МЕЖДУНАРОДНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ИЛИ РАЗГРОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Газета "Flash!"

Очередная удавка накинута на высшие учебные заведения Казахстана. Осталось только туго её затянуть, и этой сфере образования, похоже, придёт конец. Создаётся впечатление, что у реформаторов чешутся руки от реформаторского зуда, наверное, они испытывают сладострастие от уничтожения всего и вся.







В конце прошлого года в Закон «Об образовании» были внесены поправки, которые почему-то не вызвали широкого общественного резонанса. Оно и понятно – на фоне стремительного роста курса доллара и не менее стремительного снижения цен на нефть какие-то законодательные поправки мало кого заинтересовали. А зря. Ведь фактически подписан смертный приговор большей части университетов и институтов. Правда, с отсрочкой исполнения.

Дело в том, что с 1 января 2017 года государственное финансирование в виде государственных образовательных грантов будут получать только те ВУЗы, которые прошли международную аккредитацию.

В этих аккредитациях уже можно запутаться. На сегодня практически каждый уважающий себя ВУЗ уже прошёл аккредитацию в национальных аккредитационных агентствах. Таковые уже давно работают в Казахстане. Например, Независимое агентство аккредитации и рейтинга (НААР), Независимое Казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании (НКАОКО). Одно из них – НКАОКО – входит в международную ассоциацию по обеспечению качества в высшем образовании. И аккредитация в этом агентстве фактически означает международную.

Сама аккредитация – удовольствие не из дешёвых. За получение заветной бумажки, дающей возможность считаться ВУЗом международного уровня, нужно выложить 4 681 600 тенге. Уже весьма солидная сумма. Но есть ещё одна особенность. Аккредитацию должно получить не только само высшее учебное заведение в целом, но и каждая образовательная программа. А таких программ в ВУЗах по 80-90. Итого получается около 400 миллионов!

Но, похоже, родное министерство уже не устраивает даже такая аккредитация. Чиновникам подавай бумажку из настоящего международного агентства, действительно расположенного «за бугром»! Национальное, пусть и входящее в ассоциацию международных агентств – это уже не то. Выходит, что уже потраченные нашими ВУЗами десятки и сотни миллионов израсходованы зря?

А сколько же университеты и институты должны выложить за «истинную» международную аккредитацию? Приводимые дальше цифры – уже не для слабонервных. Вот прайс -лист Аккредитационного агентства для образовательных программ по инженерным наукам, информатике, естественным наукам (ASIIN): 41 700 евро плюс налог на добавленную стоимость. Также уважаемым международным экспертам необходимо оплатить дорогу, проживание в пятизвездочном отеле, питание. В итоге стоимость аккредитации одной образовательной программы может доходить до 50 тысяч евро и выше, а если таких программ насчитывается до 90, то сумма для вузов просто неподъемная – 4,5 млн. евро, в тенге это 1, 75 миллиарда! Это только с одного крупного высшего учебного заведения! А их в Казахстане 125. Итого, по самым скромным подсчётам, более 150 миллиардов тенге должны уйти из страны, из системы высшего образования на счета международных аккредитационных агентств только за то, чтобы получить бумажку, в которой нас снисходительно причислят к числу «избранных»! А где брать эти деньги? Повышать стоимость обучения? Каким же станет после этого размер оплаты за учёбу? Наверное, гораздо выше, чем в Кембридже, Сорбонне, или Гарварде. Смогут ли родители из совсем не богатых семей потянуть такую сумму? Сможет ли государство выделять образовательные гранты на таком уровне? Что делать ВУЗам? Ведь после таких расходов не останется денег на зарплату преподавателям, обновление материальной базы, да и за коммунальные услуги нечем будет платить! А не пройдёшь аккредитацию – вообще не дадут грантов, останутся только студенты на платной основе. Вот в какой угол загоняют высшие учебные заведения чиновники министерства и депутаты, проголосовавшие за такие изменения в законе! Они не подумали, что на эти деньги можно построить не один десяток самых суперсовременных ВУЗов с самой суперсовременной техникой! Или предоставить бесплатное высшее образование всем казахстанцам.

При этом в самой новой редакции Закона «Об образовании» нет определения – что же такое «международная аккредитация». Сказано лишь, что это «процедура признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным стандартам (регламентам)». Специалисты высшего образования задают два правомерных вопроса к МОН РК:

1. Неужели национальные стандарты и образовательные услуги, которые предоставляют казахстанские вузы, не берутся в расчёт, и все внимание переключено только на сравнение с зарубежными стандартами подготовки кадров?

2. Кто лоббирует интересы зарубежных агентств по выкачиванию огромных сумм из казахстанских университетов?

Вопросы, что называется, в лоб. Действительно, а может вся эта игра и затеяна из-за огромных денег, и деятели, пролоббировавшие эти изменения, получат свою немаленькую долю из этих миллиардов?

Эти же вопросы мы задали и в официальном письме в министерство образования. Мы также обратили внимание, что эта акция может быть не только лоббированием интересов международных агентств, но и средством передела образовательного рынка. Вытянуть такие затраты могут лишь несколько очень крупных ВУЗов. Экономическая обстановка сложная, кризисная. А для высшего образования она совсем непростая. Число абитуриентов снижается. Сейчас поступают выпускники 1997-1998 — 1999 годов рождения. А это время демографического провала, когда из-за шоковых реформ и нестабильности народ перестал рожать. Ситуация с рождаемостью стала выправляться лишь в начале 2000-х годов. Есть и еще один фактор – и эти немногочисленные абитуриенты стремятся поступить или в ВУЗы России, или вообще уехать учиться в дальнее зарубежье. В такой ситуации отечественные университеты и институты нужно бы поддержать, а их добивают международной аккредитацией!

