ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ МЫШЬЯКСОДЕРЖАЩИХ ОТХОДОВ

Газета "Flash!"

Вот уже полтора года, как мышьяксодержащие отходы Усть-Каменогорского металлургического комплекса (УК МК) ТОО «Казцинк» находят свой последний приют за сотни километров от областного центра, в глухой и бескрайней степи, на территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона.

А ведь могли на УК МК спокойно продолжать складировать эти отходы прежним способом! Ещё в 2000 году предприятие получило все разрешения и согласования на возведение накопителя мышьяксодержащих отходов на территории металлургического комплекса. С этого года данные отходы и хранились в специальном бетонном саркофаге. Первая очередь этого сооружения была рассчитана на 14 лет.

— Да, мы могли бы даже без всяких согласований, потому что они были получены при строительстве первой очереди, построить вторую очередь, и ещё на 14 лет забыть об этом вопросе, — рассказывает Вадим Кушнарёв, заместитель начальника службы по безопасности, охране труда и экологии УК МК ТОО «Казцинк».

Но уже к моменту заполнения первой очереди накопителя на предприятии стали думать о том, чтобы найти новый способ захоронения мышьяксодержащих отходов.

— Это была не только добрая воля компании, но и следование нашему принципу высокой социальной и экологической ответственности предприятия, — говорит Вадим Юрьевич.

Дело в том, что мышьяк является единственным отходом, который не перерабатывается в ходе технологического процесса на УК МК. Инженерами «Казцинка» найдены технологии переработки всех других отходов. Из сырья в готовую продукцию извлекаются 15 элементов, включая сопутствующие редкие металлы (таллий, селен, индий и др.). УК МК стал практически безотходным производством.

— Мы изучали весь имеющийся мировой опыт, но, пока, к сожалению, в мире нет технологий переработки мышьяксодержащих отходов. Только в США используют 300 килограммов мышьяка в год для деревообрабатывающей промышленности. Это капля в мировом объёме таких отходов. Только на УК МК в год получается 15 000 тонн мышьяксодержащих отходов. Поэтому выход здесь только один – максимальное обезвреживание этих отходов и их безопасное хранение, – поясняет Вадим Кушнарёв.

Для кардинального решения проблемы подобных отходов был выбран вариант их складирования на большом расстоянии от населенных пунктов. Часть отходов к тому моменту временно размещалась на картах хвостохранилища Зыряновского ГОКа, поскольку первая очередь накопителя в Усть-Каменогорске была уже заполнена.

— У нас было обязательство перед жителями Зыряновска по вывозу этих отходов, — вспоминает главный эколог УК МК Казтай Такеев.

Итак, в «Казцинке» отвергли вариант строительства второй очереди уже имеющегося накопителя. И было решено воспользоваться бескрайними землями бывшего ядерного полигона. Эти земли, испытавшие на себе последствия ядерных взрывов, уже не могут, за редким исключением, использоваться для целей сельского хозяйства. А вот для промышленных целей вполне пригодны, но пока не востребованы, поскольку необходимо серьёзное, скрупулезное изучение буквально каждого квадратного километра.

И в этом плане «Казцинк» оказался первопроходцем. Компания показала прекрасный пример вовлечения в хозяйственную деятельность и использования этих земель для важнейших целей улучшения экологического состояния региона.

— После длительных исследований для строительства полигона хранения мышьяксодержащих отходов была выбрана площадка «Балапан». Для возведения такого полигона по нормам требуется два самых важных условия: он должен располагаться не ближе 3 километров от населенных пунктов, и глубина залегания грунтовых вод должна составлять не менее 20 метров. Данная площадка находится в 90 километрах от города Курчатов, ближайший населенный пункт располагается в 10 километрах, это поселение Балапан, с тремя домами, а глубина грунтовых вод – 80 метров, — рассказывает Вадим Кушнарёв.

Здесь и развернулось грандиозное строительство. Возведение первой очереди хранилища потребовало решения, прежде всего, вопросов инфраструктуры. Для обеспечения транспортной связи была восстановлена автодорога «Курчатов-Семей» — проведен капитальный ремонт 3 км покрытия и построен новый участок протяженностью почти 1,5 км. Пришлось проложить новую железнодорожную ветку от тупика станции «Угольная» до полигона длиной 13,5 км. Сначала на полигоне пользовались мощными дизель-генераторами, но сейчас проложена ЛЭП протяженностью 13,5 км.

Параллельно велось строительство первой очереди самого полигона, состоящей их двух карт 50 *200 метров. Первая очередь рассчитана на 4 года, до 2019 года. Всего же запланировано 14 карт на 25 лет эксплуатации. Карты оборудованы многослойным противофильтрационным экраном, позволяющим полностью исключить проникновение токсичных веществ в грунт и подземные воды. Это несколько слоёв глины, песка и щебня. Для сбора атмосферных и талых вод предусмотрены водоотводные лотки и пруд-испаритель.

На строительство первой очереди полигона с двумя картами и всей необходимой инфраструктурой компания инвестировала около 2,2 млрд. тенге. Эти затраты позволили полностью снять вопрос хранения мышьяксодержащих отходов на многие годы. Немалые средства требуются и для эксплуатации полигона, транспортировки отходов. На первые 4 года эксплуатации потребуется почти 3,5 млрд. тенге.

