«ПОЛЕ ЧУДЕС» ИЛИ «МЫ РОЖДЕНЫ, ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ»!

Газета "Flash!"

Наверное, все в детстве читали замечательную сказку Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Именно оттуда взята мной в название статьи первая его часть – «Поле Чудес».

Так вот, порою мне кажется (или не только мне?), что мы тоже сегодня живем на каком-то сказочном «Поле чудес»! Нет, не на том «Поле», что из телепередачи Леонида Якубовича! Там «дядя Леня» за сообразительность одаривает участников подарками, а те, в свою очередь – его, и все довольны! А в нашем случае, как раз никто никого не одаривает, скорее, наоборот – у нас кое-что отбирают: деньги (тут – точно как в «Буратине»!), здоровье, здравый смысл… Мудреное начало? Так ведь у меня всегда так! Далее все разъясню и подтвержу фактами!

Итак,



«ЧУДЕСА» В ЗАКОНЕ

Эпиграф:

«Открою Кодекс на любой странице,

И не могу – читаю до конца!»

В. Высоцкий.

С ними я (и все другие, оформляющие пенсию и жившие в нашем регионе!) столкнулись при выходе на пенсию. Далее я цитирую свою статью двухгодичной давности, напечатанную в №1(270) газеты «!» от 19.01.2014 года. Сейчас вы поймете, о чем речь. Итак, в Законе о пенсионном обеспечении в РК, в частности, сказано: «При льготном исчислении трудового стажа для назначения пенсионных выплат из Центра также засчитываются: п.7) работа и воинская служба в районах, примыкающих к Семипалатинскому испытательному ядерному полигону, в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года – в тройном размере, а с 6 июля 1963 года по 1 января 1992 года – в полуторном размере».

Обратите внимание на следующий факт: хотя, с одной стороны (согласно п.15 статьи 13: «обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, а также в очных высших и средних духовных учебных заведениях на территории Республики Казахстан и за ее пределами)» входит в стаж для исчисления пенсии, однако, в льготный стаж учеба в вышеуказанных заведения почему-то не входит! Как будто на работавших и служивших в армии в период проведения испытаний Семипалатинский полигон оказывал вредное влияние, а на обучающихся В ТОЙ ЖЕ МЕСТНОСТИ(!) – нет!

Но ведь это же абсурд! Уж не проходили ли занятия учащихся в противоатомных бункерах? Однако на том основании, что в законе время обучениях в учебных заведениях не указано в разделе льготного исчисления стажа работы, этот период при подсчете льготного стажа не учитывается! Прикинув, сколько населения в те годы училось в вышеуказанных заведениях, понимаешь, какие немалые суммы денежных средств экономит на нас государство, совершенно безосновательно вычеркнув этот период из льготного стажа! И хотя в народе и бродят легенды о неких «правдоборцах», подивившихся такой абсурдности и через суд якобы доказавших, что эти годы ДОЛЖНЫ быть включены в льготный стаж, подтвердить это на конкретных примерах мы не можем! Нам такие люди не встретились! Так что, можете смело вычеркнуть годы вашей учебы при расчете вашего льготного стажа!».

Так заканчивался один из абзацев тогдашней моей статьи о пенсиях. И вот, готовя этот пример, как «Чудо №1», я еще раз прошелся по Интернету в надежде обнаружить что-то новое по этому вопросу. И… обнаружил вот такую интересную цитату на сайте Минздрава и социального развития РК (см. здесь www.mzsr.gov.kz/node/272485):

«Я живу в Восточном Казахстане. Когда считали трудовой стаж при начислении пенсии, мне годы учебы в институте (я заканчивала Усть-Каменогорский пединститут) не учли экологический стаж. Но я ведь жила так же в зоне Семипалатинского полигона! Почему годы учебы в стаж входят, но экология при этом не учитывается? Верно ли это?»

Ответ: Согласно ст. 11 п.16, п.п.7., Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 года № 136 – при исчислении трудового стажа засчитываются работа и воинская служба в районах, примыкающих к Семипалатинскому испытательному полигону, в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года — в тройном размере, а с 6 июля 1963 года по 1 января 1992 года – в полуторном размере. Учеба в льготном исчислении не учитывается как экологический стаж.

Исп.: Назарбаева А.»

Ну, после ответа с такой авторитетной подписью, подумалось мне, отпадают всякие дальнейшие вопросы! Это, конечно, шутка, но ведь вопросы остаются! Как, скажите мне, рассуждали создатели закона и слуги народные – депутаты, рассматривавшие эту статью? ПОЧЕМУ УЧЕБА ВХОДИТ В ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ, А В ЛЬГОТНЫЙ – НЕТ?! Есть ли здесь какая-то логика? Как, говорится – чудеса в решете! То бишь, в законе!



«ЧУДЕСА» МЕДИЦИНЫ

Эпиграф:

— Доктор, я умру?

— А как же!

— А от чего?

— Вскрытие покажет!

Или так:

— Доктор, я умру?

— Ну, зачем же так грустно?

Можно, к, примеру, сказать и так:

— Если я вас вылечу,

мне дадут Нобелевскую.