Из министерства, как всегда, мы получили отписку. Вице-министр образования и науки РК Е. Имангалиев сообщил, что «министерством проводится ряд мероприятий по реализации положения Закона РК «Об образовании», в том числе по прохождению ВУЗами международной аккредитации. На сегодняшний день министерством разрабатываются Правила признания аккредитационных органов, в том числе зарубежных, и формирования реестра признанных аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных программ». А поскольку эта работа только проводится, то и более обстоятельный ответ редакции предоставят лишь в июне-июле этого года.

Получается, что в министерстве только определяются – а кто же будет аккредитовать наши ВУЗы. К середине лета определятся. А там на всё про всё у ВУЗов останется полгода. На наш вопрос о непомерной, разорительной стоимости аккредитации — в министерстве ничего не ответили, как будто такого вопроса и не задавали. Обошли молчанием чиновники и наш вопрос об уже имеющейся аккредитации в национальных органах, состоящих в международной системе аккредитации. Что мешает признать эту аккредитацию и не морочить голову, и не опустошать бюджет учебных заведений?

Обращались мы и к депутатам. Ведь они приняли такие поправки. Поскольку Мажилис в это время уже благополучно самораспустился, письмо направили в Сенат. Но, как всегда, из верхней палаты Парламента наше обращение переправили в министерство. И на этом успокоились.

Между тем, специалисты высшего образования в разговоре на эту тему отметили, что прежде чем начинать международную аккредитацию, нужно решить целый ряд вопросов. Прежде всего, разработать целостный методологический подход к этой процедуре. У нас даже не разработан механизм внешнего аудита.

— Сегодня университетами признается, что международная аккредитация образовательных программ способствует привлечению внимания иностранных специалистов и обучающихся, повышению квалификации персонала вузов, упрощает организацию научных и академических обменов, расширяет коллективный опыт каждого университета. Можно сказать, что необходимость формального официального международного признания казахстанских образовательных документов как на академическом, так и на профессиональном уровне практически ни у кого не вызывает сомнений. В то же время вопрос о том, должна ли эта работа вестись отдельными вузами на уровне отдельных образовательных программ или, в основном, на государственном уровне, по-прежнему остается открытым.

Высказывается ряд соображений, говорящих против такой деятельности на уровне отдельных вузов:

• Высокий уровень затрат на аккредитацию образовательных программ в зарубежных аккредитационных агентствах.

• Дублирование усилий государственных органов по подготовке межгосударственных или межправительственных многосторонних и двусторонних документов о взаимном признании образовательных документов.

Вместе с тем, сопоставление аргументов «за» и «против» проведения международной аккредитации на уровне образовательных программ, говорит, с нашей точки зрения, в пользу проведения национальной аккредитации национальными агентствами, которые соответствуют европейским стандартам и руководству по обеспечению качества, — говорят специалисты высшего образования.

На днях мнение о международной аккредитации было высказано и на высоком правительственном уровне. Так, вице-премьер Дарига Назарбаева считает, что ВУЗам нужно как можно скорее переходить на коммерческую основу своей деятельности, и таким образом добиваться желанной автономии. Но ведь хорошо известно, что система образования никогда не была коммерческой организацией, и не может давать огромную прибыль государству. Задача высших учебных заведений куда шире, чем просто зарабатывать деньги, и её деньгами не измеришь – подготовка специалистов, или, как сейчас модно говорить, «человеческого капитала».

Также большое значение, считает вице-премьер, имеет международная аккредитация вузов, она заставляет улучшать программы и делает выпускников более конкурентоспособными на мировом рынке труда. Действительно, сегодня вузы уже изучают рынок труда для трудоустройства выпускников, хотя не совсем понятно, чем занимается тогда министерство труда и социальной защиты?

Министр образования Ерлан Сагадиев добавил, что в течение четырех лет будут отменены дипломы государственного образца. По его словам, вузы с 2021 года будут выдавать собственные дипломы, что будет способствовать росту конкуренции между ними. Контролировать же качество образования будут аккредитирующие международные организации, уточнил он. Рассуждения о прохождении международной аккредитации вузами Казахстана приводят еще к одной мысли. Напомним, что по требованиям новых правил, образовательные гранты выдаются только тем вузам, которые пройдут международную аккредитацию. Вот какой вывод напрашивается — государство оптимизирует количество вузов и автоматически ограничивает доступ населения к высшему образованию.

Итак, международным организациям уже передаются полные функции контроля за качеством нашего высшего образования. Весьма странный подход. Если следовать такой логике, может быть, и функции качества управления страной также передать международным организациям? А что – пусть та же ООН даёт оценку работы правительства. Плохо поработали – низкая оценка, и всех разогнать!

А пока идут такие высокопарные рассуждения в «верхах», в казахстанских ВУЗах не знают, что делать. Или выстраиваться в очередь в международные агентства на аккредитацию, брать для оплаты кредиты, или бросать это дело, и зарабатывать чем-нибудь другим. Сдавать помещения в аренду, например. А ведь наверняка в министерстве уже задумывают ещё какие-нибудь новшества.

ДЕНИС ДАНИЛЕВСКИЙ