К концу нулевых годов нынешнего века, когда доходы от продажи нефти позволили создать государственный финансовый задел для более разностороннего развития всей экономики Казахстана, Президентом страны Н.А. Назарбаевым была озвучена программа по новой индустриализации страны.
Идея, верная по замыслу, состояла в том, чтобы постепенно перевести экономику страны от сырьевой направленности на высокотехнологический, современный промышленный курс. Под этим подразумевалось, что развитие промышленности на новом технологическом уровне позволит экономике страны сразу решить несколько проблем – резко снизить зависимость от излишней привязанности к международным сырьевым рынкам и скачкам цен на них; направить существенную часть отечественной металлургической продукции (сталь и цветные металлы) на степень высокого передела, с последующей загрузкой казахстанских машиностроительных и иных металлоёмких отраслей по выпуску собственной продукции из собственного же сырья; резко поднять отечественное наполнение по продукции строительной отрасли; и, конечно, развитие аграрного сектора на базе новых технологий. В итоге, выполнение такой стратегической программы дало бы возможность в более полной мере ощутить реальную экономическую независимость. При реализации общей задачи попутно решаются и ряд важных вопросов, таких как: возрождение сети профессионально – технического образования; создание новых, квалифицированных рабочих мест; развитие старых и появление новых промышленных отраслей с большой долей применяемого казахстанского сырья, техники и т.д, т.е казахстанского наполнения в готовой продукции. Всё это позволит выйти отечественной экономике на орбиту устойчивого, стабильного развития и снизить зависимость от влияния международных рынков.
Действительно, наша Республика обладает значительным потенциалом и ресурсами, чтобы многое из того, что мы вынуждены закупать за границей, начать производить, наконец, у себя, давая работу и возможность заработать своим гражданам, а не кормить чужие экономики.
Вот таков стратегический сценарий по развитию отечественной экономики, который осуществляется на уровне государственной программы с 2010 года. Программа разбита на пятилетки, по примеру советской эпохи. Одна из них прошла в 2010-2014 гг., сейчас время второй. Пора подводить некоторые итоги. Легче это сделать на региональном уровне, ибо результаты можно проследить воочию. С целью прояснения выполнения государственной программы по индустриализации в Усть-Каменогорске, мы обратились к руководителю Отдела предпринимательства города Кымбат Акажановой, которая и рассказала, как проходит работа по развитию промышленности и предпринимательства областного центра.
СТАРОЕ ПРОИЗВОДСТВО МОДЕРНИЗИРУЕМ, НОВОЕ СТРОИМ
Обстановка по выполнению пятилеток новой индустриализации, по словам руководителя городского отдела, выглядит следующим образом:
— В ходе первой пятилетки 2010-2014 годов по г. Усть-Каменогорску реализовывались 18 инвестиционных проектов: АО «УК ТМК» — 2 проекта, ТОО «Казцинк», АО «Востокмашзавод», ТОО «АЭС Согринская ТЭЦ», ТОО «Восток Молоко», АО «УК Конденсаторный завод», АО «УК арматурный завод», АО «Азия-Авто» и т.д. В ходе реализации проектов первой пятилетки создано свыше 3000 рабочих мест, свыше 11 млрд. тенге составили поступления в бюджет, инвестиции составили свыше 150 млрд. тенге.
Во вторую пятилетку на 2015-2019 годы перешли 6 проектов из первой пятилетки: один проект республиканского значения: АО «Азия Авто» — «Строительство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов в городе Усть-Каменогорске и ВКО».
5 проектов регионального значения: АО «ТМК» — реконструкция ковочного пресса; ТОО «Мелисса» — завод по производству плит для строительства OSB; ТОО «УК завод технологического оборудования; АО «УК Конденсаторный завод» — постановка на производство нового энергосберегающего оборудования, конденсаторов повышенной мощности и ёмкостных трансформаторов тока; ТОО «Balum Kaz Service» — строительство завода горно-шахтных машин и оборудования.
На данный момент на рассмотрение Координационного совета по ВКО для включения в Карту индустриализации или карту поддержки предпринимательства акиматом г. Усть-Каменогорска были направлены в 2015 году 2 проекта, связанные со строительством производственного комплекса и лаборатории по извлечению ценного вторсырья из опасных отходов для производства строительных материалов; а в начале 2016 года — 5 проектов, среди них: по созданию многопрофильного завода по производству экологически чистых, высокотехнологичных композитных материалов посредством глубокой переработки древесины; строительство маслозавода по переработке масляных культур, в том числе – рапса, с мощностью 150 тонн в сутки; ТОО «Mayralift» — строительство завода по производству грузопассажирских лифтов.
