КАК ЗАКАЛЯЕТСЯ СТАЛЬ

Газета "Flash!"

Сегодня нам хотелось бы рассказать о том, как «кипит» жизнь на Востокмашзаводе и чем «дышит» предприятие в период кризисных волнений, а также о трудовых буднях сотрудников завода, которые не уповают на золотую рыбку, а работают, засучив рукава. В городе много разговоров о положении на предприятии.

Кто-то говорит, что завод уже безнадежно агонизирует, кто-то — что ВКМЗ еще барахтается, ходят слухи, что рабочие месяцами не получают зарплату. Слухов много. И это вполне объяснимо. Ведь ВКМЗ — одно из крупнейших предприятий города. Поэтому мы решили посмотреть ситуацию на месте, и руководство завода охотно откликнулось на нашу просьбу.



СЛАВНАЯ ИСТОРИЯ

Востокмашзавод можно по праву назвать кузницей Казахстана, выпускавшей сложнейшее горно-шахтное оборудование. Но не только кузницей — мало кто знает, что при Советском Союзе предприятие выпускало детские велосипеды, так как существовала большая потребность в этом трёхколесном транспорте. И заводчане с радостью откликнулись на решение Коммунистической партии и Советского правительства. Изготовление велосипедов и других видов продукции заняло целое производство товаров народного потребления. Годовой объем которого достиг в то время 4,5 миллиона рублей.

А еще — это кузница кадров. Лучшие токари, фрезеровщики, сварщики, рабочие других специальностей готовились и работали здесь. Еще в 80-х годах прошлого века на заводе уже применяли станки с числовым программным управлением. Когда перестройка ввела экономику в состояние развала, востокмашевские специалисты долго без работы не сидели. Их «с руками и ногами» приглашали на новую работу. К примеру, практически весь коллектив ремонтно-механического цеха автозавода «Азия Авто» во главе с главным механиком завода и начальником цеха — это работники Востокмашзавода. Немало уникальных специалистов пережили и переживают вместе с заводом нелегкие времена.







Никто лучше не поведает о славном пути завода, его истории, как сами сотрудники. С пожелтевших страниц «Машиностроителя» — печатного органа парткома, администрации, профкома и комитета комсомола Восточно-Казахстанского машиностроительного завода имени 50-летия СССР — перед нами проходит целая эпоха прошлого столетия. Газета была основана в январе 1980 года и выходила один раз в неделю.

В праздничном номере «Машиностроителя» от 3 ноября 1983 года, директор В. Зайцев, возглавлявший на тот момент предприятие, поздравляет всех работников с 25-летием завода:

«Сегодня Востокмашзавод имени 50-летия СССР является головным предприятием отраслевого машиностроения Министерства цветной металлургии СССР. Завод, построенный в центре Рудного Алтая, располагает универсальными техническими возможностями. Достаточно сказать, что номенклатура выпускаемых заводом изделий насчитывает свыше двух тысяч наименований. Они поставляются более чем на 500 предприятий цветной металлургии нашей страны и в 14 зарубежных стран. Трудно назвать какое-либо предприятие отрасли, которое бы не пользовалось продукцией с маркой Востокмашзавода.

Ровно 30 лет назад были заложены первые фундаменты под производственные корпуса Усть-Каменогорского машиностроительного завода. А через пять лет, 4 ноября 1958 года, в канун 41-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, бригада металлургов, возглавляемая старшим сталеваром В. К. Непомнящим, под руководством мастера плавильного участка И.А. Марголенко произвела опробование сталеплавильного оборудования, сварила и выдала первую плавку стали. Этот день и положил начало летописи ещё одного крупного промышленного предприятия Рудного Алтая — центра цветной металлургии не только Казахстана, но и страны.

Стоит отметить, что большую помощь оказали устькаменогорские машиностроители при создании Артемовского машиностроительного завода на Украине. В те далёкие годы, в 70 километрах от Усть-Каменогорска выросли корпуса Первомайского опытного машиностроительного завода, вошедшего в состав Всесоюзного Производственного Объединения «Союзмашцветмет». Востокмашевцы внесли свой вклад в развитие этого предприятия — оказав значительную техническую помощь, а также обеспечивая его специалистами самого разного профиля.

