КАК ПЛАТИТЬ ЗА КОММУНАЛКУ?

Газета "Flash!"

Населению Усть-Каменогорска предлагают существенно сэкономить на коммунальных платежах. Этим озаботилась алматинская компания по продвижению IT- продуктов АО «Алсеко», чьи представители прибыли в наш город и представили свой проект по улучшению результативности сбора коммунальных платежей и одновременно по росту экономии на таких платежах для граждан областного центра. Обсуждение такого проекта прошло с участием общественного Совета ВКО и экспертов из рабочей группы по вопросам ЖКХ данного Совета.

Здесь нужно отметить, что после принятия в конце прошлого года нового Закона РК «О деятельности общественных Советов», они стали обладать более существенными полномочиями по прохождению различных проектов общественного и хозяйственного регионального значения. А значит, мнение таких Советов будет отныне иметь более весомое значение при окончательном решении по реализации или отказу от предлагаемых проектов.

Так что же предложили усть-каменогорцам представители алматинской компании с мудрёно-туманным названием? В принципе, то же самое, что они предлагали ещё лет 5-6 назад – внедрение в нашем регионе такой же схемы по оплате коммунальных платежей, какую уже удалось внедрить в обеих столицах Республики (Алматы, Астана). Тогда, с первой попытки, этот проект не получил поддержки в Восточном Казахстане, и вот новая попытка.



РАДУЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Суть проекта проста. Сейчас каждая семья или гражданин оплачивают свои коммунальные платежи по принципу: один вид услуг – одна квитанция. А таких ежемесячных коммунальных услуг может доходить до 10 видов (электричество, вода, тепловая энергия, телефон, интернет, кабельное телевидение и т.д.). Нам предлагается все платежи свести в одну единую квитанцию, оплачивая только разовую комиссионную добавку к услуге банка за все виды коммунальных платежей, а не раскошеливаться на оплату комиссионных за каждую квитанцию. То есть, сейчас вы при оплате, допустим, 7 видов коммунальных услуг, платите 700 тенге комиссионных. А при единой квитанции эта банковская услуга может быть существенно меньше. Это главная приманка данного проекта.

Были представлены и другие. Вот что говорит исполнительный директор АО «Алсеко» Алексей Бозжанов:

— Привлекательность и результативность предлагаемого нами проекта, помимо снижения комиссионной доли в общих коммунальных платежах горожан, что может составлять до 9000 тенге в год для семьи, или до 900 млн. тенге в год по всему Усть-Каменогорску (!), состоит ещё и в том, что, по нашим наблюдениям, это может привести к 30% — ому повышению сбора коммунальных платежей, или увеличению сбора на 700 млн. тенге в год по городу Усть-Каменогорску (?!).

Это очевидно, исходя из нашей практики по Алматы и Астане. С созданием единого расчётного центра (ЕРЦ) и единого платёжного документа (ЕПД), граждане более организованно и дисциплинированно начинают оплачивать свои коммунальные счета. Им не придётся рыться по карманам и сумочкам в поисках нужной квитанции, коих сейчас приходит целый ворох, им не нужно будет напрягать память — какую услугу они уже оплатили, а какую ещё нет. Намного функциональнее выглядит разовый ежемесячный поход в банк и оплата всех видов платежей единовременно, да ещё и с экономией на комиссионных!

И это ещё не всё! В последующем, когда у компаний-услугодателей (Водоканал, ТС и т.д.) сократится потребность в содержании больших абонентских отделов, так как значительная часть их работы перейдёт к ЕРЦ (распечатка квитанций, их доставка и многое другое), их внутренние расходы, которые входят в стоимость тарифов, сократятся. А потому можно будет поставить вопрос о снижении тарифов на величину сокращения расходов на содержание абонентских отделов этих компаний, а это очередная экономия в бюджете горожан!