Увы, люди склонны болеть, особенно во второй половине своей жизни. По своей распространенности одно из первых мест в списке хронических (то есть обычно – на всю оставшуюся жизнь – это ВАЖНО для нашего повествования!) болезней занимает артериальная гипертензия или по другому – гипертония. Так вот, по нашему законодательству гипертоники снабжаются бесплатными лекарствами, в частности – индапамидом или индапом – это, в сущности, аналоги. Казалось бы, все просто: в свое время врач определяет у вас артериальную гипертензию, ставит на учет, согласно чему вас начинают снабжать этим самым индапом или индапамидом. Ан – нет! Тут есть один нюанс – периодичность выдачи вам этого лекарства! Казалось бы, ДЛЯ УДОБСТВА БОЛЬНЫХ (ведь медицина для этого, не правда ли?!) и ДЛЯ СНЯТИЯ ОЧЕРЕДЕЙ К УЧАСТКОВОМУ ВРАЧУ и, памятуя, что ЗАБОЛЕВАНИЕ ХРОНИЧЕСКОЕ, логично было бы выдавать лекарство месяца на три. И больным «похождений» и нервотрепки меньше, а это, напомню, чаще люди уже пожилые, и врачам меньше забот! Те, кто «не в теме», скажут, а какая тут нервотрепка: пришел, увидел (врача), получил! Да не тут-то было! Практика показывает, что по «закону подлости» частенько в момент выписки очередного бесплатного рецепта, компьютеры медиков, почти поголовно тоже больные ХЗ (хроническим «зависанием»!), отказываются этот рецепт выдавать с первого захода больного! Если кто из читателей, ходивших за подобными рецептами, не сталкивался с этой хронической болезнью медицинских компьютеров, пусть бросят в меня камень!

Согласитесь, что лучше получать подобную нервотрепку один раз в три месяца, нежели ежемесячно?

Кстати, один из медиков (среднего звена!) «популярно» объяснил мне, почему бесплатные лекарства не выдаются более чем на один месяц:

— А вдруг вы умрете?! А мы вам вперед выдадим!

Логично!!!

Хотя временами медики все же «снисходят» до тех, ДЛЯ КОГО РАБОТАЮТ! – и выдают все-таки лекарство на три месяца.

Но и это еще не все медицинско-аптечные нюансы! Ведь там, где два ведомства, получается, как в басне Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Вот вам свежий (мой) пример. Прихожу получать рецепты на себя и жену. Компьютер, известное дело, виснет! Зайдите позже! Захожу. НЕ ВИСНЕТ! «От радости в зобу дыханье спёрло»! Радостный, бегу в базовую для получения бесплатных лекарств аптеку, которую, кстати, а вернее, некстати, перенесли с ул. Ворошилова на пр. Независимости. Бегу, не глянув в рецепт! А зря! Ибо, когда нахожу новое место получения лекарства, то в этой аптеке берут мои рецепты и говорят:

— У вас тут написано: «Индап», а у нас в наличии – индапамид!

— Это же аналоги!

— Ничего не знаем – переделывайте рецепты!

— Позвольте, это же не мой «косяк», а врачебный! Разберитесь уже с врачами! Мне что, жаловаться, в облздрав идти?

Магическое слово «жаловаться» (на будущее – читателям: иногда действует!) проявляет у аптекарши некое чувство, отдаленно напоминающее сострадание. Она берет трубку, звонит в мою СВА и «разбирается» с участковым врачом. И затем выдает мне лекарство, спросите вы? Ан – нет! То есть мне выдать может, а по рецепту жены – нет! И знаете – почему?! Потому что рецепт жены выписан НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ ДРУГОГО РЕЦЕПТА, где указана другая фамилия больного и другое лекарство!

— Как я это оприходую? – торжествует аптекарша!

— Никак, — говорю я устало. — Дайте мне сюда рецепты. Я пойду в облздрав резать правду-матку!

Не успел дойти до облздрава, звонок по телефону – тут техника не зависла! Звонят из СВА:

— Пожалуйста, не ходите в облздрав, мы все исправим и привезем вам лекарства на дом! На три месяца!

И ведь привезли! Но, скажите мне, ЗАЧЕМ вот такая трата нервов больных и человеко-часов медиков — для всей этой галиматьи? Нам что, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ ДЕВАТЬ НЕКУДА? Потратьте их лучше на закупку не зависающих компьютеров для тех же медиков! И, наконец, наведите порядок во взаимодействии медицины и аптек! Иначе мы будем дохнуть чаще! Именно – «дохнуть», ибо умирают люди от действительно серьезных болезней, а мы – дохнем, и чаще не по вине медиков-практиков, а по вине тех, кто медициной руководит!

Если паче чаянья кто-то из медицинского руководства решит проверить вышеуказанный факт, заявляю заранее, под пистолетным выстрелом не озвучу никаких имен, «явок» и адресов тех, о ком писал. И знаете — почему? Во-первых, потому что накажут опять «стрелочников», хотя надо бы «начальника железной дороги». Во-вторых, потому что описанный мной случай ТИПИЧЕН для любой семейно-врачебной амбулатории!

То есть, как говаривал комиссар Жюв из «Фантомаса»:

— Измените ваши методы! – возможно, тогда, господа медицинские и иные чиновники, и будет какой-то толк.

(Продолжение чудес – в следующем номере)

Всегда ваш, Шалико Агарян