ЖИЛ – БЫЛ ПРОФСОЮЗ…

Газета "Flash!"

В Восточно-Казахстанском государственном техническом университете им. Д. Серикбаева великое переселение членов профсоюза. Народ в массовом порядке выходит из действующей профсоюзной организации и столь же дружно мгновенно вступает во вновь образованную.



Почему такое происходит – не может понять председатель общественного объединения «Локальная профсоюзная организация ВКГТУ им. Д. Серикбаева» Сусанна Морозова.

— В начале апреля к нам стали приходить люди с заявлениями о выходе из профсоюзной организации. Такое было и раньше, мы никогда не препятствовали, это право каждого, но всегда интересовались – почему человек принял такое решение? Есть ли в этом наша недоработка?

Но с 11 апреля заявления пошли уже десятками. При этом люди говорили, что им поступила команда в 2-х дневный срок написать заявления о выходе. И сразу же подписывать заявления о приёме в другой профсоюз. Потом и сами члены профсоюза перестали приходить, мне просто из административного корпуса передавали пачки заявлений.

Сусанна Сергеевна подчеркивает, что до неё доходили самые разнообразные слухи и страшилки о возглавляемой ею профсоюзной организации.

— Мне говорили, что наш профсоюз, якобы, вообще незаконный, что мы занимаемся деструктивной деятельностью, финансируемся фондом Сороса, и еще массу небылиц. Кто-то просто был введен в заблуждение, что всё остаётся по-прежнему, только теперь мы войдём в обком профсоюза работников образования и науки. Кто-то получил информацию, что профсоюз всего-навсего сменит название.

Вот так и получилось, что на момент нашего разговора из 670 членов профсоюза осталось чуть более 300. И процесс выхода продолжается. Конечно, я не думала, что так может быть. Все-таки, у нас в профсоюзе преподаватели, учёные, доктора и кандидаты наук. Люди грамотные, образованные, и должны понимать, что членство в общественных организациях – это дело свободного выбора каждого, и никто не вправе вмешиваться и оказывать какое-либо давление.

— Сусанна Сергеевна, а почему возникла такая ситуация? Ведь до апреля все вроде бы шло так, как есть? В чём причина?

— Определённое непонимание возникло с лета прошлого года. В мае в университет пришёл новый ректор, а уже в июне мне стали поступать сигналы о том, что есть пожелание о нашем вхождении в состав обкома профсоюза работников образования и науки, и опять в качестве филиала.

Дело в том, что профсоюз ВКГТУ — один из немногих, не входящих ни в Федерацию профсоюзов Казахстана, ни в региональный обком. К тому же – имеет статус юридического лица.

— Мы входим напрямую в Отраслевой профсоюз науки, инновационных и образовательных организаций, а он – член Конфедерации труда Казахстана. Это такое же республиканское профсоюзное объединение, как и Федерация профсоюзов. Нас полностью устраивает наш отраслевой проф-союз, куда мы отчисляем лишь 7% взносов и получаем хорошую поддержку и помощь, особенно юридическую. В профсоюз работников образования и науки, в который нас усиленно стали подталкивать с лета прошлого года, входят в основном учителя школ и сотрудники детских садов. Мы, как ВУЗ, стоим там особняком. Ведь мы напрямую подчиняемся министерству, и на нас не распространяется трехстороннее соглашение, заключённое с акимом области и организацией работодателей. К тому же, состоя в этом отраслевом профсоюзе, мы должны отчислять более 25% от суммы взносов. Это совершенно не выгодно.

Но эти настойчивые просьбы мы тогда еще могли сдерживать. Может быть, ситуация стала накаляться после того, как нам предложили поучаствовать в финансировании новогодних мероприятий. Тогда я отказалась, наши уставные цели не предусматривают такие затраты.

Наверное, свою роль сыграло и то, что мною был направлен юристу университета проект нового коллективного договора. Проект был подготовлен нами в связи с принятием нового Трудового Кодекса. В колдоговор мы внесли все те нормы, которые были изъяты из трудового законодательства. А в феврале, когда была задержка заработной платы, мы написали письмо в наш отраслевой проф-союз с просьбой вынести этот вопрос на Республиканскую трехстороннюю комиссию.

— Как, на Ваш взгляд, будут развиваться события дальше? Уйдут ли в новую профсоюзную организацию оставшиеся 300 человек?

— Я очень надеюсь, что этого не произойдёт, хотя понимаю, что реальность гораздо суровее моих надежд. Люди держатся за работу и зарплату, и не желают идти ни на какие конфликты. Их можно понять. Конечно, какая – то часть не поддастся, и, не потому что они так любят наш профсоюз или меня, а в силу своей жизненной позиции. Но при малом количестве мы просто не сможем работать по прозаическим финансовым причинам.

Мы уже приняли решение, что с мая перейдём с бухгалтером на 0,25 ставки, а может быть, и этих минимальных сумм мы не сможем получать.

Новая профсоюзная организация уже создана. Есть постановление ВК обкома профсоюза работников образования и науки о принятии в свой состав первичной организации ВКГТУ. Интересно, что постановление принято 1 апреля, когда ещё не было массового выхода из нашей организации. Хотя формально первичка может быть создана при наличии трёх человек. Ещё один нюанс – судя по названию, это будет общая организация преподавателей и студентов. Хотя всегда студенческий профсоюз работал отдельно, ведь такие профсоюзы не перечисляют взносы в вышестоящую организацию.

