на селе в 80-100$ — это немалые затраты.

Да, похоже, с началом вьетнамской перестройки намечается определённое противостояние Севера и Юга. На Севере пока более устойчивые социалистические позиции. Юг же активнее возвращается к капитализму. На Севере больше государственных предприятий, более развита индустрия. Юг – преимущественно аграрный, здесь более развит малый и средний, да и крупный бизнес. Сюда активно идут китайские, корейские, сингапурские, японские, малайзийские инвесторы. Плоды такого сотрудничества хорошо видны. Это шикарные отели, самый высокий во Вьетнаме 69-этажный небоскрёб с вертолётной площадкой, построенный китайцами в Хошимине. Южане смелее северян идут в бизнес, пусть даже и мелкий, торговый, ширпотребовский. Здесь прекрасно развивается туризм, сама природа способствует этому. Миллионы туристов со всего мира едут в Нячанг, Муине, другие курортные города Юга.

На Севере народ больше тяготеет к государственным предприятиям. Работа в госсекторе является престижной, и хорошо оплачиваемой по вьетнамским меркам (400-500$). Кроме этого, сотрудники госпредприятий (а пока большая часть крупной индустрии находится в государственной собственности, приватизация во Вьетнаме идёт очень осторожно), получают пособие в старости, это аналог пенсии. Как таковой пенсии во Вьетнаме нет. В государственном секторе сохраняется социализм – стабильная зарплата, отпуска, больничные, и даже пенсия. По-прежнему во Вьетнаме престижно служить в армии, служба обязательна, призывают на 2 года. Власти контролируют основные сектора экономики – тяжёлую индустрию, энергетику, крупную промышленность. В аграрном секторе есть и коллективные хозяйства, и частные, но земля в частную собственность не передаётся.

Вьетнамская перестройка началась после крушения Советского Союза. СССР оказывал Вьетнаму солидную экономическую помощь. Но с приходом Горбачёва эта помощь стала резко сокращаться. Кто-то может сказать – зачем вообще была нужна эта помощь? Для того, чтобы решать крупные геополитические проблемы, иметь союзников в таком важном регионе, как Юго-Восточная Азия, и не только союзников, а братский народ. Что такое потерять свои геополитические интересы – мы хорошо видим на примере современной России. Стоило утратить позиции на Ближнем Востоке, и тут же появляется ИГИЛ. Путин пошёл ещё дальше, и закрыл во Вьетнаме базу военно-морского флота в Камрани. Эту базу проезжаешь по дороге в Нячанг, там установлен памятник советско-вьетнамской дружбе.



Самый высокий небоскреб во Вьетнаме с вертолетной площадкой



Представителей бывших советских республик во Вьетнаме встречают с радостью. В Нячанге центральный городской парк носит имя писателя Максима Горького, и никто не собирается его переименовывать. Но после утраты советского влияния эту нишу сразу занял Китай. Да и американцы активно пытаются втянуть в свою сферу бывшего противника, нанесшего США самое крупное и унизительное поражение в истории. Недавно прошёл исторический визит президента США Обамы во Вьетнам, первый с момента окончания войны. В Хошимине его встречали тысячи восторженных жителей города, того самого города, из которого 40 лет назад американцы и их приспешники едва унесли ноги. А на торжественном приёме в Ханое президент Вьетнама Чан Дай Куанг назвал визит Обамы дуновением тёплого ветерка после холодной зимы. А ведь именно над Ханоем при помощи советских зениток был сбит тогда ещё молодой лётчик, а ныне знаменитый сенатор Маккейн, известный своей антироссийской позицией. При захвате в плен вьетнамцы сломали ему руку. А теперь визит президента США завершился вообще сенсационно – подписан договор о поставке американского оружия во Вьетнам, в том числе и летального оружия. Вьетнам хочет закупить в США противолодочные и разведывательные самолёты.

Да, похоже, не сломив вьетнамцев силой оружия, американцы хотят «задушить их в объятиях», как это случилось с Советским Союзом с начала 70-х годов прошлого века и до самого развала страны в 1991 –м. И, похоже, у американцев это начинает получаться. Такую тактику они умеют проводить.



ДЕНИС

ДАНИЛЕВСКИЙ

Нячанг –Хошимин

– Усть-Каменогорск

(Окончание следует)