А еще в то время завод был обеспечен работой на много лет вперед, благодаря процветанию горно-металлургической отрасли, ставке на горно-шахтное оборудование собственного производства, а не импортное, и строгому соблюдению норм обновления техники. Если было положено обновлять горный комбайн раз в 5 лет, так и было. Сейчас же техника зачастую работает на износ, не всегда частные собственники горят желанием вкладывать немалые средства в приобретение новых механизмов. Все эти вопросы сегодня нужно решать на государственном уровне, поднимая роль планирования по развитию народного хозяйства.



ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

Интересно, что в советское время на Востокмашзаводе работали четыре тысячи человек, а сейчас, — 764 сотрудника. И территория предприятия была гораздо больше. На сегодняшний день осталось от когда-то былого величия — 48 гектаров, и действует пять основных производств: механосборочное, производство вакуумного оборудования, к нему относится и долотное производство, и другие.

Несмотря на трудности, завод старается держать свои позиции. АО «Востокмашзавод» по-прежнему является одним из крупнейших в РК предприятий по изготовлению горно-шахтного и металлургического оборудования и запасных частей к нему. Для выпуска продукции имеются переделы (стадия получения или переработки металла, — прим. авт.): литейный, кузнечный, заготовительный, механообрабатывающий, сборочно-сварочный. Продукция идёт полным ходом в нашу страну, а также в страны СНГ и дальнего зарубежья.

Да, имеются определённые трудности у предприятия. Но, кто с ними не сталкивался в период пресловутого экономического кризиса?

— Начиная с 2010 года, мы попали в очень сложную ситуацию, — говорит Виктор Осипов — исполнительный директор по качеству. — Было желание поднять завод, поэтому мы взяли два больших кредита, которые сейчас сильно «бьют» нас. В настоящее время завод работает, но проблемы имеются. В 2015 году, как и ранее, наш крупнейший партнер — национальная компания АО «Қазақстан Темiр Жолы» нам финансово помогала, а сейчас поддержка существенно сократилась — работаем по принципу «выживайте сами». Поэтому, с сентября по декабрь прошлого года, завод был в очень сложной ситуации. Серьёзную организационную помощь на своем уровне оказывает аким области Даниал Ахметов. В итоге мы закрыли долги перед АО «Тепловые сети» и выплатили задолженность по заработной плате.

Чтобы стабилизировать ситуацию и тем самым вернуть завод в относительно уверенное русло, руководство приняло решение об оптимизации производства. Что для этого сделано? Раньше в огромных цехах и мощности были большие, следовательно, и соответствующая потребность в тепловой энергии. Сейчас нет таких больших объёмов производства, а значит, и такой потребности в энергетических ресурсах. Благодаря проводимой оптимизации удалось сэкономить миллионы тенге.

— На заводе разработана программа оптимизации. Часть неиспользуемой площади цехов отключена от отопления и электроэнергии. Два здания отдали в аренду, например, действующую кислородную станцию, — объясняет советник генерального директор АО «Востокмашзавод» Александр Рукин. — В своё время объём продукции выдавали на 250 миллионовв в месяц, в прошлом году объём в отдельные месяцы снизился до 60 миллионов. А объём углекислорода вырабатывался прежний. Останавливать его нельзя, получается, что мы работали в убыток. Сейчас мы отдали в аренду, сколько нужно заводу, столько и берем, остальное арендатор может продать по своему усмотрению







География сотрудничества Востокмашзавода включает в себя страны СНГ и дальнего зарубежья. Также основными направлениями, синергией предприятия является выгодное взаимодействие с АО «Қазақстан Темiр Жолы» и горнорудными предприятиями.

— У нас с 2007 года образован пятый цех, мы поставили новое оборудование полностью, и всё в таком виде стоит, — рассказывает Виктор Осипов. — Сейчас у нас с Россией есть неплохие деловые контакты. Мы будем производить совместную продукцию. Это опять же новые рабочие места и качество нашей продукции станет намного выше. Вот десятый цех по программе форсированного индустриально-инновационного развития запустили. Он рассчитан на выпуск 10 тысяч балок (часть сооружения поезда, воспринимающая тормозные и тяговые усилия, — прим. авт.), пока мы на начальной стадии, на сегодняшний день производим 341 балку.