На строительстве полигона были заняты 150 человек, а для его эксплуатации создано 20 рабочих мест. Строительство и эксплуатация только первой очереди полигона приносят в бюджет региона (города Семей, Курчатов) дополнительно более полумиллиарда тенге.

Как и во всех регионах присутствия «Казцинка», приход компании изменил облик города Курчатов. В рамках меморандума, заключенного между городским акиматом и «Казцинком», на социальную сферу города было направлено порядка 90 млн. тенге.

— Сразу же после запуска полигона мы начали вывозить отходы, прежде всего, с временной площадки хвостохранилища в Зыряновске. Это было бурное, напряженное время, — вспоминает Вадим Кушнарёв. – На полигон уходило по 12 вагонов в сутки! Их нужно было загрузить, а на месте хранения разгрузить. Трудились мы практически круглосуточно. И за первые 4 месяца 2015 года все отходы, 25 000 тонн, располагавшиеся в окрестностях Зыряновска, были вывезены. Теперь там нет ни грамма мышьяксодержащих отходов. Сейчас мы вывозим только текущие отходы, это примерно 3 вагона за 7-10 дней.

Особое внимание уделяется соблюдению безопасности при транспортировке отходов. Они упаковываются в мягкие контейнеры типа «биг-бег» с полиэтиленовым вкладышем, которые затем запаиваются. Их грузят в специальные вагоны со стальными герметичными контейнерами с плотно закрывающейся крышкой, что обеспечивает устойчивость и защиту от вероятности просыпаний при транспортировке. По железной дороге отходы доставляются к месту хранения. Разгрузка на полигоне осуществляется башенным краном. Весь заезжающий на хранилище автотранспорт затем обязательно проходит мойку.

После полутора лет эксплуатации первые две карты полигона заполнены на 60%. А в компании уже думают об усовершенствовании работы.

— Сейчас часть отходов отправляется на участок в Зыряновск, где их обезвреживают, доводят до стадии мышьякжелезосодержащих отходов, которые схожи с веществом скородит. Таким образом, снижается класс опасности отходов со второго на третий. Планируется с середины 2018 года обезвреживание и доработку производить на УК МК, тогда отпадет необходимость в транспортировке в Зыряновск, снизятся затраты, и снизится общий объем отходов с 15 000 тонн до 10 000 тонн. Это позволит увеличить срок эксплуатации полигона с 25 до 30 лет, до 2045 года, — делится планами Вадим Юрьевич.

На 2018 год намечено и строительство двух следующих карт полигона. На эти цели потребуется 640 млн. тенге. Полигон так и будет постепенно расширяться, прибавляя через каждые 4 года по 2 карты.

На хранилище ведется постоянный экологический мониторинг специалистами Национального ядерного центра. Проверяется состояние подземных вод, воздуха, почвы, снега, а также уровень радиации. Никакого дополнительного влияния на окружающую среду в зоне хранилища не выявлено.

А что же происходит с накопителем мышьяксодержащих отходов на территории УК МК?

— Он с 2014 года не эксплуатируется, никаких захоронений там не производится, — рассказывает Вадим Кушнарёв. – Проведена его рекультивация, он засыпан несколькими слоями земли, глины, и посажена трава. Мы пошли ещё дальше, и 22 апреля этого года высадили там 1 000 саженцев. Все саженцы прекрасно прижились, мы за ними ухаживаем, поливаем, там у каждого есть своё именное дерево. Мы сделали карту, чтобы не запутаться и найти именно свой саженец. Деревья будут расти и со временем там возникнет целый парк.

Мониторинг экологической обстановки на бывшем накопителе будет вестись ещё 30 лет. Также будет отслеживаться ситуация и на хранилище на территории СИЯП после завершения его эксплуатации.

Проект «Казцинка» получил полное одобрение всех природоохранных и экологических ведомств, экологической общественности региона. Очень важно, что компания подала пример решения проблемы безопасного складирования отходов. Этот опыт можно использовать и другим предприятиям. Некоторые уже проявляют интерес. Тем более, что им будет уже гораздо удобнее и проще строить свои хранилища на бывшем ядерном полигоне. Ведь став первопроходцем, «Казцинк» уже проложил всю инфраструктуру – дороги, сети и т.д.

«Такие проекты приобретают огромное значение для промышленности, экономики Казахстана. Практически потерянные земли бывшего полигона, затратные территории, которые необходимо постоянно исследовать и охранять, могут приносить пользу. Проект «Казцинка» по строительству полигона промышленных отходов – яркий этому пример. В настоящее время НЯЦ РК имеет все необходимые лицензии и разрешения для организации и эксплуатации хранилищ промышленных отходов и готов к сотрудничеству с другими крупными промышленными предприятиями Казахстана», — говорят представители Национального ядерного центра.

В далёкий путь на полигон отправляется очередной вагон с мышьяксодержащими отходами, чтобы там они нашли свой последний и надежный приют. Жители Усть-Каменогорска и Зыряновска могут спать спокойно. Их города избавлены от соседства с опасными отходами. Теперь остаётся ждать, когда примеру «Казцинка» последуют остальные промышленные гиганты. Ведь всяких хвостохранилищ, отвалов и прочих скоплений промышленных отходов вокруг областного центра полно. Все условия для очистки города от этого неизбежного последствия крупной промышленности теперь есть, путь уже пройден, опыт имеется. Дело осталось только за волей владельцев и руководителей предприятий.

ДЕНИС

ДАНИЛЕВСКИЙ