СОМНЕНИЯ

После столь привлекательного сообщения, участникам обсуждения, казалось, остаётся только одно – встать и устроить докладчику бурную овацию, а затем единогласно поддержать в резолюции своё желание по скорейшему внедрению столичных способов по оплате коммунальных платежей в Усть-Каменогорске и ВКО. Однако этого не последовало. Более того, прозвучали весьма трудные, для продвигающих сей проект представителей, вопросы. В частности, депутат областного маслихата Олег Чернышов сразу поставил вопрос ребром:

— Какова основная направленность деятельности вашей компании – социальная или коммерческая? Если коммерческая, то это подразумевает получение прибыли от деятельности. За счёт чего вы её собираетесь получить? По крайней мере, никаких бюджетных статей на создание ЕРЦ в местном бюджете не запланировано.

После этого вопроса, со стороны АО «Алсеко» были предприняты попытки представить дело так, что деньги на создание ЕРЦ пойдут, во-первых, из средств частных инвесторов, во- вторых, из средств компаний, предоставляющих коммунальные услуги, которые у них, якобы, высвободятся от сокращения персонала абонентских отделов.

Однако, подобные аргументы оказались не слишком убедительны для большинства членов общественного Совета и не нашли подтверждения у представителей региональных коммунальных компаний. Так, в ответе Индиры Нурсабитовой, представляющей «Оскемен Водоканал», прямо прозвучало, что если им и предложат оказать помощь создаваемому ЕРЦ, то они её смогут произвести только за счёт включения в тариф своих дополнительных расходов, выделенных на такую поддержку, то есть за счёт населения и регионального бизнеса.

Не впечатлил на заседании и предъявленный АО «Алсеко» частный инвестор, якобы готовый из альтруистских убеждений вкладывать средства в создание и содержание ЕРЦ. По мнению многих участников обсуждения – как только они узнают о не коммерческом направлении деятельности наших представителей частного бизнеса, значит, нужно готовиться к повышению цен и тарифов, которые обязательно вынырнут впоследствии.

Далее последовали и другие вопросы от представителей экспертной рабочей группы по ЖКХ под руководством Эдуарда Датчикова, поставившие перед представителями компании по продвижению IT — продуктов серьёзный заслон:

— Вы берёте на себя функции работы с должниками коммунальных платежей? Если нет, то откуда такая уверенность в росте коммунальных платежей, да ещё на целую треть?

— Вы даёте гарантии, что со всеми компаниями и фирмами, предоставляющими коммунальные платежи, сумеете заключить договора? Если нет, то не получится ли так, что только часть платежей войдёт в единую квитанцию, а остальные нужно будет оплачивать по — старому? Тогда, где же возникнет экономия для плательщиков?

— Почему от вашей организации не подготовлены к данному заседанию, все детальные материалы по действию ЕРЦ на практике, на базе которых только и можно серьёзно рассуждать о прохождении проекта?

— Почему за 8 лет деятельности вашей компании, кроме Алматы и Астаны, ни один другой регион в Республике не откликнулся на продвижение ЕРЦ?

— Не получится ли так, как это произошло пару лет назад в ВКО, когда также появилась подобная частная компания по сбору коммунальных платежей, которая вскоре распалась, а граждане, успевшие оплатить свои платежи через эту фирму, потом отчаянно доказывали свои платежи перед «Шыгысэнерготрейдом»? Были и отключения, и иски в суд, и всё тому причитающееся. Не получится ли и в этот раз такой конфуз? Где гарантии?

Никаких гарантий на подобные вопросы участники данного обсуждения, что называется в первом чтении, не получили. Также не были предоставлены детальные материалы по функционированию данной компании в ВКО. Поэтому, согласились временно на том, что пока такие подробные сведения не будут предоставлены, ни о каком одобрении проекта со стороны общественного Совета речи быть не может.

Так, что называется, стороны разошлись при своих интересах, но вполне вероятно, что может последовать и следующий раунд по продвижению ЕРЦ в нашем регионе. Скорее всего, так и будет, и нас ждут новые дебаты по этому вопросу. Сейчас на дворе эра глобализации, а данный проект как раз подходит под её рамки, и вряд ли те круги, которые, наверняка, стоят за пока ещё скромной компанией по собиранию платежей, так покорно отступят от своей цели.

А какие аргументы «за» и «против» могли бы выразить жители нашего города? Пока есть время, можно озвучить свою позицию, обратившись в рабочую экспертную комиссию общественного Совета ВКО по данному вопросу, который, кстати, напрямую затрагивает личный кошелёк каждого законопослушного плательщика коммунальных услуг.

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