Остаётся надеяться, что ситуация в ближайшее время, в корне изменится к лучшему. По словам руководства, так и будет, особенно, если количество заказов от предприятий возрастёт. Необходима и более целенаправленная поддержка государством вот таких промышленных предприятий, ведь именно в возрождении их полноценной работы, выводе их на современный уровень, и заключается успех провозглашенной политики индустриализации. Ведь это реальные, действующие производства, а не проекты на бумаге, или маниловские планы, вроде производства фермерских самолетов. Говорится об этом много, а вот реальных дел в этом направлении пока меньше.

Несмотря на возникающие сложности, основной костяк предприятия всё же сохранили. В настоящее время курс взят на становление былой мощности завода.

— В прошлом году более 500 миллионов долгов выплатили по судам, — подчеркнул Александр Рукин. — Если бы не долги, то деньги пошли бы на развитие завода, и не возникло бы проблем с сырьём и зарплатой.

Руководство завода спешит претворить в жизнь новые планы. Идейным вдохновителем и организатором которых выступил генеральный директор АО «Востокмашзавод» Адай Хамзин. Перечислим их. Первый проект — оказание услуг по технической диагностике и ремонту железнодорожных цистерн-вагонов. Техническая диагностика и ремонт железнодорожных цистерн-вагонов осуществляется с января этого года. Радостной вестью стало заключение договора на 2016 год с ТОО «Казцинк-Темир Транс» по оказанию ряда услуг в среднем на сумму 3,5 миллиона тенге в месяц.

Второй проект — предоставление услуг на монтаж и ремонт основного и вспомогательного оборудования в области электроэнергетики на предприятиях РК. Специально для этого созданы участок и рабочая бригада при механосборочном производстве, начато изготовление оборудования и оснастки, требуемые для оказания услуг. По прогнозам, объём оказания услуг составит 500 миллионов в тенге в год.

— В 2011 году мы приобрели универсально-обрабатывающий центр для нового производства боковых рам и надрессорных балок в вагоностроительной отрасли и ремонтных баз. Мы получили сертификат, более 250 балок (конструкция тележки грузового вагона, служащая соединительным звеном между двумя рамами боковыми, — прим. авт.), мы уже продали, — подчеркнул Виктор Осипов. — Сейчас осваиваем. Заказов на сегодняшний день достаточно. Испытываем небольшой дефицит по кадрам. Но, тем не менее, с заданием справляемся — в этом месяце у нас объем 220 миллионов тенге.

Мы идём по заводским цехам. Побывать здесь, в самом «сердце» предприятия, для нас честь. Мы видим жизнь завода изнутри, как работники выполняют тяжелейшую задачу в поте лица. Небольшая остановка в цехе, работа кипит, но для нас находят минутку и увлеченно рассказывают о своей работе.

— Это заказ АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат», — с гордостью демонстрирует нам продукцию работник предприятия. — Мы можем выполнить любой их заказ, кроме вакуумного оборудования.

Далее идем в цех по долотному производству. Долото — основной элемент бурового инструмента для механического разрушения горных пород в процессе бурения скважины.

— Частично работаем, в 2007 году было спроектировано 18 тысяч долот, — комментирует Виктор Осипов.- Иностранные компании, которые приходят на этот рынок, лоббируют свои интересы, приобретают свои долота. Мы провалились в 2007 году, сейчас объёмов таких нет. Стоит вопрос, чтобы бывший хозяин этого уникального немецкого оборудования продал его нам, и мы не получали бы разрешение на его пользование от германских властей.

Перемещаемся в социальную жизнь завода.

Главной политикой предприятия является открытость, прозрачность деятельности, что располагает к доверию. Руководство не боится говорить о текущих трудностях — понимая, что не бывает неразрешимых проблем, выход, как говорится, есть всегда.

— Начиная с января месяца, у нас была трёхмесячная задолженность по заработной плате, — сообщил советник генерального директор АО «Востокмашзавод» Александр Рукин. — На сегодня мы февраль закрываем. У нас остаётся только март. Мы в этом отношении работаем.