Кстати, о взносах. Обком постановил, что первичка ВКГТУ будет перечислять 8% от взносов, хотя всегда низовые организации перечисляли им более 25%. Получается, что к ВКГТУ — особый подход?

И, наконец, ещё один важный момент. Председателем профорганизации стал советник ректора Назбиев. Как может представитель администрации возглавлять профсоюз? Еще полтора месяца назад он занимал должность проректора. В марте вышел на пенсию, стал советником, и вот – возглавил профсоюзную организацию.

— Какие действия Вы предприняли?

— К сожалению, я не могу собрать общее собрание по понятным причинам. Мы обратились к акиму области, нам ответили, что аким не вправе вмешиваться в деятельность учреждений, финансируемых из республиканского бюджета. Наша республиканская Конфедерация труда ответила мне, что для обращения в прокуратуру нужны письменные заявления, что на членов профсоюза оказывалось давление с целью принуждения к переходу в другой профсоюз. Но таких заявлений, конечно, никто не напишет. Ждём ответа от министра образования и науки. Нам, кстати, говорили, что в отношении нашего профсоюза было, чуть ли не указание министра, этому я не верю.

Председатель регионального рабочего профсоюза «Защита труда» Иван Булгаков полагает, что, хотя никаких явных и прямых доказательств нет, но в данном случае может быть уже давно отлаженная схема ликвидации неугодных профсоюзов.

— Напрямую ликвидировать – поднимется шум, может возмутиться международная общественность.

Лучше это сделать через якобы волеизъявление самих членов профсоюза. Здесь, конечно, могло быть недовольство тем, что профсоюз не состоял в Федерации, не был в отраслевом профсоюзе и в обкоме, тем самым проявлял свою независимую позицию. А у нас не любят тех, кто выбивается из общего строя. Как тяжело жить независимым профсоюзам, я прекрасно знаю на примере нашей «Защиты труда».

Наш профсоюз входит во Всемирную организацию труда – международное профсоюзное объединение. Недавно на конгрессе жёсткой критике было подвергнуто отношение властей Казахстана к деятельности свободных профсоюзов. В мае собирается исполком ВОТ, на него будет вынесена информация о профсоюзе ВКГТУ. Сейчас мы хотим развернуть кампанию международной солидарности с профсоюзом и придания этому случаю уже международного резонанса.

И.о. ректора ВКГТУ Н.Линок причину массового перехода в новую профсоюзную организацию видит в том, что народ был недоволен использованием профсоюзных финансов. «За последние 3 года на счёт профсоюзной организации поступило более 31 млн. тенге членских взносов. Коллектив всегда задавался вопросом «на что тратятся эти деньги?», потому что основная масса членов проф-союза получала кулёк конфет к Новому году и маленькие подарки в виде пластмассовых чашек к 8 марта. Какой-либо существенной помощи от профсоюза большая часть членов не получала. По этой причине многие были недовольны работой профкома. Тогда же начался выход из профсоюзной организации», — отвечает Н. Линок на наш официальный запрос.

Странно, почему тогда члены профсоюза не предъявляли свои претензии по поводу «скромных подарков» непосредственно руководителю профсоюзной организации? Весьма странная у них и форма протеста – массовый выход в надежде, что в новой профорганизации конфет в кульке будет больше? Вообще-то суть профсоюзов – в коллективном отстаивании прав наёмных работников перед администрацией и собственником предприятия, а не в подарках. Хотя, и с подарками, как сообщает Сусанна Морозова, все обстояло не так плохо.

-Мы сделали анализ по финансам. Из 31 млн. тенге, поступивших на наш счет за три последних года — 5 млн. — это деньги, перечисленные в обком с января 2013 по октябрь 2014, пока мы были их филиалом. На материальную и благотворительную помощь, на праздники, подарки юбилярам, ветеранам, детские конкурсы за эти три года мы потратили более 15 млн. тенге, — сообщает Сусанна Сергеевна.

Вроде бы, грех жаловаться. Но, тем не менее, как пишет Н. Линок, «создание новой проф-союзной организации является добровольным волеизъявлением работников».

«17 марта 2016 г. в МОН РК состоялось заседание отраслевой комиссии по социальному партнёрству, регулированию социально-трудовых вопросов в сфере образования и науки с участием министра Е. Сагадиева и председателя Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки М. Амантаевой. Было подписано соглашение о социальном партнёрстве между министерством и отраслевым профсоюзом. Почти все ВУЗы входят в состав этого отраслевого профсоюза. ВК областная организация профсоюза работников образования и науки тоже входит в указанный отраслевой профсоюз», — сообщает далее и.о. ректора.

А вот это уже, наверное, ближе к истине, нежели «кульки с конфетами». Все входят, а один ВУЗ не входит. Не положено! Да и хронология совпадает. Ведь массовый выход стартовал в начале апреля.

При этом Н. Линок в целом не имеет претензий к прежней профсоюзной организации: «Конфликтов между прежним профкомом и администрацией не было, и администрация не вмешивалась в деятельность профкома». И.о. ректора даже говорит о возможности продолжения работы профсоюзной организации: «В настоящее время разрабатывается новый коллективный договор представителями работодателя и первичной профсоюзной организации, который планируется подписать до 10 мая 2016 г. Прежняя профсоюзная организация может присоединиться к коллективному договору».

Да, но такой образец плюрализма может не состояться по той простой причине, что к этому моменту прежней профсоюзной организации, осмелившейся «шагать не в ногу», уже не будет.



ДЕНИС ДАНИЛЕВСКИЙ