Уместно также напомнить, как осуществляется поддержка проектов государственными и финансовыми институтами. В самых общих чертах это выглядит таким образом:
— Скажем, на каком-нибудь предприятии, или у группы предпринимателей возникла идея по модернизации и обновлению уже действующего производства, или строительству нового. С этим проектом они обращаются в акимат города, где получают консультацию по дальнейшему продвижению своего проекта. Далее этот проект проходит изучение в Координационном совете с участием регионального отделения Палаты предпринимателей, в котором производятся все расчёты и финансово-экономические обоснования по проекту. Там же можно заручиться юридической поддержкой – сбору различных подтверждений, разрешений и т.д. Затем проекту присваивается его статус – либо республиканского, или местного уровня. В первом случае проект должен быть оценён не менее чем в 4,5 млрд. тенге, во втором — на меньшую сумму. На этом общие пути проектов разного уровня расходятся. Проекты, прошедшие предварительное региональное рассмотрение и причисленные к рангу республиканского значения, отсылаются в отраслевые министерства и Министерство экономики для окончательного заключения. Инициаторы же проектов местного значения, вместе с представителями регионального филиала фонда поддержки предпринимательства ДАМУ отправляются искать те банки, которые примут участие в кредитовании проекта. В случае положительного согласия с обеих сторон, начинают поступать средства на реализацию проекта. В свою очередь, проекты республиканского уровня напрямую поддерживаются государством в виде предоставления государственных дотаций, налоговых послаблений, предусмотренных по законодательству, а также таможенных преференций. В любом случае, проекты любого уровня, прошедшие рассмотрение, получают значительную государственную поддержку, что и является главной мотивацией для реализации всей программы по развитию промышленности и предпринимательства.
Другим важным подспорьем в деле развития бизнеса в городе, и чем также занимается городской отдел предпринимательства, являются так называемые «Зоны развития бизнеса». «Зона» — это земля в границах города, обеспеченная коммуникациями, предоставляемая государством субъектам частного предпринимательства для размещения и эксплуатации объектов промышленности. В чём привлекательность таких зон? Прежде всего, в уже готовой инфраструктуре: подведённом электричестве, воде и других инженерно-коммуникационных сетей; в возможности взять в аренду или приобрести земельные участки по стоимости ниже рыночной; удобное логистическое расположение зон и сопровождение проектов.
В Усть-Каменогорске таких индустриальных зон две: в районе Арматурного завода и «Оркен-КШТ». Желающим развивать свой бизнес в таких индустриальных зонах, необходимо подать документы в управляющую зонами компанию АО «НК «СПК «Ертiс»; защитить свой проект на региональном Координационном совете; получить окончательное решение от этого совета и подписать договор с Управляющей кампанией.
Пользуясь возможностью, хочу передать читателям газеты, что если Вы заинтересовались, и хотите начать своё производство, можете обращаться по всем вопросам в отдел предпринимательства г. Усть-Каменогорска, расположенный на улице Кирова, 33, и в АО «НК «СПК «Ертiс» по ул. Белинского, 36. Желаем всем успехов!
ВООЧИЮ УВИДЕТЬ – ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОТ ЧИНОВНИКА УСЛЫШАТЬ
Для подтверждения всего сказанного Кымбат Сарсеновной, мы посетили один из таких объектов по новой индустриализации, чтобы посмотреть, как в реальности обстоят дела по реализации важной государственной программы.
Первым, и, надеемся, далеко не последним предприятием, выбранном нами для ознакомления, стала молодая компания (2015 года рождения) – ТОО «MairaLift».
Целью проекта этой компании стало производство грузопассажирских лифтов и оборудования к ним. Почему именно это направление? С таким вопросом мы обратились к сотрудникам компании, в том числе к заместителю директора Максату Кожаеву, который любезно предоставил нам всю интересующую информацию по данному проекту:
— Отвечая на ваш вопрос, скажу, что к этому направлению бизнеса мы пришли после внимательного изучения спроса на данную продукцию. Мы знали, что наш город испытывает определённый дефицит на лифтовое оборудование, в частности, в жилых зданиях, до которых, до поры до времени, у городских властей просто не доходили руки. В результате, лифтовое оборудование морально и физически устарело и требует значительного обновления. Лифты – агрегаты всегда востребованные – новое жилое строительство стремительно растёт вверх, в прямом смысле, в новых микрорайонах сплошь многоэтажные дома. Значит, лифты будут обязательным элементом такого строительства, да плюс к этому добавляется замена старых лифтов в жилом фонде города, а также, в лифтах нуждаются офисные и производственные здания. Посему, мы посчитали, что немалый запас гарантии по сбыту такой продукции у нас будет. Это очень важный элемент в бизнесе. У многих производственная деятельность тормозится именно из-за плохого просчёта вариантов со сбытом.
