Да, действительно, самое мирное и гуманное дело – поставка лекарств больным превратилось в Восточном Казахстане в настоящее сражение. Только напоминает это сражение осаду. Небольшой гарнизон фармацевтической фирмы ТОО «ЕвроАзияФарм» осаждён со всех сторон мощными силами практически всех государственных органов, причастных к медицине, для усиления обстреливается снарядами информационной войны. Пока гарнизон держится, не выбрасывает белый флаг, но силы, видимо, уже на исходе.
Итак, напомним, что в феврале ТОО «ЕвроАзияФарм» приняло участие в тендере на поставку лекарств в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи. Несмотря на то, что общая стоимость по 16 лотам, предложенная ТОО «ЕвроАзияФарм», оказалась почти на полмиллиарда тенге ниже конкурсной стоимости, фирму даже не допустили к участию в тендере. Победителем по большинству лотов было признано ТОО «Жалын-ПВ» из Павлодара, впервые участвовавшее в конкурсе. ТОО получило общий госзаказ почти на 1,4 млрд. тенге.
Долгие разбирательства в суде привели к тому, что 1 июня экономический суд приостановил действие ранее заключённых управлением здравоохранения договоров на поставку лекарств с победителями конкурса. В аптеках области перестали отпускать медикаменты по ряду заболеваний, именно по тем лотам, по которым шли судебные разбирательства. ТОО «ЕвроАзияФарм» и её руководителя Кульнар Калиаскарову стали представлять в общественном мнении чуть ли не как «организатора социальной диверсии»! Обо всех этих событиях мы уже подробно писали ранее, в статье «Финт с лекарствами на полмиллиарда тенге» в номере от 3 марта, и в материале «Горькое лекарство», 16 июня.
Как же развивается ситуация на сегодняшний день? Рассказывает директор ТОО «ЕвроАзияФарм» Кульнар Калиаскарова.
— Ничего не изменилось. Отдельно отмечу, что управление здравоохранения ВКО подавало на нас иск о признании недобросовестным участником государственных закупок. Но в судебном заседании они не смогли предоставить ни единого доказательства того, что мы в 2012-2016 годах не выполнили свои обязательства! Чиновники сами отозвали свой иск!
Нас по-прежнему душат проверками. Только нас, хотя фармацевтических компаний, участвующих в госзакупках, в области немало. И объём поставок у нас не самый большой. «Осада», как Вы верно подметили, продолжается. В конце мая нас проверяла областная ревизионная комиссия. Я уже рассказывала, как вели себя эти проверяющие. Целая бригада, до 12 человек, смотрела буквально все документы. Чтобы их разместить, мы вынуждены были арендовать конференц-зал, в наших кабинетах такое количество не поместится. Держали они нас до 2-3 часов ночи, как заложников. Государственные служащие, наверное, не знают, что есть трудовое законодательство, есть рабочее время. У меня работают женщины, есть матери-одиночки, им не с кем было оставить детей, они с ума сходили от переживаний, как там ребятишки одни дома. Семейные должны были объяснять мужьям – почему они вернулись домой в 4-5 утра. Мне пришлось выплачивать за сверхурочную работу, кто компенсирует эти расходы? Люди измотаны и морально, и физически.
— И что же «накопали» ревизоры?
— Да всякую мелочь. У них цель была накопать хоть что-то. А что у нас «копать»? Мы работаем открыто, все отчёты подаются в электронной форме, смотрите, анализируйте. Они проверяли поставки лекарств в 2014- 2015 годах. Придрались к смене поставщика. Да, такая смена была, когда возникли сложности с украинским заводом. Мы стали получать то же самое лекарство от казахстанского завода, при этом по более высокой стоимости, но поставляли в аптеки по тендерной цене. Убытки мы взяли на себя, и немалые убытки. Никакого ущерба для бюджета или больных не было. Смена была согласована с управлением здравоохранения, но в письменном виде такого согласования нет, управление никогда не берет на себя такую ответственность.
В конце года мы всегда делаем предварительную поставку по районам области, чтобы в новогодние праздники и в начале года не было сбоя с лекарствами. И в ноябре – декабре прошлого года мы сделали такие поставки на общую сумму 86 млн. тенге, отпустили в долг, без всяких договоров, на чисто человеческих отношениях. Так вот, к нам придрались, что на складе были неполные остатки лекарств. А как они могут быть полные, если мы заранее сделали январскую поставку? Мы позаботились о больных, и мы же оказались виноватыми! Акт проверки ревкомиссии мы обжаловали в суде.