В неформальной обстановке мы расспросили сотрудников Востокмашзавода о том, как же обстоят дела с заработной платой. Средний месячный заработок по заводу – чуть более 70 тыс. тенге, что почти на треть ниже средней зарплаты по ВКО. В ходе опроса в цехах предприятия работники поделились своим мнением – они не очень довольны заработной платой, так как её выплачивают частями, пенсионные отчисления не всегда производятся своевременно. Так, из десяти человек, только один работник выразил относительное удовлетворение: «Работа устраивает, пенсионные отчисления переводят, работа есть, если её нет, переводят в другой цех».

Востокмашевцы утверждают — работа есть, но её могло быть гораздо больше. Отдельные цеха пока действуют лишь 3 дня в неделю. Прозвучало даже такое мнение: «Те, кто много лет здесь работает, терпят всё, потому что больше никому не нужны, и дорабатывают свой срок до пенсии».

Раньше рабочая профессия особенно ценилась, никто не гонялся за «понтами», наоборот, быть токарем или фрезеровщиком считалось гордостью. Главное, что чистым трудом, благородным сердцем себе на хлеб зарабатывали. Сейчас это считается не престижно, в то время как рынок труда уже давно переполнен юристами, экономистами и прочими. И да, сейчас многие стремятся в госслужбу в поисках лучшей жизни и заполнения бесчисленного количества бумажек. Но, что же будет знать о жизни такая «офисная» молодёжь? А пока философия общества не поменяется, мы так и будем вечно от чего-то зависеть — то от цены на нефть, то от импорта.

Очень важно, что, несмотря на трудности, социальная сфера на заводе, пусть и в урезанном виде, но сохраняется.

— Работники предприятия, пенсионеры имеют возможность отдохнуть по льготным ценам в нашей базе отдыха на Бухтарминском водохранилище, — рассказывает председатель профкома АО «Востокмашзавод» Раиса Пантелеева. — Практически мы обеспечиваем всех желающих. Путёвки реализуем по самым низкам ценам в городе. К слову, четырехместный домик на 11 дней стоит 15 тысяч тенге.

Ко Дню Великой Победы мы не могли не расспросить о ветеранах Великой Отечественной войны.

— У нас на учёте пенсионеров — 971 человек, в основном со стажем работы на заводе более 20 лет, — говорит председатель совета ветеранов АО «Востокмашзавод» Валентина Котлярова. — У нас 85 тружеников тыла, осталось, к сожалению, два участника Великой Отечественной войны. К девятому мая у нас на заводе относятся как к высочайшему празднику, мы всегда поздравляем ветеранов. Сейчас готовим приказ о поощрении от завода, конечно, всё зависит от финансового состояния предприятия, но меньше 10 тысяч мы никогда не давали участникам войны. Поддерживаем тесную связь с ветеранами войны, не только ко дню 9 мая, но и всегда, позвоним, придём, если нужна помощь, поможем.



ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ?

Итак, что же впереди у завода? Обнадеживает заявление на недавнем круглом столе по развитию казахстанского содержания, сделанное председателем правления Национального агентства по развитию местного содержания (NADLOC) Кайратом Бектургеневым. Он сказал, что АО «Қазақстан Темiр Жолы» планирует сделать Востокмашзавод базовым предприятием по производству оборудования, деталей, запчастей для железнодорожных вагонов в рамках программы импортозамещения. Да, это стало бы прорывом. А самый главный прорыв и на Востокмашзаводе, и в казахстанской индустрии в целом, возможен лишь тогда, когда правительство будет считать это направление самым важным в своей работе. Что для этого, на наш взгляд, необходимо? Возродить плановое ведение хозяйства в новых условиях для стратегических отраслей экономики страны, к которым относятся все крупнейшие предприятия отечественной индустрии, в том числе и Востокмашзавод. И дополнить планирование солидной финансовой поддержкой по государственным программам индустриализации. А пока немалые денежные средства в рамках этих программ направляются на весьма сомнительные проекты, без видимой отдачи, а то и просто растворяются внеизвестном направлении.

Покидая заводскую проходную, мы были едины во мнении – и руководство завода, и коллектив делают все возможное, чтобы не только просто выжить, но и двигаться вперед. Уныния и разочарования нет. Если бы еще заводчанам протянули руку помощи. Завод этого заслуживает.

АНЖЕЛИКА БАКИРОВА

При содействии Сергея Михеева, Дмитрия Алексеева, Ксении Фоминской