После собственных расчётов сделали заявку на рассмотрение нашего проекта, в которой указали, что первоначальные средства на начало развёртывания проекта у нас будут собственные, а затем, когда необходимо будет закупать сложное оборудование и производить его наладку, потребуется уже кредитная помощь от банков. На свои средства наша компания приобрела заброшенный хозяйственный объект (бывшая ПМК), произвела полный ремонт здания, подготовила производственные площади к установке оборудования. Своими силами, с помощью имеющегося оборудования, изготовили опытный наглядный экземпляр лифта. Теперь остаётся подождать кредитного финансирования одного из банков, покупать и завозить оборудование и запускать производство лифтов. Портфель заказов на них уже сформирован. Мы подсчитали, что будем выпускать до 50-ти лифтов в месяц (600 в год), из которых до 60-ти% будут лифты среднего класса, 25% класса люкс и 15% эконом — класса. По стоимости, уверены, что со временем выйдем на уровень, когда наши лифты станут дешевле своих узбекских аналогов, и, тем более, белорусских и российских. Основанием для такой уверенности служит то, что большая часть материалов для готовой продукции (металл, дерево, пластик и т.д.), будет отечественного происхождения. Оборудование для производства, конечно, импортное, европейское, самого последнего поколения (сварочное оборудование, агрегат по лазерной резке, станок по гибке металла и т.д.). Наладчиков также планируется для начала привлекать за рубежом, в частности, в Турции. Затем, по мере выхода на проектную мощность завода, обучение производственному мастерству планируем наладить непосредственно на предприятии. В наборе рабочих рук будем выстраивать партнёрские отношения с техническими колледжами города, привлекать выпускников этих учебных заведений.
На сегодняшний день, повторю, вся разрешительная документация на выпуск продукции уже есть, включая лицензирование по Европейскому стандарту, в Москве на соответствие ГОСТу, и как только начнётся финансирование для закупа оборудования и материалов, сразу приступаем к выпуску нужной для нашего города продукции. По планам, это должно случиться в августе этого года. Таким образом, ещё одной импортной зависимостью станет меньше, а 30-ю квалифицированными рабочими местами, с достойной зарплатой, больше.
НЕПРОСТОЙ ПУТЬ
Отрадно было в итоге увидеть такие позитивные моменты в реализации программы по новой индустриализации: вторая жизнь казалось уже погибших производственных корпусов; хороший расчёт стратегии с прицелом на перспективу; развитие отраслей производящих, а не занимающихся посреднической торговой деятельностью; выпуск изделий, действительно жизненно необходимых всем; подтверждение заботы региональных государственных структур развитием производства.
Что настораживает? Слишком большая зависимость от импортного оборудования, оснастки, запасных частей и даже от зарубежных наставников на данное время. Вроде как пока получается, что индустриализация отечественная, но в большей степени она зависит от зарубежных партнёров. Это, конечно, не беда, так многие начинали, и СССР в 30-х годах прошлого века, и в послевоенной Японии. Однако, полностью разделяя устремления индустриальной программы, начертанной к исполнению нашим Президентом, нужно помнить, что вся сила этой Программы в её комплексном исполнении. Для этого мало только пользоваться покупными, дорогими зарубежными технологиями, оборудованием и прибегать к использованию зарубежной рабочей силы, тех же наладчиков и мастеров. Необходимо как можно полнее использовать отечественное образование и отрасли экономики, резервы по интеграции в Евразийском экономическом союзе. Нужно ликвидировать очевидный дефицит на средства производства (станочный парк, оборудование и тому подобное) и квалифицированную рабочую силу, ибо без этого новую индустриализацию не поднять в том виде, в каком мы её предполагаем – с возможно большим казахстанским участием и наполнением. Всегда быть зависимыми от любой копеечной зарубежной детали, из-за которой может остановиться работа производства, значит, не поднять на должный уровень экономическую независимость страны. Будем надеяться, что подобные проблемы роста отечественной новой индустрии будут решаться.
На этом первый очерк о производстве, включённом в программу индустриального развития региона, закончен, но рубрика продолжится в следующих материалах с производственных площадок нашего города и области.
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ
Фото автора