29 июня к нам пожаловала новая проверка. Теперь уже совместная: прокуратуры и… снова ревизионной комиссии области. Цель проверки — та же самая, что и во время недавнего рейда ревизионной комиссии! Зачем за месяц две одинаковые проверки?! В этот же день назначается ещё одна проверка – департамента контроля медицинской и фармацевтической деятельности!
Нас просто уничтожают и не дают работать! Прокуроры выдвинули требование – предоставить им все документы через 2 часа! Это физически невозможно! К тому же, у нас документы или в суде, или в антикоррупционном комитете, или изъяты той же ревизионной комиссией. Мы открыты для любых проверок, нам нечего скрывать, но, нельзя же вот так вероломно действовать! Я добилась встречи с прокурором области, и только после этого нам дали немного времени, чтобы подготовить документы. Уже полгода мы не работаем, а только готовим справки, отчеты, бумаги для бесчисленных проверяющих. Нас добьют, люди увольняются, не выдерживая напряжения, часть сотрудников пришлось сократить, мы несём убытки. И почему на нас обрушился этот вал? Только потому, что мы пытаемся найти справедливость, только потому, что мы посмели обратиться в суд, только потому, что мы оказались на пути тех, кто, по всей видимости, имеет могущественных покровителей, — устало говорит Кульнар Калиаскарова.
— А что с судебными разбирательствами?
— 5 июля апелляционная коллегия областного суда отменила решение экономического суда от 1 июня. Договора управления здравоохранения с поставщиками признаны действительными. Ни один наш аргумент не был услышан и принят во внимание. В том числе выводы департамента фармацевтического контроля и заключение эксперта главного специалиста — главного контролёра-ревизора Инспекции финансового контроля по ВКО Ф. Адылгазинова…
Напомним читателям, что это заключение было сделано в рамках досудебного расследования по уголовному делу, возбуждённому в отношении сотрудников областного управления здравоохранения антикоррупционной службой ВКО. В этом заключении эксперт делает официальный вывод, что отклонение тендерной заявки ТОО «ЕвроАзияФарм» было сделано необоснованно, а сам тендер прошёл с нарушениями. Причём, нарушения серьёзные, по которым можно тендер отметить. К примеру, некоторые участники внесли гарантийный взнос в 1,5% от конкурсной суммы, а нужно 3%. Управление здравоохранения даже установило завышенные цены на лекарства, выше предельно допустимых цен, утверждённых Министерством здравоохранения и социального развития! В результате по сахарному диабету превышение составляет почти миллион тенге.
— И эти обстоятельства суд не принял во внимание?
— Не принял. Не принял и тот факт, что ТОО «Жалын – ПВ» вообще не могло участвовать в конкурсе. У них приложение к лицензии на оптовую поставку лекарств выдано 28 декабря 2015 года, значит, в госзакупках на этот вид деятельности они могут участвовать не раньше 28 декабря этого года!
Конечно, мы будем обжаловать это решение, дойдём до Верховного Суда. Но, честно говоря, у меня уже нет веры в справедливый суд.
Скандалы сотрясают сферу здравоохранения Восточного Казахстана. Национальным бюро по противодействию коррупции после задержания 6 апреля этого года начальника управления здравоохранения ВКО Вадима Овсянникова при получении взятки в 70 000 тенге возбуждено уголовное дело. Отдельно антикоррупционным ведомством завершено досудебное расследование и по проведению тендера на поставку лекарств. Дело направлено в прокуратуру для последующей передачи в суд. Если чиновники, ответственные за проведение тендера, будут признаны виновными, то это обстоятельство может послужить основанием для отмены его результатов. Но об этом пока можно говорить только теоретически.
Между тем, победители тендера, как оказалось, не в состоянии обеспечить стабильную и бесперебойную поставку бесплатных лекарств в аптеки региона. В уголовном деле имеются многочисленные заявления жителей области на отсутствие в аптеках необходимых им для лечения медикаментов. Все они признаны потерпевшими. Такую ситуацию дефицита лекарств подтвердили и медицинские работники.
В этом вопросе теперь предстоит разобраться суду. А у Кульнар Калиаскаровой сегодня программа-минимум – выжить. Выжить ей самой, выжить и фирме, которую она создавала более 20 лет.
— Казахстан стал членом Совета безопасности ООН, готовится к выставке ЭКСПО. У нас такой высокий международный имидж. К нам приглашают иностранных инвесторов. Но немногие знают, что происходит в нашей стране с теми предпринимателями, которые в один миг оказались в числе неугодных. У меня не остаётся иного выхода, как обратиться в иностранные СМИ, к международной общественности. Мне вряд ли удастся выстоять против этой системы, так пусть хоть мир знает о том, что у нас творится! – говорит Кульнар Шамелкановна.
ДЕНИС ДАНИЛЕВСКИЙ